На этой неделе в своем послании парламенту РТ Рустам Минниханов говорил о том, что одной из главных задач является создание мощного среднего класса. Президент заявил: «Фундамент развитого общества - средний класс. Он является гарантом стабильности и устойчивости в любой стране. Его доля в экономически благополучных государствах составляет порядка 60 процентов, у нас в республике этот показатель в два раза ниже». Газета «БИЗНЕС Online» обратилась к экспертам – представителям делового сообщества республики с вопросами: «Как создать в Татарстане мощный средний класс? Работаете ли вы сегодня со средним классом?».

 Надежда Борисова – директор казанского филиала HeadHunter:

 - Мы работаем и со средним бизнесом, и со средним классом. Первые пользуются услугами нашего сайта для поиска персонала, а вторые – ищут на сайте работу. В этом смысле наш бизнес вне экономического разделения на классы. Что касается определения среднего класса, то здесь я не буду оригинальна. В моем понимании это промежуточное положение между высшим классом и низшим, т.е. между богатыми и бедными. А увеличение числа среднего класса возможно при росте уровня доходов, что, в свою очередь, достигается при росте экономики и благосостояния.

 Дина Журавлева – директор ООО «Торговый дом недвижимости «Йорт»»:

 - Мы уже 21 год работаем со средним классом. Средний класс рассчитывает на ипотеку, мы это видим и делаем на ипотеке акцент. Стараемся обращать внимание на потребности среднего класса, для этого, в том числе, регулярно пересматриваем ценовую политику. Доход у представителя среднего класса должен быть не менее 25 тысяч рублей в месяц, иначе человек не сможет прокормить семью. В общем, это все, кроме элиты. Средний класс – это работающий класс. Нужно открывать новые заводы и фабрики, увеличивать число рабочих мест, увеличивать зарплату. Все зависит от стабильности экономики. Стабильная экономика – стабильный средний класс.

 Михаил Котляров – коммерческий директор ООО «Акос»:

 -  Мы только и делаем, что работаем со средним классом. Значит, мы научились с ним работать давно. Привлекаем его за счет разнообразия автомобилей, цен, качества, – а как еще можно привлечь? Хочу сказать, что средний класс – разный: в Москве один, в Татарстане другой, в глубинке третий. Без автомобиля среднего класса просто нет. Желательно даже две машины. Раньше интеллигенция считалась средним классом, да и во всем мире до сих пор считается, так как учителя и врачи неплохо зарабатывают. У нас в России учителя бедные, только если вдруг учительница вышла замуж за преуспевающего бизнесмена, она станет представительницей среднего класса. Но, тем не менее, среднего класса у нас много. Я как специалист, продающий машины, вижу, что многие врачи катаются на иномарках. Значит, у них есть дополнительные источники доходов.

 Елена Машкова - директор КамЦСБТ "Развитие" (Набережные Челны), социолог, кандидат экономических наук:

 - Наши неоднократные исследования жителей Набережных Челнов, показывают, что в Автограде сегодня у 30 процентов горожан ежемесячный доход где-то в размере минимального размера оплаты труда – 4330 рублей. 45 процентов челнинцев получают среднюю зарплату по городу, около 12 500 рублей. Эти люди могут еще купить какую-то бытовую технику, но крупную покупку взять в кредит уже не в состоянии. Таким образом, получается, к обеспеченным в Набережных Челнах можно отнести от силы 25 процентов. Их да, можно отнести к той прослойке, которую на Западе принято относить к «среднему классу». Они могут себе позволить ипотеку, взять автомобильный кредит. У них есть и сбережения, и свободные деньги.

 А вот, к примеру, наших малых предпринимателей к среднему классу я отнести уже не могу, разве только к низшему его уровню: все их сбережения в большинстве случаев вкладываются в бизнес, и они очень мало тратят.

 Научились ли мы работать со средним классом? Наша компания работает со многими фирмами, и я стала замечать, что они начинают обращать внимание на своего покупателя. Стремятся проводить маркетинговые исследования, чтобы лучше узнать его. Конкуренция очень сильно сегодня выросла, и компании, желающие вырасти, заинтересовались вот этой прослойкой – средним классом. Они просто вынуждены были это сделать.

