Мурат Сиразин: «Москва поменяла риторику на такую, которую можно выразить словами премьера РФ Дмитрия Медведева: денег нет, но вы держитесь!» Мурат Сиразин: «Москва поменяла риторику на такую, которую можно выразить словами премьера РФ Дмитрия Медведева: денег нет, но вы держитесь!» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КУДА МЫ БЕЗ ТАТАР?»

Президент России Владимир Путин на предновогодней пресс-конференции дал высокую оценку республике, сказав: «Куда мы без татар?» И здесь не только заслуга представителей республики в историческом процессе, так как татары были одними из тех, благодаря кому состоялась российская государственность. Но тут видны и огромные заслуги президента Татарстана Рустама Минниханова на мировом уровне, когда он выполнял функции представителя министерства иностранных дел по налаживанию наших отношений и с Японией, и с США, и, главное, с Турцией и Ближнем Востоком.

Но вдруг правила поменялись. И теперь Москва поменяла риторику на такую, которую можно выразить словами премьера РФ Дмитрия Медведева: денег нет, но вы держитесь! То есть терпите и свои проблемы решайте сами. А проблемы огромные. Москва, не согласовав с регионами, в том числе с Татарстаном, поменяла правила взаимоотношений. Регионы-доноры и раньше львиную долю своих доходов отдавали в федеральный бюджет, на поддержку экономически слабых субъектов Федерации, а сегодня и вовсе изъяли еще 8 млрд. рублей и не хотят допускать к участию в федеральных программах.

Понятно, почему Рустам Нургалиевич на последнем в 2016 году заседании Госсовета Татарстана выступил в поддержку регионов-доноров: «На следующий год опять идет увеличение НДПИ — плюс 1 процент прибыли мы отдаем. В одностороннем порядке принимаются решения на федеральном уровне. Никаких согласований! Плюс есть еще попытка изменить соотношение по софинансированию. Те, кто хорошо работает, вообще не должны получать федеральных субсидий. Это вообще глупости! Куда страна идет? Чем... Мы же федеративное государство. Как мы не можем участвовать в федеральных программах? Это вообще непродуманное решение... Так же нельзя! Мы понимаем, что надо поддерживать регионы-реципиенты, но не за счет того, чтобы изымать, ухудшать ситуацию, которая сегодня есть».

ПОД ЭКОНОМИКУ ТАТАРСТАНА ПОДЛОЖЕНА МИНА. КУДА ПОСЛЕ ВЗРЫВА ПОЛЕТЯТ ОСКОЛКИ?

А тут еще в Татарстане как гром среди ясного неба разразился скандал с Татфондбанком! В ТФБ образовалась, по оценкам некоторых специалистов, дыра в размере 120 млрд. рублей. Такие дыры появлялись и в других банках, но правительство России затыкало эти пробоины. Причем не только в государственных, но и в частных банках. Например, в Банке Москвы черная дыра в 300 млрд. рублей была благополучно заштопана. И это несмотря на то, что деньги-то в этих банках разворовывались непонятно кем, даже уголовные дела на организаторов хищений заводили. А тут республиканский банк, который выполнял социально значимые проекты под патронажем республиканского правительства. Организациям и предприятиям РТ прямо рекомендовали открывать расчетные счета в ТФБ под гарантию правительства — председателем совета директоров банка не случайно был премьер РТ Ильдар Халиков. В ТФБ даже были повышенные процентные ставки под размещение денежных средств граждан и организаций — чуть ли не в два раза по сравнению с федеральными банками. И люди несли сюда свои деньги...

К слову, в ТФБ был и огромный портфель кредитных ресурсов, за которые юрлица отдавали залоги. Непонятно, кому эти кредиты будут продаваться. И, естественно, их новых хозяев меньше всего будет интересовать, подо что брались эти кредиты и куда они вложены. И как бы не пришлось возвращать их сразу...

Одним словом, под экономику Татарстана подложена мина, и куда после взрыва полетят осколки?

«Организациям и предприятиям РТ прямо рекомендовали открывать расчетные счета в ТФБ, под гарантию правительства» «Организациям и предприятиям РТ прямо рекомендовали открывать расчетные счета в ТФБ, под гарантию правительства» Коллаж: «БИЗНЕС Online»

КАДЫРОВА МОСКВА УСЛЫШАЛА...

