«Появилось огромное желание что-то производить. Один из поставщиков сырья подсказал, что на рынке дефицит вспененного полиэтилена» Фанияр Закиров: «Появилось огромное желание что-то производить. Один из поставщиков сырья подсказал, что на рынке дефицит вспененного полиэтилена» Фото: Ирина Ерохина

«С ДРУЗЬЯМИ НЕЛЬЗЯ СТРОИТЬ БИЗНЕС? НАША ДРУЖБА — ПРЯМОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ»

— Фанияр Фаикович, что за материал производит ваша компания?

— Вспененный полиэтилен. Материал с фольгой, имеющий теплоотражающий слой, знаком многим. Он очень широко применяется на рынке. В автомобилестроении — для теплошумоизоляции автомобилей, в строительстве — для утепления стен, потолков и как подложка под ламинат или наливные полы. Вообще, я каждый день открываю для себя новые области, где еще его можно применить. Например, увидел, что в «Икеа» его используют для упаковки тарелок. А посуда там из Польши, то есть европейское производство. В упаковке магнитофона или телевизора у некоторых производителей вставка не из пенопласта, а из вспененного полиэтилена. Недавно мы покупали детям обувь, и в сапогах, куда обычно кладут бумагу, я увидел хорошо знакомый мне материал...

— Вспененный полиэтилен недорогой?

— Сам по себе этот материал действительно дешевый. Его цена начинается самое меньшее от 7 рублей за квадратный метр в зависимости от толщины и вида...

— Вы ведете бизнес с партнером?

— Бытует мнение, что с друзьями нельзя строить бизнес. Я считаю, что наша дружба — это прямое опровержение. Мы с Альбертом Мотигуллиным одногруппники. Вместе учились в Нижнекамском химико-технологический институте (сейчас — филиал КНИТУ) на экономиста-менеджера. Свою компанию решили создать спустя 4 - 5 лет после окончания вуза. До этого каждый шел своим путем.

— Чем занимались вы?

— Свою карьеру я начинал в налоговых органах. А мой товарищ и будущий компаньон работал в снабжении «Нижнекамскшины». В 2008 году я ушел из налоговой к нему в снабжение — там как раз освободилась вакансия. Но не проработал и полгода, как меня сократили. Как говорится в пословице: кто последний пришел, тот первым и уходит.

«Материал с фольгой, имеющий теплоотражающий слой, знаком многим» «Материал с фольгой, имеющий теплоотражающий слой, знаком многим» Фото: Ирина Ерохина

— Вы, вероятно, даже не успели приобрести никакого опыта в снабжении?

— Я занимался закупкой запчастей к импортному оборудованию и успел получить опыт в проведении тендеров — выборе поставщика, заключении договоров. Знание этой процедуры мне помогает сейчас чуть ли не ежедневно.

— У вас сразу возникло понимание, в каком направлении надо развиваться?

— Нет. В 2011 году мы с другом решили заняться реализацией полимеров — того же полиэтилена высокого давления. Это была продукция «Нижнекамскнефтехима», «Казаньоргсинтеза» и других заводов.

— Вы были одним из большого количества мелких дистрибьюторов?

— Даже не дистрибьютором, а просто купи-продай: мы работали с мелким оптом. Но по прошествии какого-то времени нам это стало уже не интересно. Появилось огромное желание что-то производить. Один из поставщиков сырья подсказал, что на рынке дефицит вспененного полиэтилена — он пользуется большим спросом.

— Это было действительно так?

— Дефицит имел место. И рентабельность этого продукта была очень высокой — процентов 200.

«НАС ДОЛГО КОРМИЛИ ОБЕЩАНИЯМИ»

— Высокая доходность была связана с новизной материала?

— Нет. Вспененный полиэтилен известен уже давно. Первым его стал выпускать Ижевский завод пластмасс — еще в конце 80-х - начале 90-х годов. Поставщик помог нам в выборе оборудования и даже взялся его поставить.

— А что за оборудование вам требовалось?

— Комплексная линия по выпуску вспененного полиэтилена — большое серьезное оборудование. Только на ее покупку нам было нужно 130 тысяч долларов. Мы решили закупить его по республиканской программе «Лизинг-грант». Она тогда только второй год как стартовала. Нас субсидировали на 1 миллион рублей. С помощью лизинговых компаний мы заключили договор софинансирования, затем договор поставки. И начали ждать доставку линии. Ожидание затянулось: из положенных трех месяцев вылилось во все девять. Нас долго кормили обещаниями, что оборудование готово, идет и т. д.

