ГЛАВА АГЕНТСТВА ПО ГОСЗАКАЗУ УВЕРЕН, ЧТО ВСЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ ОН УЖЕ ВЫПОЛНИЛ

Вчера вокруг электронной торговой площадки Татарстана разгорелась острая дискуссия с участием предпринимателей и директора агентства по госзаказу Якова Геллера. На заседании Координационного совета по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в РТ участники заседания пытались выяснить, почему татарстанский малый и средний бизнес обходит электронные торги стороной.

 ДВЕ КОРЗИНКИ ДЛЯ БИЗНЕСА

С анекдота советских времен начал свое выступление на заседании Координационного совета гендиректор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ» Яков Геллер: «Тогда шутили – что происходит все время вокруг нас, а мы этого не замечаем? Рост благосостояния советского человека!». И тут же переиначил анекдот: «У меня такое впечатление – что происходит вокруг нас, а мы этого не замечаем? Помощь малому и среднему бизнесу»…

 Геллер напомнил, что у государства, вообще-то, всего два способа помогать бизнесу:

 - Один лежит в корзинке, которая называется «предоставление льгот и преференций». Там лежат льготная аренда, льготные тарифы, льготные налоги, всякие преференции… Там лежит выражение президента Медведева: «Хватит кошмарить бизнес»… Во второй корзинке лежит то, что называется «обеспечение доступа бизнесу к закупкам (продажам) регулируемых заказчиков». Позавчера Путин на «Деловой России» сказал: мы должны обеспечить закупки монополистов через электронные торги. И все агентства написали: Путин неожиданно сказал!.. Неожиданно?! Мы об этом говорим уже долгие годы. Президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов уже шесть лет говорит об этом. Мы делаем ЭТИС, мы сделали, чтобы наша площадка стала федеральной, мы ее первые запустили (сам себя не похвалишь! – авт.).

 ЖИВЫЕ ЦИФРЫ: НОЛЬ ЗАЯВОК

Далее эмоциональный докладчик привел цифры, которые назвал живыми («прямо живые цифры, суточный рапорт за вчерашний день»), но также отрицательными и удручающими:

 - За вчерашний день на нашей площадке зарегистрирован 2481 заказчик... Размещено вчера 10933 лота на общую сумму 75 миллиардов 937 с лишним миллионов рублей. А вот теперь – внимание! Количество аукционов, на которые было подано ноль заявок, – 2076, на общую сумму 14 миллиардов 674 миллиона. Количество аукционов, на которые подана только одна заявка, –3562 на сумму 19 миллиардов 290 миллионов рублей. И только 3267 аукционов на сумму 23 миллиарда рублей признаны конкурентными...

О чем эти цифры? Эти цифры о том, что почти в 6000 случаях нет бизнесменов, способных представить свою продукцию…

По географии – наши республиканские предприниматели из 2411 контрактов на сумму 19 миллиардов 220 миллионов рублей, которые состоялись за пределами республики, заключили 83 контракта. Из 19 миллиардов наши предприниматели заключили на сумму 853 миллиона…

 ВОРОТА ОТКРЫТЫ, ПОЧЕМУ В НИХ НИКТО НЕ ЛОМИТСЯ?

Докладчик приводил еще немало цифр по конкретным видам закупок. Но картина уже была ясна: цифры, в самом деле, удручают. «Мы открыли бизнесу ворота, а он туда не идет!» – сердился Геллер. И перечислял самые убедительные, с его точки зрения, аргументы в пользу электронных торгов:

- Республика Татарстан в данном случае выполнила свою обязанность – ту самую вторую корзинку. Она обеспечила бизнесу доступ к закупкам: идите, ребята! Анонимный, равнодоступный, электронный аукцион. Не надо ни с кем договариваться. Если ты дал лучшую цену, с тобой обязаны заключить контракт. Не надо никому откатывать. Не надо говорить о несовершенстве системы. Иди, продавай свою продукцию…

Однако, как показал цифрами сам Геллер, – не идут и не продают. Что делать? С точки зрения докладчика, чтобы раскрутить электронную площадку, есть всего лишь два способа: или это должно стать модным(!), или – жестко администрироваться.

 РЕЦЕПТ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВА

Почему все-таки бизнес не идет торговать и торговаться на электронную площадку? В этом и попытались разобраться члены Координационного совета. Так, известный татарстанский предприниматель Александр Сергеев про свои фирмы прямо сказал: «Пробовали – не хотят». И предложил такой рецепт: посадить за телефоны клерков, чтобы они обзвонили и пригласили на торги десятки или сотни предпринимателей, – тех, которые обычно на электронную площадку и носа не кажут. А когда они там потолкутся и попробуют что-то свое купить – продать, провести среди них опрос: что же там, на торгах, не так?

