Сегодня совет по предпринимательству РТ обсуждал федеральный закон «Об отходах производства и потребления», вступления в силу которого так боится малый и средний бизнес, занятый в этой сфере. «Создается искусственная монополия», — уверяют предприниматели. Однако, как выяснила корреспондент «БИЗНЕС Online», власти и депутаты Госдумы не видят оснований для изменения закона, несмотря на ряд вопросов к нему.
У участников рынка возникло множество вопросов, на которые, к сожалению, пока что ответов не нашлось
«99 ПРОЦЕНТОВ ГРАЖДАН ПОЧУВСТВУЮТ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ»
Сегодня представители малого и среднего бизнеса Татарстана вновь обратились к проблеме искусственной монополии рынка, которая может появиться после вступления в силу 458-го федерального закона «Об отходах производства и потребления». Напомним, что данный закон вступает в силу с 1 января 2017 года, согласно документу, в регионах будут созданы операторы, работающие с отходами. Малый бизнес увидел в законе прямую угрозу — закон подразумевает резкое ограничение числа компаний, ответственных за транспортировку мусора, и малые предприятия не смогут просочиться в это «окно».
Предложения и вопросы предпринимателей на заседании совета по предпринимательству РТ выслушали депутат Госудумы Александр Сидякин и замминистра строительства РТ Алексей Фролов. Сидякин прежде всего начал с обоснования значимости проекта. После вступления закона в силу сбор и вывоз отходов перейдет из разряда жилищных в коммунальные услуги. Это обозначает, что теперь граждане будут платить исходя не из «квадратов» жилой площади, а из количества обитателей квартиры. «Мусорят же не квадратные метры, мусорят люди», — пояснил депутат.
На рост тарифов данные изменения не повлияют, уверен народный избранник. Однако «попасть под раздачу» могут, по признанию самого Сидякина, многодетные семьи, проживающие на небольшой площади, — для них платежи могут заметно вырасти. Но депутат обещает: в таких случаях будет использована система адресных субсидий. Насколько она окажется действенна, узнаем позже, пока же остается верить словам депутата, мол, «99 процентов граждан, наоборот, почувствуют изменения в лучшую сторону».
Сегодня, по словам депутата, управляющая компания (УК) в многоквартирном доме заключает с транспортной организацией договор на вывоз отходов, и последняя может делать с этим мусором все что угодно. «Перевозчик может приехать и скинуть этот грузовик [с мусором] на какую-то несанкционированную свалку, может ее довести до какой-то законной свалки, может отправить на завод, где мусор переработают по фракциям», — заметил народный избранник и добавил: перевозчик не заинтересован довозить мусор до полигонов, так как деньги за работу получает заблаговременно.
Причем по такой договорной схеме работают только управляющие компании многоквартирных домов, а вот различные, к примеру, садовые товарищества договоры с перевозчиками вообще не заключают. В результате мусорные кучи можно обнаружить в самых неожиданных местах. В прошлом году, к слову, в Татарстане в ходе субботника было обнаружено 1817 незаконных свалок. «Зачем им париться, куда-то везти, в бачок складывать, если можно просто в овраг выкинуть и все», — пылко восклицал Сидякин.
«ТЕКУЩИЕ ИГРОКИ ОТРАСЛИ ОСТАНУТСЯ НЕ У ДЕЛ»
Теперь участников рынка ждут масштабные перемены. Новая система, во-первых, снимет с муниципалов все полномочия по утилизации отходов. «У них нет денег на это. Теперь это ответственность республики», — пояснил депутат. Предполагается, что власти региона заключат договоры с тремя региональными операторами, каждый из которых в своих территориальных зонах — Казанская, Южная, Альметьевская — будут контролировать рынок мусора. После чего каждое домовладение без исключений будет работать с ответственным оператором. К слову, претендентами на этот статус могут стать такие татарстанские компании, как «КЭК», «ПЖКХ» и «Экоресурс». Каждый оператор будет получать деньги лишь после того, как довезет мусор до полигона. На плечи этих компаний возложат и инвестиции в рекультивацию старых свалок на подотчетной территории. И вот именно в этой схеме совсем не остается места для других небольших предприятий.