— А где вы заказали технологическую линию?

— В Китае. Но сам поставщик, а для него это тоже оказались первые шаги, был из Казани. Когда же оборудование, наконец, доставили, мы столкнулись с рядом недоработок.

— Получили линию не с теми характеристиками, которые заказывали?

— Нет, с линией все было в порядке. Но вспомогательное оборудование оказалось не совсем то, что нужно. Например, формирующие фильеры, которые определяют размер изделия, были не того размера. В Китае они пользуются спросом, а на рынке России не востребованы.

«Мы надеемся стать стратегическим поставщиком для участников жилищного строительства. Причем всей республики» «Мы надеемся стать стратегическим поставщиком для участников жилищного строительства. Причем всей республики» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Вы это не учли?

— На момент заключения договора мы этого даже не знали. В итоге заказали фильеры здесь, в Нижнекамске, на ремонтно-механическом заводе. Фактически наугад — по приблизительным чертежам и образцам. Потому что ни поставщик, ни китайская сторона чертежи нам уже не предоставляли. Хорошо еще, что они оказались относительно несложными — их изготовление не составило особой проблемы.

— Программа «Лизинг-грант» решила все ваши материальные проблемы?

— Конечно, нет. Наши траты не ограничивались покупкой оборудования. Мы с другом сложились — а к тому времени мы уже заработали какой-то собственный капитал. И все эти средства вложили в различное вспомогательное оборудование. Системы вентиляции, пожаротушения и прочее — вроде бы мелочь, а набирается. Собственный капитал от необходимой суммы составлял, наверное, десятую часть. На закупку сырья я уже занимал деньги у родственников. Партнер со своей стороны тоже у кого-то занимал.

— Хорошо еще, что есть родственники, которые могут одолжить деньги.

— Это были мои родители, рядовые сотрудники «Нижнекамскнефтехима». Вообще, меня в этом начинании поддержали все родственники. Папа, а сейчас он уже пенсионер, до сих пор поддерживает морально. Даже моя любимая теща ссудила мне 100 тысяч рублей. Тогда для нас была дорога каждая копейка. К тому же родственники давали деньги в долг без конкретных сроков и, конечно же, без процентов. Работали бы так наши банки, цены бы им не было (смеется). Но тогда о них даже не было речи: кредитные организации начинающих кредитуют неохотно. Запустили оборудование, начали производство. Строительные рынки, строительные фирмы — мы постепенно находили своих потребителей.

«При составлении бизнес-плана схема казалась идеальной: купил сырье, произвел, продал. Но оказалось, что наш продукт не ждут в торговле» «При составлении бизнес-плана схема казалась идеальной: купил сырье, произвел, продал. Но оказалось, что наш продукт не ждут в торговле» Фото: Ирина Ерохина

«ВАМ КАК ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ НЕ ДОЛЖНЫ ОТКАЗАТЬ»

— А как вы решили вопрос с сырьем?

— Мы по сегодняшний день закупаем сырье на «Казаньоргсинтезе». Но первую партию брали у дилеров. Это уже потом знающие люди нам подсказали: «Напишите письмо в адрес гендиректора КОСа, что вы производители. Вам не должны отказать». И действительно, после такого обращения мы буквально за два-три месяца заключили прямой договор поставки. Мы тогда закупали буквально 20 тонн полиэтилена высокого давления в месяц. Это одна фура. Для «Казаньоргсинтеза» по большому счету ничто. Я думаю, если бы мы пришли со стороны, с нами даже никто бы не стал разговаривать.

— Напрямую работать было выгоднее?

— По цене, конечно, выгоднее, но буквально на 2 - 3 процента. И себестоимость продукции при прямых закупках была ниже. Но с дилерами, честно говоря, оказалось работать комфортнее: они могли предоставить отсрочку платежа. А у КОСа стопроцентная предоплата: после выставления счета в течение пяти дней ты должен проплатить весь объем сырья. Даже если он еще не готов и его надо ждать.

— Что вам как молодой компании было выполнить сложно?

— Да. К слову, у нас до сих пор нет возможности оплачивать все счета так быстро. Помог генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Саматович Яруллин. Мы познакомились с ним на одном из совещаний в холдинге, куда нас неоднократно приглашало министерство экономики республики.

— Договор с КОСом был переписан?

