Надир Закиров и Зуфар Юнусов Надир Закиров и Зуфар Гарафиев рассказали депутатам, что новая структура «муниципальных полицейских» пока не оправдывает себя

ИЗ 650 МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПОЛИЦЕЙСКИХ НАБРАНЫ 73

Новая структура «муниципальных полицейских», которую президент РТ создал по спецпросьбе главы МВД Артема Хохорина, по мнению депутатов Госсовета РТ, пока не оправдывает себя. Об этом стало известно на заседании комитета по законности и правопорядку 17 мая, на котором с докладом выступили начальник управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Зуфар Гарафиев и начальник управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти РТ Надир Закиров.

Гарафиев рассказал, что из 647 вакансий «муниципальных полицейских» за три месяца работы укомплектовано 73, то есть 11%. «За прошедший период ОПОП (оперативный пункт охраны правопорядкаприм. ред.) выполнены объемы работы: на 16 мая они составили свыше 16 тысяч протоколов по административной ответственности, посетили вместе с участковым более 3 тысяч неблагополучных семей», — в числе прочего рассказал полицейский.

Напомним, что в апреле 2015 года вступил в силу республиканский закон «Об общественных пунктах охраны порядка в Республике Татарстан», который ввел особые должности муниципальных служащих, помогающих полиции. В 2015 году число аттестованных полицейских в Татарстане сократилось почти на 10%, а финансирование по отдельным направлениям сократилось более чем на треть. В итоге в 2015 году, сообщило МВД, рост преступности в регионе составил 16,3%, по Казани — более 20%.

А в январе 2016 года по просьбе главы МВД по РТ Хохорина президент Рустам Минниханов выделил на республику 647 вакансий для ОПОП, которые должны компенсировать кадровый голод полиции после сокращений. «Мной принято решение об увеличении численности муниципальных служащих для работы в общественных пунктах охраны правопорядка и школьными инспекторами, — сказал тогда Минниханов. — Такого опыта еще в стране нет, это новый опыт. И я считаю, что это должно быть хорошим подспорьем для обеспечения безопасности на местах».

Пока же на новые места госслужащих, как оказалось, идут весьма неохотно. Хотя Елабужский и Зеленодольский районы отчитались о полной комплектации ОПОП, недобор идет в крупных городах — в Набережных Челнах, Нижнекамске и Казани. А в записке депутатам от замминистра МВД по Татарстану Рафаиля Гильманова сказано, что «работа не проводится на должном уровне» во всех вышеперечисленных районах. «В Приволжском районе Казани два сотрудника уволились по собственному желанию, не проработав и месяца. Не полностью укомплектованы должности по отделу на Сафиуллина, в Кировском районе работы проводятся в недостаточном объеме, в результате чего на данный момент кандидатов нет. В Набережных Челнах работа по сбору документов была проделана, однако по различным причинам затянуто их оформление на должности», — констатировал Гарафиев.

... В 2015 году рост преступности в регионе составил 16,3%, по Казани — более 20%

«У МЕНЯ ЕСТЬ ДАННЫЕ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ «КАРМАННЫМИ СТАЛИ»

Как выяснилось, кандидаты не рвутся на низкую зарплату муниципального служащего, при том что требуется высшее юридическое образование и впереди перспектива вникать в повседневные разборки граждан. «Одна из причин сложившейся ситуации — ненадлежащая работа по разъяснению, в том числе по оплате труда. Учитывая, что средняя зарплата составляет около 15 тысяч рублей, человек, получая на руки от 8 до 10 тысяч рублей, решает уволиться, не зная, что по окончании испытательного срока его зарплата будет складываться из различных надбавок, — сказал Гарафиев. — Для того чтобы свести к минимуму текучку, необходимо проводить разъяснительную работу».

Впрочем, на настойчивые вопросы депутатов о том, какая же в итоге выходит зарплата, полицейский нехотя признал: средняя зарплата 15 — 16 тыс. рублей, самый максимум — 23 — 25 тыс. и то для человека с серьезным стажем работы. Да и в/о требуется совершенно зря — по сути, это не работа полицейского, а всего лишь помощника участкового. Общественная работа, резюмировал Гарафиев.

«Я здесь еще могу одно сказать, не в оправдание себе, но все равно: часть муниципальных образований затягивает введение должностей, кто-то в марте, кто-то в апреле. Кандидаты были, а назначить мы не могли», — добавил Закиров.

«Положение, к сожалению, аховое. А на кой черт вы ходили, товарищи полицейские, на уровень президента, просили дать вам должности, если вы не хотите их комплектовать?! Вы ждете, что кто-нибудь вам принесет их на блюдечке? Ваша работа — вы должны это делать. Вы должны находить, кто с вами будет работать», — возмутился замглавы комитета Рафил Нугуманов.

