НЕФТЯНОЕ ЛОББИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ НЕ БОИТСЯ НИКОГО 

Вчера случилось то, что должно было случиться. Во-первых, Путин собрал нефтяников страны и прилюдно раскритиковал при этом «Газпром нефть» и ТНК-ВР за отказ снижать цены на топливо. Как показывали телекамеры 1-го канала в этот момент, Шафагат Тахаутдинов (Татнефть) что-то старательно записывал в свой блокнот. Во-вторых, в этот же день ульяновское управление ФАС возбудило дело в отношении трех компаний по признакам сговора по повышению цен на дизтопливо – среди них оказалась и «дочка» ОАО «Танефть».  

ПОДОЗРЕВАЮТ В СГОВОРЕ

Итак, вчера стало известно, что ФАС РФ по Ульяновской области возбудила дело в отношении ООО «Татнефть-АЗС центр», ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» (дочерняя компания «Роснефти») и ООО «Ресурс-ойл». Антимонопольщики подозревают компании в необоснованном повышении оптовых цен на дизельное топливо в октябре-ноябре 2010 года. В ходе проверки УФАС удалось выяснить, что в этот период цены на дизтопливо в области выросли на 11,6-25,9%.

В Татарстане аналогичное дело только начинает сдвигаться с мертвой точки. Точнее, как такового, дела пока нет, есть лишь заявление одного из казанских пассажирских перевозчиков, о котором первым в минувший понедельник написал «БИЗНЕС Online».  Напомним, индивидуальный предприниматель Евгений Герасимов 31 января обратился в республиканское УФАС с жалобой на чрезмерно высокие цены на дизтопливо. Он не стал указывать виновного в повышении цен, но отметил, что транспортному бизнесу в таких условиях приходится только выживать.

Как сообщили «БИЗНЕС Online» вчера в пресс-службе татарстанского УФАС, в настоящее время ведомство проводит проверки всех компаний, которые реализуют дизтопливо на территории Татарстана. Проверки начались после обращения татарстанского индивидуального предпринимателя, выступившего от лица перевозчиков.

УФАС РФ по РТ будет рассматривать обращение предпринимателя в течение 30 дней, в случае необходимости срок может быть продлен еще на два месяца. В ведомстве сообщают, что за этот срок должны появиться предварительные результаты, которые в обязательном порядке будут оглашены. Если в ходе проверки выяснится, что компании нарушали Федеральное законодательство, УФАС решит, какие меры наказания будут приниматься в отношении нарушителей. В УФАС нас заверили, что постараются разобраться в этом деле как можно оперативнее, так как вопрос этот социально значимый.

«Но здесь все зависит и от того, насколько компании будут готовы предоставлять нам информацию. Они могут и отказаться от этого», - подчеркнула руководитель пресс-службы УФАС Резеда Мазитова.

Заметим, что мы общались с ФАСом до совещания, которое провел Путин с нефтяниками и где он жестко прошелся по очередному повышению цен на топливо. Вся страна это наблюдала по телевизору.

Первыми, как видим, среагировали в Ульяновской области – там антимонопольная служба действует более решительно. Конечно, там нет нефтяного лобби, которое пронизывает нашу республику на всех уровнях. Однако мы не сомневаемся, что после Путина ФАС в Татарстане также получит легитимный повод заняться нашими монополиями (даже без получения от них документов), взвинтившими с осени цены на тоже дизтопливо на 30-40%...

СГОВОРА НЕТ?

Тем временем мы решили  пройти по цепочке, связанной с делом в Ульяновске.

В отделе АЗС управления по реализации нефти ОАО «Татнефть» нам сообщили, что информацией по Ульяновску не владеют,  и первый раз услышали о деле в УФАС от корреспондента БИЗНЕС Online. Мы попытались связаться с руководством «Татнефть-АЗС центр» в Альметьевске, но в приемной компании, едва услышав просьбу  корреспондента  прокомментировать дело в Ульяновске, сразу же ответили, что никто на эту тему ничего говорить не будет.

Из этого заявления стало ясно, что компания все-таки в курсе происходящих у соседей событий. Своя точка зрения на то, имеет ли место сговор у заправщиков дизеля,  у председателя ассоциации предприятий продуктообеспечения Николая Горюнова:

– Я слышал о том, что некий предприниматель из Казани подал в УФАС заявление. Что касается «Татнефть-АЗС центр» - они не производители продукта, и не влияют на ценообразование. Они на конечном этапе производства и реализации нефтепродуктов стоят, также, как и мы все. Цену формируют производители товара. Если говорить о сговоре: он не будет подкреплен ничем, потому что они просто продают дизель с мизерной наценкой к оптовой цене: на то, что бы содержать заправку, коммунальные услуги, зарплату, налоги на землю, которые у нас в Казани выросли в три раза. У них в Ульяновске я не знаю, наверное, полегче.

Что касается рынка дизтоплива, Горюнов сообщил, что рост цен пока приостановился, и главное – появился товар, который еще недавно был в дефиците.

РАССЛЕДОВАТЬ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО

Кстати, вчера премьер-министр Владимир Путин предложил ввести регистрацию всех сделок с нефтью и нефтепродуктами на бирже, поручив властям для этого «подумать» над созданием биржевого комитета, раскритиковав при этом «Газпром нефть» и ТНК-ВР за отказ снижать цены на топливо.

«Теперь регистрироваться на бирже будут не только сделки, проходящие через биржевую площадку, но и внебиржевые сделки с нефтью и нефтепродуктами, в том числе и долгосрочные контракты», - цитирует Прайм-ТАСС премьер-министра.

Так же Владимир Путин поручил ФАС незамедлительно начинать антимонопольные расследования по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо.

Путин напомнил, что в 2010 году рост цен на дизельное топливо составил более 35%. При этом он отметил, что по данным Минэнерго и ФАС более 50% увеличения цены приходится на так называемый "фактор роста спроса". "Именно этим объясняют рост цен представители нефтяных компаний, однако я не готов с ними согласиться. Не хотелось бы думать, что причина скачка цен банальна - стремление извлечь максимальную прибыль", - цитирует слова премьера РБК.

Елена Фадеева
Наталия Токранова