Геллер после этого предложения несколько насупился. А председатель Координационного совета Павел Сигал предложил более легкий способ: опросить тех, кто участвовал в торгах. Сергеев возразил:

 - Это будет не та информация! Вы готовы поручиться за эти конторы, что они не «свои»?

 - Естественно, нет!

 Сергеев добавил:

 - Всю жизнь у нас была проблема – все государственные конкурсы выигрывают фирмы, которые не специализируются на данной продукции…

 ФЕРМЕРОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПО СТАТИСТИКЕ

 Марат Галеев, председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству насчет неучастия татарстанского малого бизнеса в «заграничных» (за пределами РТ) электронных торгах заметил:

 - Анализ Якова Вениаминовича, он обезличенный. Ситуация не такая плохая, как кажется на первый взгляд. Потому что, взять, скажем, поставки продовольственных товаров где-нибудь в Мордовии, – наши производители, малый бизнес, намеренно в них не участвуют и не собираются участвовать, потому что доставка делает их неконкурентоспособными… И вопросы по срокам хранения сразу возникают… Но у нас сколько фермеров – по статистике это одно, а в реальности это другое, в реальности их намного больше. Скажем, за Казанью весь север, крестьянские подворья по факту – фермеры, но не числятся таковыми. Многие работают напрямую, скажем, с московскими ресторанами, подкармливают кур, – москвичи сами приезжают и увозят их. То есть налажены прямые связи…

 Павел Сигал заметил, что у нас, похоже, малого бизнеса меньше, чем шума о малом бизнесе. Мало бизнесменов, способных представить свою продукцию… Мало фирм, которые предлагают свои услуги. В общем, ни двор подмести, ни забор покрасить просто некому… Потому-то сразу на столько аукционов – ноль заявок

 Соли на раны защитника электронной площадки подсыпала Мария Горшунова, гендиректор ООО ПКФ «МАЙДАН» (сеть кафе и ресторанов «Сытый папа»):

 - Я сама участвую в электронных аукционах, и там цена падает ниже себестоимости!

 Она привела конкретный пример по Альметьевску – когда качество продукции, поставленной тем, кто выиграл аукцион, оказалось ниже плинтуса…

 ГЕЛЛЕР В КАЧЕСТВЕ ГРАДУСНИКА

 Критика любимой электронной площадки почти вывела Геллера из себя. Он возмущенно заявил:

 - Подряд три реплики, которые, на мой взгляд, подменяют тему. На самом деле у нас тема – как обеспечить бизнесу доступ. Я тут выступаю в качестве градусника! Показываю, какая температура. Я согласен с вами, что есть очень много причин, по которым эта температура повышена… Конечно, не мне анализировать – есть минэкономики, есть Госсовет, есть другие государственные структуры. Задача электронной площадки – показать вот эту самую температуру. И когда уважаемый Александр Евгеньевич говорит, что градусник не совсем хороший и надо сделать контрольные замеры температуры – да, я согласен…

 Сергеев, разумеется, тут же отбил удар:

 - Градусник нормальный! Механизм не совсем хороший.

 Геллер парировал – под смех всего совета:

 - Не туда вставляем градусник? И уж совсем я не могу согласиться с вот этим мифом, который говорит, что аукцион выигрывают по договоренности те, кто поставляет плохое. Понимаете, коллеги, в мире нет лучшего контролера, чем обиженный конкурент... Я просто обращаю внимание – то, о чем говорите вы – это 159 статья Уголовного кодекса, называется «Мошенничество». Если вам на вокзале продали вместо золотого бронзовое кольцо, то вы знаете, что делать. Вы идете в милицию и ловите этого преступника. Или вы согласны за эти деньги носить бронзовое кольцо. Если в Альметьевске за эти деньги согласны не то качество получить, то здесь виновата разве площадка? Наша задача – обеспечить бизнесу доступ. Обеспечить бизнесу возможность контроля. Где обиженный конкурент? Почему вы говорите, что это произошло, а обиженный конкурент не обратился в прокуратуру с жалобой? Раз нет судебного решения, мы не можем обвинять, что это низкое качество, не тот тираж… Плохой товар – мошенничество – ФАС – прокуратура – 159 статья – тюрьма!..

 Заседание по этому вопросу повестку дня завершилось тем, что Координационный совет принял предложение Александра Сергеева. И вскоре узнает, что скажут новые участники электронных торгов, сагитированные клерками.

 

Елена Чернобровкина
Фото автора