— Он не изменился, но к нам стали относиться более лояльно: как только оплатил товар, а сделать это можно в течение месяца, так его можно и забрать.

«Мы производим 40 позиций вспененного полиэтилена» «Мы производим 40 позиций вспененного полиэтилена» Фото: Ирина Ерохина

«С «МЕГАСТРОЕМ» ВОЮЕМ УЖЕ ТРЕТИЙ ГОД»

— Зато, наверное, со сбытом не было проблем, учитывая высокую востребованность материала?

— При составлении бизнес-плана схема казалась идеальной: купил сырье, произвел, продал. Тем более что все строительные магазины рядом — далеко везти товар не надо. Но на деле, когда мы запустили производство, оказалось, что наш продукт не ждут в торговле: там уже сидят наши конкуренты. Например, тот же Ижевский завод пластмасс. Уже признанная, известная марка. Можно сказать, эталон качества. А еще производители из Москвы, Нижнего Новгорода и Свердловской области.

— Тогда как маленькую компанию из Нижнекамска еще никто знать не знал?

— Мы столкнулись с тем, что наш материал готовы продавать, но с условием отсрочки платежа: две недели, месяц или даже 60 дней. Согласившись с этим, мы почувствовали острую нехватку оборотных средств. Товар в магазины отгружаем, денег не получаем, а ведь нам необходимо закупать сырье. Пришлось прибегнуть к заемным средствам. В частности, нас поддержал Сбербанк.

В начале 2015 года возник острый кризисный момент. Доллар скакнул, процентные ставки банков тоже взлетели. Но для нас прошлый год фактически стал прорывным. Возросла оборачиваемость средств. Выросли и объемы закупок на КОСе. Причем на порядок: мы начинали с 20 тонн, а сейчас стабильно ежемесячно забираем 60 тонн сырья. Как следствие, выросла выручка: с 18 миллионов рублей в 2014 году она увеличилась в 2015 году до 66 миллионов.

— То есть кризис на вас особо негативно не повлиял?

— Не могу сказать, что кризис пошел нам на пользу. Но у нас было преимущество: мы местные. В первую очередь это выразилось в низкой транспортной составляющей. Поэтому мы выигрывали у конкурентов по цене.

— Какие у вас сейчас объемы производства?

— Мы ежемесячно производим около 500 тысяч квадратных метров продукции. Это хорошие объемы. Кстати, с крупными строительными торговыми сетями мы до сих не заключили ни одного договора. Мы просто не смогли в них зайти. Даже с нашим республиканским «Мегастроем», который находится рядышком, третий год боремся, не можем попасть. Отправляем им коммерческое предложение. Встречаемся, обсуждаем чуть ли не каждую позицию. Вроде бы процесс пошел, но до подписания договора дело так и не доходит. То у них открытие нового магазина, то элементарно нет времени. Мы уже по нескольку раз прошли эти круги ада. В торговых сетях федерального значения еще хуже. Если в республиканских ты хотя бы можешь выйти на конкретного исполнителя, то в них даже не можешь найти информацию, с кем вести переговоры. Например, в «Леруа Мерлен» такого контакта у нас нет до сих пор.

Вопрос по работе с торговыми сетями я неоднократно поднимал на встречах различного уровня: почему власть, выделяя землю под строительство магазинов — тому же «Леруа Мерлен» или «Мегастрою», не обязывает их пропускать на свои полки продукцию местного производства?

«Даже с нашим республиканским «Мегастроем», который находится рядышком, третий год боремся, не можем попасть» «Даже с нашим республиканским «Мегастроем», который находится рядышком, третий год боремся, не можем попасть» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Какое-то негласное соглашение вроде бы есть?

— Такого рода договоренности существуют по продуктам питания. А по строительным материалам ничего подобного нет. У меня есть знакомые, которые также производят стройматериалы. Свою продукцию они продают в Москву, откуда она поступает в те же самые торговые сети. Ну не глупо ли везти товар в российскую столицу, а потом обратно?

— Вы работаете с какими-то крупными строительными компаниями?

— Ни одна строительная компания напрямую у нас материал не берет. Все идет опять же через перепродавцов.

— Тем не менее вы уже вышли за пределы Татарстана?

— Да. Очень много нашей продукции берет Удмуртия, несмотря на то, что там есть свой производитель в лице Ижевского завода. Большие объемы отгружаем и в Республику Башкортостан.

«НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО ОТВОЕВЫВАЕМ СВОЙ ПРОЦЕНТ РЫНКА»

— Вы сейчас выпускаете такую же продукцию, что и Ижевский завод?

— По номенклатуре, а мы производим 40 позиций вспененного полиэтилена, наш товар фактически один в один. В 2013 году произошло проседание рынка. Цены на вспененный полиэтилен тогда просто рухнули. И к сегодняшнему дню мы пока еще не достигли той его стоимости, которая была в 2008 - 2009 годах...

«Если кирпич вместо стандартной высоты в 7 сантиметров будет всего 6-6,5 сантиметра, увеличится его расход. Но в магазине мы ведь на его высоту внимания не обращаем» «Если кирпич вместо стандартной высоты в 6,5 сантиметров будет всего 5 - 5,5 сантиметров, увеличится его расход. Но в магазине мы ведь на его высоту внимания не обращаем» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Как у вас сейчас обстоит дело со спросом: он не уменьшился? Кажется, из-за кризиса строить стали меньше?

— Да, темпы строительства объектов жилья падают. Но с каждым месяцем к нам обращаются все новые клиенты, которые от кого-то о нас узнали. Есть среди них и строительные компании. Допустим, раньше они покупали наш материал у какого-то перепродавца, а теперь обратились напрямую. Такие случаи были неоднократно. Мы только рады работе с конечным потребителем. Одним словом, несмотря ни на что мы отвоевываем свой процент рынка. А в ближайшей перспективе запустим новую производственную линию.

— Это позволит вам увеличить объемы?

— У нас будут новые продукты. Это трубная изоляция, используемая при капремонте в системах горячего и холодного водоснабжения, и шнуры, и жгуты, которые применяют для утепления домов в крупнопанельном домостроении.

— Эта ниша на рынке еще не занята?

— Она тоже не свободна. Но конкурентов здесь меньше на порядок. А значит, выше рентабельность. Я думаю, у нас есть все шансы занять с этой продукцией определенный объем на полках строительных магазинов. Кроме того, мы надеемся стать стратегическим поставщиком для участников жилищного строительства. Причем всей республики. Рассчитываю, что мы начнем напрямую работать с самыми крупными строительными компаниями. Сейчас основной объем этого материала везут из Москвы. Я думаю, что наши строители сделают выбор в пользу местного производителя. Хотя им наш материал еще мало известен, по качеству мы не уступаем.

— Вы уже провели какие-то предварительные переговоры?

— Вся эта работа у нас сейчас в процессе. Ведем переговоры с крупным челнинским застройщиком «Домкор». В Нижнекамске, где жилищное строительство развивается бурными темпами: жилье для ТАНЕКО, молодежное строительство, соципотека, пока все сложнее.

«Изопол»: изолирующий полиэтилен или изолированный пол — кому как больше нравится» «Изопол» — изолирующий полиэтилен или изолированный пол, кому как больше нравится» Фото: Ирина Ерохина

«ВЫ КОГДА-НИБУДЬ ИЗМЕРЯЛИ В МАГАЗИНЕ ТОЛЩИНУ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА?»

— «Изопол» — это ваша торговая марка?

— Да. У Ижевского завода пластмасс бренд «Изолом». А у нас «Изопол» — изолирующий полиэтилен или изолированный пол, кому как больше нравится. Кстати, мы сейчас единственные производители вспененного полиэтилена в республике. В 2008 - 2009 годах его начинали выпускать в Казани под торговой маркой «Изофом». Но что-то у них не пошло, и они продали оборудование...

— У вас материал отечественный, поэтому колебания курса доллара на него никак не влияют?

— На нас не влияют, но они влияют на стоимость сырья того же «Казаньоргсинтеза».

— Но вы ведь покупаете продукцию в рублях?

— Да. Но из-за меняющейся цены на нефть ежедневно меняются и отпускные цены КОСа. При низкой стоимости нефти на мировом рынке цена в долларах на тот же полиэтилен высокого давления падает, но в переводе на рубли из-за дешевого курса она повышается. Таким крупным производителям как КОС и НКНХ выгоднее продавать всю продукцию на экспорт. С этим, как я понимаю, связан и рост внутренних цен на эту продукцию.

— Но по конечной цене у вас по-прежнему есть преимущество?

— Увы, сейчас мы проигрываем некоторым конкурентам. Цена у них меньше из-за низкого качества. Вы когда-нибудь измеряли толщину какого-либо строительного материала в магазине?