Предприниматели уже собирались по этому поводу в феврале 2016 года в Торгово-промышленной палате. Тогда они предлагали назначить региональным оператором ассоциацию организаций РТ, занятых в сфере обращения с отходами, куда на тот момент входили 7 небольших местных компаний. Однако этим планам, похоже, сбыться не удалось.
Сегодня озабоченность предпринимателей озвучил исполнительный директор ассоциации Марат Алтынбаев. Он начал с того, что принятый закон доставил немало хлопот и переживаний для участников рынка. «В нашем понимании необходимость таких реформ возникла из-за непрозрачности отрасли, из-за отсутствия нормального регулирования, из-за халатного, некультурного обращения с отходами», — заметил бизнесмен.
По сути же теперь, сетовал представитель ассоциации, создается искусственная монополия, где роль малого и среднего бизнеса не прописана. Фактически с 1 января эти предприятия могут остаться за бортом: зоны ответственности и возможность получения статуса регионального оператора окажутся для них непосильной ношей, а крупные игроки будут выстраивать свою систему без привлечения субподряда. «Соответственно, текущие игроки отрасли останутся не у дел», — сделал вывод Алтынбаев. Опасения МСБ поддержал и президент РТ Рустам Минниханов.
Чтобы снять проблему и сохранить малый бизнес на рынке ТБО, проектная группа совета по предпринимательству при президенте РТ совместно с республиканским минстроем в течение трех месяцев разрабатывала формат, который устроил бы если не всех, то многих. Решение, к которому пришли предприниматели, — закрепить законодательно норму, согласно которой при исполнении работы региональным оператором привлекать на субподряд малые компании и закрепить долю этих компаний не менее 15%. Эта норма, по словам Алтынбаева, взята из практики из ФЗ №203, № 44 о госзакупках.
«НЕУЖЕЛИ МЫ, УМИРАЯ, УВИДИМ, ЧТО У НАС НАЧАЛИ ВЫВОЗИТЬ МУСОР»
Малый бизнес должен присутствовать на «мусорном» рынке, уверен директор по региональному развитию компании «Мехуборка» Ролан Шамсутдинов. Однако увеличивать количество операторов до 10 - 30 — «это возврат опять в никуда». Поэтому эксперт выступил за высказанное предложение ассоциации. Он также пытался объяснить собравшимся, что у государства нет денег на эти цели. «Если бы эти деньги были, то, наверное, проблема тарифов, проблема цивилизованного захоронения сама по себе бы пропала... Государство хочет привлечь крупный бизнес, чтобы он вложил эти средства», — объяснил Шамсутдинов. Как позже добавил Сидякин, сегодня только Татарстану для рекультивации свалок в 2016 году необходим минимум 1 млрд. рублей.
Шамсутдинов объяснил, что незаконные свалки, о которых упоминал Сидякин, образуются в сельских местностях. «Где услуги по вывозу мусора не было еще со времен СССР, не то, что в наше время. И когда мы приходим в тот или иной район, то мы приходим в районный центр, а потом охватываем на 100 процентов район. И некоторые люди, которым лет по 80, говорят: неужели дождались, неужели мы, умирая, увидим, что у нас начали вывозить мусор. Люди хотят платить, люди хотят видеть эту услугу, люди готовы обсуждать ценообразование уже сегодня», — заверил эксперт.
У участников рынка возникло еще множество вопросов, на которые, к сожалению, пока что ответов не нашлось. Так, одна из управляющих компаний поинтересовалась, как будут оплачивать мусорный сервис квартиры, в которых не прописан ни один человек. Другие переживали, что региональные операторы не будут заниматься вывозом отходов из «невыгодного» села, ведь по договору компания может лишиться данного статуса лишь в случае, если она не будет обслуживать 5% населения вверенной местности. А малонаселенная сельская местность в сравнении с городами вполне может уместиться в эту лазейку. Тем не менее Сидякин, заканчивая встречу, заявил: «Я пока не вижу необходимости изменять федеральное законодательство». Добавив лишь, что вынесенные на обсуждение предложения должны быть закреплены на региональном уровне.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.