Открытие сегодня первой заправки под международным брендом Shell в Казани — это только начало экспансии Открытие сегодня первой заправки под международным брендом Shell в Казани — это только начало экспансии Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТАКОЙ ЗАПРАВКИ VIP-КЛАССА В КАЗАНИ ЕЩЕ НЕТ»

Первая автозаправка под международным брендом Shell открывается сегодня на улице Гвардейской — пока что в тестовом режиме. Как узнал «БИЗНЕС Online», официальный запуск назначен на 5 октября. В тот же день откроется еще одна заправка на улице Меридианной, здесь же пройдет официальная пресс-конференция с исполнительным вице-президентом концерна «Шелл» Иштваном Капитани и членами правительства Татарстана (приглашение на мероприятие поступило в ответ на наш информационный запрос). На очереди третья АЗС — в Азино, у торгово-развлекательного центра «Франт».

Оператором сети Shell в Татарстане выступает нефтетрейдер ЗАО «Ядран-Ойл», о чем компания сообщает на своем сайте. Там говорится, что сеть АЗС была приобретена еще в 2015 году, а на 2016 год запланировано их открытие под брендом Shell, причем не только в Казани, но и в Набережных Челнах. Еще до открытия компания запустила целый ворох аккаунтов в соцсетях. Так, на страничке казанского офиса Shell в соцсети «ВКонтакте» можно найти и адреса заправок, и объявления о наборе персонала. Первые вакансии появились еще в апреле 2016 года — компании требовались операторы, заправщики и управляющие АЗС. Официальная зарплата — средняя по городу, исходя из данных hh.ru: заправщикам предлагают от 15 до 23 тыс. рублей плюс чаевые. Управляющему обещали платить от 40 тыс. рублей плюс премии — всего таких вакансий было пять. На сегодняшний день кроме заправщиков на АЗС в казанскую Shell уже никто не требуется.

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» побывали на казанских автозаправках Shell, которые вовсю готовят к открытию. «Пионерская» АЗС расположена на пересечении улицы Гвардейской и Аметьевской магистрали, бок о бок соседствуя с заправками ТАИФ-НК и «Татнефть АЗС Центр». Раньше здесь находилась независимая заправочная станция компании «Форт Римэкс», которую возглавляет Ирек Сулейманов, президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ (на сегодняшний день в Казани осталось всего три АЗС под этой маркой).

Сеть АЗС была приобретена еще в 2015 году, а на 2016 год запланировано их открытие под брендом Shell, причем не только в Казани, но и в Набережных Челнах Сеть АЗС была приобретена еще в 2015 году, а на 2016 год запланировано их открытие под брендом Shell, причем не только в Казани, но и в Набережных Челнах Фото: «БИЗНЕС Online»

Вторая АЗС Shell расположилась на улице Фучика возле ТЦ «Франт» на месте бывшей заправки «Татнефтепродукта». Она еще находится на стадии реконструкции: значками Shell украсили только бензоколонки — пока они «одеты» в полиэтилен, а на табло с бензином до сих пор висит фирменный знак предыдущего владельца. На месте мини-кафе ремонт только начался — вместо сотрудников в униформе на месте работают строители.

Лояльная клиентура «Форт Римэкса» еще в августе на официальной страничке «ВКонтакте» интересовалась судьбой заправки и получила четкий ответ: «АЗС по улице Гвардейской откроется под брендом Shell — такова политика компании. Наши дисконтные карты будут по-прежнему действовать на автомойке». А на вопрос участников группы, какой бензин будут использовать Shell, ответили: «Скорее всего, на данной АЗС будет реализовываться топливо от ОАО АНК «Башнефть».

Цены на табло этой заправки еще не указаны, зато корреспондент «БИЗНЕС Online» отметил, что помимо обычного 92-го и 95-го бензинов и дизтоплива в продаже будет так называемый брендовый бензин Shell — V-Power. В Москве он стоит 41,3 рубля за литр, что дороже обычного 95-го примерно на 2 рубля.

Помимо обычного 92-го и 95-го бензинов и дизтоплива в продаже будет так называемый брендовый бензин Shell — V-Power Помимо обычного 92-го и 95-го бензинов и дизтоплива в продаже будет так называемый брендовый бензин Shell — V-Power Фото: «БИЗНЕС Online»

Сотрудники АЗС, по-видимому, соблюдая сверхсекретность, общались с корреспондентом «БИЗНЕС Online» весьма неохотно. «Такой заправки VIP-класса в Казани еще нет», — лишь заметила в беседе с корреспондентами менеджер, руководившая процессом уборки и обустройства заправки. По ее словам, АЗС будет соответствовать всем признанным стандартам Shell: здесь будут WI-Fi, мини-кафе Deli2Go, бесплатный туалет, а работать на ней будут заправщики в стандартной желто-красной униформе с «ракушечным» брендом.