Путин и федеральные руководители обещают помочь Татарстану. Но пока не видно их особых усилий в этом направлении. Минниханов на заседании республиканского парламента обратился и к депутатам от Татарстана, и к федеральным чиновникам чуть ли не с криком о помощи. Но складывается впечатление, что пока не может достучаться до президента России, раз выбрал как последний шанс публичное обращение через СМИ...

Напомним, что такой же шаг совершил глава Чечни Рамзан Кадыров и его в Москве услышали. Теперь, я думаю, он спокойно достроит самое высокое здание в Европе стоимостью в 66 млрд. рублей.

Скорее всего, это мое личное мнение, Татфондбанк спасти не удастся. И, возможно, богатенькие люди больше никогда не принесут свои денежки в татарстанские банки. Предпочтут вложить в федеральные государственные банки, а скорее всего, вложат в землю ,в недвижимость, в валюту и в золото. То есть туда, где спекулятивный процент выше, сохранение денег безопаснее. Но это ничего общего не имеет с дальнейшим развитием республики.

Тем не менее надо что-то делать Москве — все возможное, чтобы минимизировать потери предприятий и, соответственно, исключить возможность потери зарплат, накоплений и пенсий жителей республики. Да, сегодня некоторые горячие головы вспоминают, что в таких случаях Минтимер Шаймиев громко объявлял суверенитет и переставал вообще платить налоги в федеральный центр. Только вот забывают, что первый президент РТ делал это до того периода, когда ему разрешали проглотить столько собственности народной, сколько он мог проглотить, когда Россия была слабой и умиротворять, кроме Чечни, другие регионы просто физически не могла. Все эти игры в независимость продолжались до тех пор, пока Сергей Кириенко, тогдашний премьер, не назначил председателем ФСБ подполковника Путина. И он уволил 50 генералов, в том числе генерала Венера Салимова из нашей республики, за то, что, как говорят, дежурный в докладе Путину дважды повторил, что он не дежурный федеральной службы безопасности по Татарстану, а дежурный по КГБ Татарстана, не обращая внимания на замечания Путина. А дальше пошло как по маслу, и Шаймиев, и спикер парламента РТ Фарид Мухаметшин по требованию прокурора РТ привели все законодательство и Конституцию РТ в соответствие с федеральными законами.

«Успокоится ли Рустам Нургалиевич, смирившись с тем, что стену непонимания федерального центра головой не пробьешь?» «Успокоится ли Рустам Нургалиевич, смирившись с тем, что стену непонимания федерального центра головой не пробьешь?» Фото: president.tatarstan.ru

КАК ПРОБИТЬ СТЕНУ НЕПОНИМАНИЯ?

Чем вызвано молчание Москвы по поводу Татфондбанка? Только новогодними каникулами? И успокоится ли Рустам Нургалиевич, смирившись с тем, что стену непонимания федерального центра головой не пробьешь?

Конечно, у Татарстана много противников — его резко критикуют и Геннадий Зюганов, и Владимир Жириновский, и те, кому не нравится, что во главе республики стоит президент. Но не надо забывать, что он всенародно избранный, что за ним — народ республики, который доверил власть своему президенту подавляющим большинством голосов.

Сегодня положение республики напоминает положение крестьян Татарстана, у которых нет земли, которые закабалены кредитами банков и не имеют средств и возможности заниматься расширенным воспроизводством своих хозяйств. Но несмотря ни на что, не убегают в город и не посылают сельское хозяйство к едрене фене! Вот примерно в такое же положение будет поставлена вся республика и весь народ, работающий в самых разных отраслях народного хозяйства. Не понимать этого непростительно Путину, который, я думаю, не должен предать Минниханова в трудную минуту.

Считаю, что сегодня нужно создать российско-татарстанскую комиссию по проблемам ТФБ и других шатающихся банков республики. Точнее, такую комиссию надо было создать уже вчера. И включить в нее помимо специалистов по финансам и банковским операциям также политиков, которые не будут своим присутствием раздражать комиссию, но будут нацелены на то, чтобы вывести из финансового, а точнее политического кризиса и республику, и страну. Эта комиссия должна основывать свою работу на принципе: не будет сильной России без сильных регионов, без поддержки федеральной власти губерниями и республиками, которые, по сути, являются национальными государствами, добровольно входящими в Федерацию!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции