6 ноября Республика празднует 24-летие принятия Конституции Татарстана 6 ноября республика празднует 24-летие принятия Конституции Татарстана Фото: archive.gov.tatarstan.ru

«НЕЛЬЗЯ СОГЛАСИТЬСЯ С МНЕНИЕМ О ТОМ, ЧТО ТАТАРСТАНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ ПРОСТО ДУБЛИРУЕТ ФЕДЕРАЛЬНУЮ»

Сегодня республика празднует 24-летие принятия Конституции Татарстана. Следующий год — юбилейный. К сожалению, мало кто из татарстанцев может воспроизвести в памяти эту дату, даже в День Конституции возникают вопросы о том, что празднуем или зачем вообще Конституция. Это характерно не только для Татарстана и всей страны в целом, но и для многих других вполне развитых стран. Основной закон порой находится где-то на задворках сознания обывателя. Последний может себе позволить не вникать в детали, не различать чиновника и депутата, не понимать смысла Конституции. Основные вопросы, важные для населения, так или иначе находят свое положительное решение. Конфигурация государственной власти в Татарстане, установленная Конституцией, работает без особых сбоев. Поэтому обыватель попросту не вдается в подробности. И только какая-то нерешенная проблема заставляет его принять на себя роль сознательного гражданина и обратиться к положениям Основного закона.

Между тем многое из того, что воспринимается сегодня как данность, — активная внешнеэкономическая деятельность, договор с федеральным центром, конфигурация государственной власти (Госсовет, президент, кабмин и т. д.),современная социальная инфраструктура, два равностатусных государственных языка, помощь в национальном развитии татарам, живущим за пределами Татарстана, и реальная забота о других народах республики, государственные символы и многое другое — заложено в 1992 году в Конституции Татарстана. Поэтому нельзя согласиться с мнением о том, что она потеряла свою актуальность и просто дублирует федеральную Конституцию. Это не филькина грамота и не эфемерная конструкция, а вполне себе повседневная реальность.

При этом федеральная и республиканская Конституции часто идут в тесной связке. Например, российский Основной закон говорит о республиках как о государствах и имеет норму о наличии в них своих государственных языков, татарстанская Конституция конкретизирует это положение. Поэтому любые рассуждения о несостоятельности республиканского Основного закона наталкиваются на такой «союз».

«ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ — ТЕСТ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЗРЕЛОСТЬ, КОТОРЫЙ ТАТАРСТАНСКОЕ ОБЩЕСТВО СМОГЛО ПРОЙТИ БЕЗ ПОТРЯСЕНИЙ»

Важно учесть, что татарстанская Конституция была принята на год раньше, чем федеральная. И дело не только в том, что Татарстан стремился идти с опережением. В отличие от Москвы создание новой Конституции не рождало в татарстанском обществе ни политического кризиса, ни острого внутрипарламентского противостояния. При этом проект Конституции прошел обстоятельное народное обсуждение.

Конечно, были дискуссии и жаркие дебаты, но в итоге удалось прийти к общему знаменателю и найти компромисс без давления и насилия. При том что 1992-й год в социально-экономическом аспекте, пожалуй, самый сложный. В общественно-политическом плане — не стихающая митинговая активность по всей стране, а в Татарстане еще и острый национальный вопрос. Значимо то, что обе оппозиции с совершенно разными точками зрения на будущность Татарстана приняли итоговый вариант Конституции. Результаты голосования: практически единогласно. Во многом это был тест на политическую зрелость, и татарстанское общество смогло его пройти без потрясений. И если кто-то говорит, что татарстанцы еще не готовы к полной демократии и им нужна жесткая рука, то он или не помнит недавней истории, или попросту лукавит. Причем все это было без всякого диктата сверху, основываясь на мнении народа и результатах референдума о государственном статусе республики.

«ЭТО БЫЛА КОМПРОМИССНАЯ МОДЕЛЬ, В РАМКАХ КОТОРОЙ ТАТАРСТАН ОБРЕТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС, НО НЕ ОТДЕЛЯЛСЯ ОТ РОССИИ»

В отличие от других субъектов Российской Федерации или в отличие от большинства современных автономий в мире, штатов и земель татарстанская Конституция создавалась не как соподчиненная региональная, а как полноценная государственная. К 1992 году вместе с распавшимся Советским Союзом ушла в небытие идея обновленного союзного договора и статуса союзной республики для Татарстана. Приходилось быстро перестраиваться и принимать решения в условиях высокой неопределенности. Нельзя было сидеть сложа руки и ждать, когда старший брат разберется и наведет новый порядок. К тому моменту в общественно-политическом пространстве республики получила популярность идея ассоциированного государства (например, Пуэрто-Рико и США). Это была компромиссная модель, в рамках которой Татарстан обретал самостоятельный государственный статус, но и не отделялся от России. Для Российской Федерации это означало не потерю Татарстана, а обретение еще одного формата федеративных отношений.