ОТ СОЗДАТЕЛЯ «ТҮБӘТӘЙ» И СТРОИТЕЛЯ МЕЧЕТИ НА КРЕМЛЕВСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ

Как писал «БИЗНЕС Online» со ссылкой на «СПАРК Интерфакс», «Ядран-Ойл» на 55% через «С-Актив» принадлежит депутату Госсовета РТ Иреку Салихову.

Новый претендент на передел топливного рынка РТ Салихов всерьез заявил о себе буквально в последние пару лет. По итогам 2014 года компания «Ядран-Ойл» впервые ворвалась в Топ-300 крупнейших компаний Татарстана по версии «БИЗНЕС Online», сразу попав в первую десятку по выручке: тогда она достигла 38,86 млрд. рублей, увеличившись в 45 раз. По итогам 2015 года оборот несколько упал, составив 17,6 млрд. рублей, однако чистая прибыль даже немного выросла, достигнув 117,2 млн. рублей.

Ирек Салихов всерьез заявил о себе на топливном рынке буквально в последние пару лет Ирек Салихов всерьез заявил о себе на топливном рынке буквально в последние пару лет Фото: gossov.tatarstan.ru

Как указано на личном сайте 37-летнего депутата, до 2008 года он работал в «Татнефти». «Я благодарен „Татнефти“ и ценю годы, проведенные под флагом главного нефтяного предприятия РТ. Тут я получил неоценимый опыт. Он воспитал во мне качественного специалиста и грамотного управленца. Здесь же, в „Татнефти“, я познакомился с настоящими мастерами своего дела, которые стали для меня примером», — приводятся слова депутата.

Также сообщается, что он окончил Уфимский государственный нефтяной технический университет, Академию народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ, а ныне кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики КНИТУ-КХТИ. «Было немало вариантов трудоустройства, возможность уехать и в северные регионы, где труд нефтяника оплачивается в разы выше. Однако я решил, что хочу развивать нефтяную промышленность именно здесь. Ведь в этих землях взяла свое начало история татарской нефти», — объясняет он свое возвращение в Татарстан.

Молодой специалист не прогадал. Вскоре он создал свою компанию «Ядран-Ойл», в которой теперь работает тысяча человек. На ее сайте говорится, что уже в 2013 году она вошла в список лидирующих нефтетрейдеров Татарстана, а в 2014-м отгрузила первые поставки на экспорт.

Попутно Салихов участвует в нескольких других проектах, например, развивает сеть бистро национальной кухни «Тубэтэй» Попутно Салихов участвует в нескольких других проектах, например, развивает сеть бистро национальной кухни «Тубэтэй» Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Попутно Салихов участвовал в целой серии непрофильных проектов. Например, он развивает сеть бистро национальной кухни «Тубәтәй», занимался созданием чаефасовочной фабрики в Азнакаево — идея возникла в ходе визита Рустама Минниханова в Турцию. Этой же компании президент РТ поручил возрождать Сад рыбака в Адмиралтейской слободе Казани. Кроме того, «Ядран-Ойл» совместно с ПСО «Казань» Равиля Зиганшина инвестирует в строительство небольшой мечети на Кремлевской набережной.

В 2015 году задекларированный доход Салихова составил 35,4 млн. рублей. В собственности у него жилой дом площадью 226,4 кв. м, четыре земельных участка и автомобиль Porsche Cayenne Turbo 2012 года выпуска.

ОТКУДА ДРОВИШКИ?

Получить комментарий самого владельца «Ядран-Ойла» нам, к сожалению, не удалось: помощники депутата несколько раз обещали выйти на связь, но безуспешно. Зато о ходе проекта Салихова весьма наслышаны на татарстанском топливном рынке. Как рассказал «БИЗНЕС Online» один из владельцев АЗС, пожелавший остаться неназванным, о скупке заправок «Ядран-Ойл» на татарстанском рынке ходят легенды. По его словам, у новоиспеченного автозаправщика «масштабные планы» — куплен чуть ли не десяток АЗС по всему Татарстану, процесс продолжается. Мало того, скупка недвижимости неизбежно сопровождается колоссальными инвестициями в ее реконструкцию. «Часть заправок они покупали — их и заправками не назовешь, настолько они устаревшие. Продавались они уже долгое время. Их надо еще реконструировать — вырыть все резервуары, которые уже сгнили с советских времен», — рассказывает наш собеседник. Причем «Ядран-Ойл», выбирая заправки, не скупится: в Казани цена одной сделки, по слухам, варьируется в районе 100 - 120 млн. рублей, что, по мнению спикера, существенно выше рынка.

Основной интригой остается поставщик топлива. Один из возможных вариантов «Башнефть» Основной интригой остается поставщик топлива. Один из возможных вариантов — «Башнефть» Фото: «БИЗНЕС Online»

Основной интригой остается поставщик топлива. Как уже было сказано, один из возможных вариантов — «Башнефть», в которой, получив запрос от нашей редакции, от комментариев отказались. Как минимум дизтопливо, по мнению наших собеседников в топливной отрасли, логичнее всего было бы поставлять с ТАНЕКО. В пользу этой версии говорит и тот аргумент, что «дочка» «Ядрана» — ООО «Торговый дом «Ядран» — сейчас торгует именно дизтопливом, техническим керосином и печным топливом от главного НПЗ «Татнефти». При этом высока вероятность, что одна-две марки наиболее дорогих и качественных нефтепродуктов — а именно на премиальное качество и упирает Shell — все же будут поставлять из Европы, например из Финляндии, как это делается в Москве.

БЫВШИЙ ПАРТНЕР «ТАТНЕФТИ» ВЕРНУЛСЯ С ПИСТОЛЕТОМ

Сам факт появления Shell в Татарстане удивителен тем, что выбор локализации в принципе нехарактерен для развития сети АЗС этого бренда в России, говорит эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. Дело в том, что наиболее активно заправки Shell распространялись вокруг Московской и Ленинградской областей — сейчас в Северо-Западном и Центральном ФО их 128. Немного заправок — 22 — развивает на юге России по лицензии Shell российская компания «Омнитрейд», и всего лишь 11 заправок работает на всех остальных просторах России. Таким образом, благодаря инициативе татарстанского бизнесмена Shell впервые появляется в Поволжье, да и вообще продвигается на восток страны.

Shell развивает собственные АЗС, а кроме того, отдает бизнес-модель развития АЗС по лицензионному либо дилерскому договору Shell развивает собственные АЗС, кроме того, отдает бизнес-модель развития АЗС по лицензионному либо дилерскому договору Фото: «БИЗНЕС Online»

Shell развивает собственные АЗС, кроме того, отдает бизнес-модель развития АЗС по лицензионному либо дилерскому договору. Отличие в том, что модели предусматривают разную степень влияния на бизнес, в частности разный контроль над поставками нефтепродуктов. Главная фишка Shell, по крайней мере в Москве, качество топлива — его везут с европейских заводов. «Согласно исследованию Shell, 65 процентов клиентов выбирают ее АЗС по причине качественного топлива. При этом уровень цен выдерживается на среднем уровне — дешевле, чем у «Лукойла», но дороже, чем у «Татнефти», — говорит Калачев, ссылаясь на личный опыт автомобилиста.

Впрочем, стоит отметить, что в структуре бизнеса Shell автозаправки — далеко не основное направление работы в России. Как сказано на официальном сайте компании, британско-нидерландский концерн Shell — один из крупнейших прямых иностранных инвесторов в российскую экономику, работающий в сфере геологоразведки, добычи нефти и газа, продаж продуктов нефтехимии и консультирования российского бизнеса. Так, например, концерн участвует в освоении месторождений Сахалинского шельфа «Сахалин-2» и Салымских нефтяных месторождений, а также в проекте строительства газопровода из России в Германию «Северный поток-2». Общий размер инвестиций в проекты не называется, однако можно судить по цифрам: один только проект «Северный поток-2» оценивается в 8 млрд. евро, а доля Shell в нем должна составить 10%.

В июне глава компании Royal Dutch Shell Бен ван Берден посетил ПМЭФ и беседовал с Путиным, который пообещал «оперативно реагировать» на его вопросыФото: kremlin.ru

В общемировом масштабе Shell — четвертая по величине активов производственная компания в мире согласно рейтингу Forbes Global 2000 (май 2014 года) и первая в рейтинге Fortune Global 500 по величине выручки (2013 год) со штаб-квартирой в Гааге. Почти все акции компании на 2010 год находились в свободном обращении на рынке, говорится в «Википедии». В 2014 году оборот Shell составлял $459,6 миллиарда. В России председателем концерна «Шелл» работает француз Оливье Лазар.