— Нет. А это нужно делать?!

— Знаете, как поступают некоторые производители? Продают материал вместо заявленной толщины в 2 миллиметра всего лишь 1,5 миллиметра. Вроде бы ерунда, а между тем это 25 процентов экономии. Или взять тот же кирпич. Если он вместо стандартной высоты в 6,5 сантиметров будет всего 5 - 5,5 сантиметров, увеличится его расход, и сама стройка встанет дороже. Но в магазине при выборе кирпича мы ведь на его высоту внимания не обращаем. Смотрим только на цену. Досадно: мы проигрываем конкурентам при работе с оптовыми покупателями именно каких-то 5 - 7 процентов. Поэтому и выбрали свою стратегию развития: работать с конечным потребителем. Я уверен: рано или поздно это принесет свои плоды. Кстати, в прошлом году мы вступили в кластер «Иннокам».

— Это вам в чем-то помогает?

— В плане координации — да. Нас стали приглашать на выставки, различные бизнес-миссии, дни поставщика.

«К примеру, один день простоя завода КАМАЗ обходится в 25 миллионов рублей. Для нас это слишком высокие риски» «К примеру, один день простоя КАМАЗа обходится в 25 миллионов рублей. Для нас это слишком высокие риски» Фото: «БИЗНЕС Online»

— То есть вам организуют встречи с потенциальными клиентами?

— Пока это больше встречи с автосборочными предприятиями. Но мы к работе с тем же КАМАЗом или «Соллерс» пока не готовы.

— Не можете предоставить продукцию в необходимых им объемах?

— У них очень высокие требования по системе менеджмента производства и качества продукции, которым мы пока не отвечаем.

— Это требует определенных затрат?

— Да. В ближайшей перспективе у нас такая сертификация будет. Но единовременно на нее потратиться мы пока не можем. К тому же, такое сотрудничество накладывает серьезные обязательства. К примеру, один день простоя КАМАЗа обходится в 25 миллионов рублей. Для нас это слишком высокие риски. Уже не говоря о том, что практически все автосборочные производства перешли на европейские стандарты: держат у себя минимальный запас запчастей — на двое-трое суток, максимум неделю. Все остальное должно находиться у производителя. Нам площади еще не позволяют держать такие запасы. Мы арендуем 2 тысячи квадратных метров на частной производственной базе: наша технологическая линия хотя и узкая, но длинная.

«ВОЛЬГОТНО ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ ТОЛЬКО БРЕНДОВЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ»

— Какая проблема для вас сейчас главная?

— С этой проблемой сталкиваются все производители стройматериалов. А их немало. У нас ведь производят все: от кисточек и шпателей до минеральной ваты и того же гипсокартона. Но на рынке стройматериалов, какое бы это ни было направление, вольготно чувствуют себя только брендовые производители. Среди производителей гипсокартона, это, например, Кnauf, строительных смесей — «Волма» и т. д. Они могут диктовать свою ценовую политику даже тем же торговым сетям. Мелким же производителям в сети просто зайти сложно. И уж если им это удалось, приходится подстраиваться под ценовую политику ретейлеров.

Одним словом, определенные сложности есть. Необходима поддержка власти в плане выстраивания диалога со специализированными торговыми сетями. Даже если элементарно организовать встречу b2b (от анг. business to business — «бизнес для бизнеса»), уже будет огромная помошь. Вроде бы есть каталог республиканских производителей стройматериалов, но не все его придерживаются. Тем более при проектировании объектов. Проектные организации закладывают материал определенной марки. И, к примеру, если изначально указан ижевский «Изолом», его очень тяжело официально заменить, скажем, на «Изопол». Даже если наш материал не хуже и дешевле. Для этого надо пройти очень долгий процесс согласования, поэтому не все на это идут. У нас такие случаи были. Это действительно очень сложно. В результате элементарно не укладываешься по срокам. К примеру, строится объект, остался месяц до сдачи...

«Цена начинается самое меньшее от семи рублей за квадратный метр — в зависимости от толщины и вида...» «Цена начинается самое меньшее от 7 рублей за квадратный метр в зависимости от толщины и вида...» Фото: Ирина Ерохина

— Срочно нужен материал, и ты готов закрыть потребность, но нужен именно ижевский?