Стоит подчеркнуть, что при подготовке Конституции положения о полной независимости не рассматривались. В нее изначально была заложена основа существования республики на условиях договорных взаимоотношений с Россией.

Конституцию нельзя рассматривать в отрыве от других не менее важных событий — она стала естественным продолжением Декларации о государственном суверенитете и результатов мартовского референдума 1992 года. Их положения вошли в состав основ конституционного строя. С принятием Договора о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральным центром и Республикой Татарстан в 1994 году завершился процесс формирования особой модели Татарстана. Хотя данные события, сформировавшие «уникальность» Татарстана, стали потом поводом для обвинений республики чуть ли не в сепаратизме, но именно эта «тройка» — референдум, Конституция, договор-94 — упоминается уже в новом Договоре о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан, действующем до 2017 года.

К сожалению, немало из того, что было принято в 1992 году, ушло в прошлое. Конституция республики с момента ее принятия подвергалась изменениям 16 раз. Как показывает международная практика, это достаточно много для пока еще молодого документа. Некоторые статьи, пункты первоначальной Конституции или выпали совсем, или были сильно изменены. Ранее в каждой из этих статей проявлялось верховенство законов Татарстана, все они так или иначе были пронизаны идеей государственного суверенитета. Главное изменение касалось статьи №1, где определен статус Татарстана. Из нее почти исчезла идея государственного суверенитета, принятого ранее на основании результатов референдума. Другой, более интересный момент: в первоначальном варианте статьи №9 земля и ее недра объявлялись достоянием народа республики. Сейчас это положение перекочевало в статью №16, где «земля и ее недра... используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа». В главе №2, говоря о правах и свободах граждан, не стали упоминать, что это гражданин Республики Татарстан. И так далее...

Татарстанская Конституция создавалась не как соподчиненная региональная, а как полноценная государственная конституция Татарстанская Конституция создавалась не как соподчиненная региональная, а как полноценная государственная конституция Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

«МЫ РИСКУЕМ ПОЛУЧИТЬ ТАКИХ ТВОРЦОВ БУДУЩЕГО РЕСПУБЛИКИ, КОТОРЫМ ВСЕ РАВНО — ЧТО ТАТАРСТАН, ЧТО КАЗАНСКИЙ КРАЙ»

На сегодняшний день о роли татарстанской Конституции сказано много, живы и здравствуют большинство «отцов» Основного закона республики. Казалось бы, о чем может судить молодое поколение, которое не было очевидцем событий тех лет? Но если нам нужен крепкий Татарстан через 10 - 20 лет, то сознательная молодежь уже сейчас должна иметь четкое понимание и самостоятельное суждение о модели РТ, иначе мы рискуем получить таких творцов будущего республики, которым все равно — что Татарстан, что Казанский край.

Сегодня может показаться, что современная модель общероссийской идентичности обойдется и без крепкой региональной идентичности, без татарстанского самосознания. А если она и имеет право на существование, то только как дополнение. Однако без регионального самосознания не существует ни одно крупное демократическое государство в мире. Исключая эту составляющую, мы обращаем взоры людей только на один центр принятия решений, заставляя искать ответы на жизненные проблемы только в Москве. «Москва, как известно, далеко, а значит, здесь можно делать все что хочешь — не заметят, да и ответственности перед этой землей у меня никакой», — так будет думать обыватель, лишенный сильной региональной идентичности.

Диалектика общероссийской идентичности и татарстанского самосознания — это не удел интеллектуалов из прошлого, это те вопросы, которые будут возникать в будущем по мере изменения общественно-политической ситуации в стране и в мире. И динамика данных изменений весьма высокая. В этом смысле периодически возникающая дискуссия о том, что есть российская нация, находится не только на уровне высоких материй. Она способна повлиять на вполне осязаемые материи — на экономику, социальное самочувствие граждан, на то, предполагает ли «единый дом» наличие своей национальной квартиры, и т. д. Вчера Татарстан добился отмены татаро-монгольского ига в единых российских учебниках по истории, сможет ли он доказать завтра, что Иван Грозный не «праотец нации», а столетний Татарстан — это крепкий федеративный фундамент страны и не ошибка первостроителей?

Айрат Файзрахманов