... Депутаты с сочувствием отнеслись к информации о низкой зарплате сотрудников ОПОП, согласившись с тем, что на столь ответственную позицию за 15 тыс. никто не пойдет

«Озабоченности я не заметил у начальников челнинской полиции, просто не заметил. Я думаю, на следующем заседании мы будем вас заслушивать не просто так, по головке гладить, а будем спрашивать конкретно», — пообещал он.

«Потом, у меня есть данные, что некоторые «карманными» стали. Стали там охранять исполкомы, глав, охранниками начали работать. Для этого мы президента уговаривали?! Составляют, ходят по мусоркам. И кроме мусора ничем [не занимаются], а мы ведь об общественном порядке говорим! Это больше чистота, антисанитария. Вы, товарищи полицейские, за это отвечаете, и больше никто. Конечно, и глава [муниципалитета], но у него еще помимо этого пятьсот обязанностей. А у вас обязанность одна — охрана общественного порядка», — продолжил распекать депутат.

Представители МВД попытались оправдаться: на постоянных совещаниях по проблеме «муниципальных полицейских» проводятся разъяснительные работы с муниципалитетами. «Мы же с тобой [с Гарафиевым] не в первый раз [это обсуждаем], — парировал Нугуманов. — Помнишь, когда Минтимер Шарипович, спасибо ему, в свое время дал участковых, мы не знали, что делать! Каждый день, каждого начальника мы допрашивали! Мы же добились! Нам же через полгода президент скажет: а на кой черт я вам дал [вакансии]?! При том что у нас кризис свой, почти 900 человек!?»

С ним согласился и глава комитета Шакир Ягудин. «Потому что такой шаг был сделан Татарстану со стороны федерального ведомства — возможности, средства, отработана политика правового отношения. И вдруг — такая пассивная ожидательная позиция», — обозначил он проблему МВД.

Рафил Нугуманов и Шакир Ягудин (справа) «Больше вам денег не дадут» (на снимке — Рафил Нугуманов и Шакир Ягудин)

«15 - 20 ТЫСЯЧ — И МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ОНИ ГРУДЬЮ АМБРАЗУРУ ЗАЩИЩАЛИ?»

Депутаты с сочувствием отнеслись к информации о низкой зарплате сотрудников ОПОП, согласившись с тем, что на столь ответственную позицию за 15 тыс. никто не пойдет.

«Где-то сослались, что начальники отделов где-то слабо работают, где-то непонимание местных руководителей. Я понимаю, если бы это было в отдельном районе, но по всей республике так плохо. Но и заработная плата очень низкая. Может быть, нам количество [вакансий] уменьшить? Как говорил Ленин, количество переводить в качество?» — спросил член комитета, замгендиректора по безопасности КАМАЗа Ильдар Шамилов.

По его словам, он хорошо понимает, почему ОПОП так непопулярны: «У нас на КАМАЗ только в этом году устроились вышедшие на пенсию около 10 работников полиции, очень хорошие управленцы. Хорошая школа. И я не задаю вопросов, почему они не пошли по линии деятельности ОПОП».

Под конец дискуссии не выдержал даже далекий от силовых структур глава «Таттелекома» Лутфулла Шафигуллин. «Вы знаете, мы хотим, чтобы было нормально! — выразил он общую мысль. — Вчера вот объявили, опрос провели у первокурсников-студентов: они говорят, что хотели бы получать зарплату не менее 74 тысяч рублей! И это в начале вуза! А тут 15 - 20 тысяч, и мы хотим, чтобы они грудью амбразуру защищали!»

Полицейские объяснили: в основном сотрудники ОПОП комплектуются из вышедших на пенсию сотрудников МВД, они получают зарплату с надбавкой пенсии. Но добавить здесь было нечего: кто рассчитал и утвердил столь неприглядную зарплатную сетку, на совещании осталось покрыто завесой тайны. А как констатировали депутаты, «больше вам денег не дадут».

P. S. Сегодня замглавы комитета по законности и правопорядку Госсовета РТ Рафил Нугуманов уточнил свою позицию по «муниципальной полиции». Именно проблема комплектации стала причиной обсуждения вопроса на комитете Госсовета, пояснил Нугуманов. Требования к муниципальным служащим (именно этот статус носят муниципальные полицейские) завышены. Кроме того, функция комплектации лежит именно на муниципальных структурах.

«Это ответственность муниципалитетов, не МВД», — подчеркнул Нугуманов.

Вместе с тем направление работы по охране общественного порядка в любом случае курирует МВД, этим и объясняется заинтересованность ведомства в совместном взаимодействии с муниципальной полицией. По сути, МВД обладает всей полнотой информации по ситуации с муниципальными полицейскими, именно поэтому ответ перед депутатами держали представители ведомства.