— Да. Должен быть ижевский, и с этим ничего не поделаешь. Мы на уровень сотрудничества с проектными организациями еще не вышли. Наверное, больше в силу нехватки времени. Я знаю даже, что в некоторых случаях на нашу продукцию клеили этикетки Ижевского завода пластмасс.

— И зарабатывали на этом?

— Наша продукция дешевле ижевской процентов на 25 - 30. Поэтому перекупы, вероятно, имели неплохую прибыль. Хотя в таких случаях имеет значение, наверное, не столько цена. Дело в том, что у Ижевского завод пластмасс много продукции уходит на экспорт. Поставки на внутренний рынок они ведут через московское представительство. А у него свои обязательства перед крупными клиентами. Поэтому возникает определенный дефицит их материала. А у строителей, известное дело, горят сроки. Вот им и приходится выкручиваться из ситуации. В любом случае мне не стыдно: наша продукция по качеству не хуже ижевской.

— Вы так считаете?

— Не мы. Специалисты из Удмуртии видели наш вспененный полиэтилен и в неформальной беседе признали, что мы им не уступаем.

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ ЛИНИЮ НАДО ЧУВСТВОВАТЬ КАК АВТОМОБИЛЬ»

— Насколько сложно ваше производство?

— В теории нет ничего сложного. Но в действительности возникает много нюансов, которые надо понимать. Я бы даже сказал, технологическую линию надо чувствовать. Когда ты едешь за рулем автомобиля, чувствуешь же, когда чуть упало давление в колесах или руль тянет влево или вправо. Здесь то же самое. Наши опытные специалисты настолько чувствительны к процессу, что уже понимают, когда и чего не хватает. Если молодой специалист в таких ситуациях не знает, что предпринять, то они способны буквально за минуту исправить ситуацию.

— Какой у вас штат?

— В штате нашей компании 20 человек. У нас очень остро стоит вопрос нехватки кадров. Хотя в КНИТУ есть специальная кафедра по переработке полимеров, где в том числе преподают по такому направлению, как вспененные материалы. Этот вопрос связан еще с местной спецификой. В Нижнекамске есть ряд градообразующих предприятий — те же «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина». У них лучше соцпакет, выше и зарплаты. У нас не предусмотрен даже вахтовый автобус — нет необходимости: городской автобус недалеко останавливается. При выборе места работы с учетом всех этих моментов люди отдают предпочтение крупным заводам.

«Почему власть, выделяя землю под строительство магазинов, не обязывает их пропускать на свои полки продукцию местного производства?» «Почему власть, выделяя землю под строительство магазинов, не обязывает их пропускать на свои полки продукцию местного производства?» Фото: Ирина Ерохина

— И где же вы берете кадры?

— Обучаем сами. Кроме того, приглашаем специалистов, работающих на схожих производствах. Например, из Санкт-Петербурга. Мы с компаньоном и сами уже стали химиками. А еще мы технологи, машинисты. Знаем основы всего производства. Когда начинали бизнес, в первую очередь сами учились работать с самых низов — на станках от и до...

— Как, кстати, у вас распределены обязанности?

— Всем занимаюсь я. Мой товарищ продолжает работать в снабжении. Но, так сказать, держит руку на пульсе.

— Его богатый снабженческий опыт пригодился вам в бизнесе?

— Да. Но не столько в плане снабжения, сколько выбора направления дальнейшего развития и работы с определенными клиентами и поставщиками.

— А у вас разве не один-единственный поставщик — КОС?

— Вспомогательное сырье, например, различные полимерные добавки, мы покупаем у других фирм. У нас есть определенные производственные секреты. Поэтому при принятии определенных решений я с ним обязательно советуюсь.

— В плане того, как бы купить и дешевле, и качественнее?

— Иногда возникает элементарный вопрос: сырье какой марки взять на том же «Казаньоргсинтезе»? Нам подходят две марки. Но почему-то на одной из них брака всегда больше, чем на другой.

— У вас есть какие-то увлечения?

— Сейчас из увлечений в приоритете у меня семья: жена и дети (смеется). Я стремлюсь им уделить больше времени, потому что с этим бизнесом я практически 24 часа в сутки на работе, на телефоне — без выходных, без отпуска.

— И традиционный вопрос «БИЗНЕС Online»: какие ваши три секрета успешного бизнеса.

— На первое место я бы поставил поддержку семьи. А еще целеустремленность, трудолюбие и ответственность как перед своими сотрудниками, так и перед партнерами по бизнесу и покупателями.