В Татарстане Shell имел дело с «Татнефтью»: еще в 2008 году компании объявили о совместной разработке битумных нефтей на Ашальчинском месторождении. В проект планировалось инвестировать порядка $100 - 120 млн., а «Татнефть» надеялась, что европейцы поделятся секретами сложнейшей технологии. Однако уже через год партнеры объявили о «разводе»: Shell предлагал оформить на их совместное предприятие лицензии на разработку перспективного участка месторождения, однако в «Татнефти» испугались возможной потери контроля над участком, поскольку он содержал не только битумную, но и обычную нефть. В итоге компания решила добывать битумы сама, чем и занимается по сей день.

Политически позиции Shell в России, несмотря на происхождение из, казалось бы, недружественных стран Запада, достаточно неплохие. В июне глава компании Бен ван Берден посетил ПМЭФ и имел двухстороннюю беседу с президентом РФ Владимиром Путиным, который пообещал оперативно реагировать на его вопросы.

АЗС будет соответствовать всем признанным стандартам Shell: здесь будет WI-Fi, мини-кафе Deli2Go, бесплатный туалет АЗС будет соответствовать всем признанным стандартам Shell: здесь будут Wi-Fi, мини-кафе Deli2Go, бесплатный туалет Фото: «БИЗНЕС Online»

«МАСШТАБЫ SHELL ПРОСТО НЕСОПОСТАВИМЫ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ»

Нужно отметить, что Shell и Салихов приходят на рынок, который и так находится в стадии передела. По данным сайта benzin-price.ru, всего в Татарстане насчитывается 855 АЗС. Общая сеть ТАИФа, присоединившего в прошлом году «Татнефтепродукт» и «Автодорстрой», вместе с «Карсаром» и непосредственно ТАИФ-НК составляет 256 заправок. У «Татнефть АЗС Центр» — всего 170. На третьем месте — «Лукойл» с 43 объектами. Обострение же конкуренции связано с тем, что и ТАИФ, и с недавних пор «Татнефть» имеют собственные производства автомобильного топлива, которое нужно продавать в перенасыщенном нефтехимией регионе.

Так, гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов в этом году не раз объявлял о намерении увеличить объем сбыта собственных нефтепродуктов компании через сеть АЗС как минимум вдвое. Планы по росту сети автозаправок прописаны и в стратегии развития «Татнефти» до 2025 года, а основной целью названо усиление присутствия «Татнефть АЗС Центр» в радиусе 850 км от Нижнекамска. На вопрос «БИЗНЕС Online» о том, рассматривает ли «Татнефть» нового пришельца Shell как конкурента, в компании не ответили. ТАИФ же давно перешел от слов к делу, активизировав скупку независимых игроков. Но, похоже, на то, что плохо лежит, появились новые претенденты.

Shell не повлияет на расстановку сил на местном рынке. Потому что есть два ключевых производителя моторных топлив в республике Татарстан — Танеко и ТАИФ-НК, считают эксперты Shell не повлияет на расстановку сил на местном рынке, потому что есть два ключевых производителя моторных топлив в Республике Татарстан — ТАНЕКО и ТАИФ-НК, считают эксперты Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Впрочем, серьезно изменить этот расклад будет сложно даже крупному игроку, считают эксперты. «Shell не повлияет на расстановку сил на местном рынке, потому что есть два ключевых производителя моторных топлив в Республике Татарстан — ТАНЕКО и ТАИФ-НК, которые обладают прекраснейшими продуктами и минимальнейшей логистикой. И конкурировать с ними западным компаниям, доставляя свои собственные продукты, в республике нет возможности. На этих же заправках с высочайшей долей вероятности будут продаваться нефтепродукты производства Республики Татарстан, — считает экс-гендиректор ОАО „ТАИФ-НК“, ныне глава ООО „Инко-ТЭК“ и член совета директоров ТАНЕКО Александр Бабынин. — А дизельное топливо будет просто обязательно с ТАНЕКО. Сейчас это одно из лучших дизельных топлив по всей России, плюс абсолютно минимальная логистика».

Если же поставщиком бензина станет «Башнефть», «Ядран-Ойл» будет неизбежно проигрывать по цене. «Чтобы ввозить в Республику Татарстан любое моторное топливо, надо тратить серьезные деньги. Если на заправки с вывеской Shell будут завозить башкирский бензин, то он будет менее конкурентоспособен, чем татарстанский», — уверен Бабынин.

«Масштабы Shell просто несопоставимы для полноценной конкуренции, поэтому она не представляет угрозы. Ее сеть дополнит мозаику брендов, присутствующих на региональном рынке, но не сможет перетянуть это одеяло на себя», — констатирует Калачев.