 Что касается того, как нарастить численность среднего класса, то я бы сказала так: растут цветочки, если их поливать. Дмитрий Медведев как-то заявил, что «не надо кошмарить бизнес», так бизнес теперь, на мой взгляд, уничтожают на корню, чтобы, видимо, нечего было «кошмарить». Меня, как малого предпринимателя, пугает, к примеру, наступление нового года, когда резко увеличится налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, страховые тарифы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование вырастут с 26 до 34 процентов. А для увеличения среднего класса, наоборот, неплохо было бы снизить налоговое бремя… А в последнее время и госпошлины на создание бизнеса выросли в два раза. Не стоить душить бизнес и постоянными проверками. Когда мы еще весной проводили опрос, четверть челнинских бизнесменов заявляли нам, что они на грани закрытия. А треть опрошенных предпринимателей готовы были уйти в соседние регионы, где для бизнеса создан более комфортный климат.

 Борис Морозов – руководитель аналитической службы ОАО «КАМАЗ»:

 - Если речь о классе в смысле классовой теории, так его в России нет, и вряд ли он возникнет скоро. Нет профессиональных сообществ, социальных объединений, подходящих политических движений – в отличие от тех самых благополучных государств, о которых говорит Рустам Минниханов. У нас есть очень небедные люди, прореженные, правда, кризисом, прячущиеся друг от друга за железными дверями. Разве это класс? Новое «среднее» поколение, которое возникает, в том числе с помощью небедных родителей, вопиюще безграмотно в большинстве своем, духовно люмпенизируется из-за краха образования, презирает «умников», книг не читает.

 То, что средний класс, – как источник интеллектуального могущества государства, отчаянно нужен, – сомневаться не приходится. Более три четвертых капитала развитых стран – интеллектуальная собственность, а не «энергетика».

 Нарастить численность среднего класса можно лет за 15 - 20. Это – если быстро. Чтобы своих детей духовно подготовить к подобающей в обществе роли, мы с друзьями в 80-х создали клуб, и с детским фондом десятилетие строили педагогическую концепцию, интегрирующую лучший мировой и отечественный опыт, открывали особый детский сад, школу-лабораторию по системе Френе. Теперь вуз нового типа открыли – Машиностроительный образовательный кластер КАМАЗ-КАИ, на МВА пытаюсь донести слушателям самые лучшие и быстродействующие методы повышения производительности бизнес-процессов. Только такая сложная воспитательно-образовательная система способствует развитию талантов – а именно таланты только и могут быть основой того среднего класса, который нужен республике. 

 Светлана Пименова – директор туристической компании «Итиль-тур»:

 - У нас нет среднего класса как такового, поэтому трудно говорить о том, научились мы с ним работать или нет. О среднем классе можно много рассуждать, но это бессмысленно, почти все у нас за чертой бедности. К нам в компанию, например, мало приходит таких, кто долго копил на путевку. Либо люди копят и все равно не покупают, так как дорого, либо приходят те, кто относится к элите общества, они о стоимости путевок не задумываются. На отдых надо минимум 20 тысяч на человека. Средний класс для меня – это те, кто зарабатывает не менее 25 тысяч в месяц, имеет квартиру и машину. Но в нашей республике таких не очень-то и много. Их точно не большинство. Мы как-то недавно с мужем разговаривали и пришли к выводу, что если бы нам родители не оставили жилье, то мы бы вряд ли смогли на него когда-нибудь заработать. Наше государство просто не дало бы нам такого шанса. А ведь жилье – самая примитивная потребность человека. Даже ипотека не рассчитана на средний класс. Как взять 900 тысяч в ипотеку, если средняя зарплата в лучшем случае 20 тысяч? А 20 тысяч уходят на еду, на оплату жилья, на проезд... В советское время у людей хотя бы шанс был заработать. Если смотреть на флаг Татарстана, то белая полоска – это средний класс, нижняя зеленая должна быть больше – это низший класс, а красная – верхний.

Адель Сагиев – директор коллекторской компании Corpus Juris Civilis:

- Бизнес всегда идет впереди жизни, поэтому со средним классом мы давно научились работать. Другое дело, что иногда государство мешает бизнесу развиваться и в том числе налаживать контакты со средней прослойкой общества. Но главное наше достижение – это умение выстраивать с клиентами партнерские отношения. Если в советское время действовала схема «у кого товар, тот король», то в наше время эта схема не работает. В нашей компании, по крайней мере, сделан акцент на партнерских отношениях. Человек, который приходит к тебе, твой покупатель – всегда партнер. Это залог здоровых отношений со средним классом. А чтобы выстроить эти отношения, нужно не только предоставлять качественные услуги, но и предвосхищать желания и потребности среднего класса. На мой взгляд, средний класс – это мы все с вами, вместе взятые, потому что мы не олигархи. Мы предприниматели. У нас есть квартира, купленная или взятая в кредит, и личный транспорт.

 Александр Салагаев – президент Центра аналитических исследований и разработок:

- Мы сами средний класс, поэтому все, что мы ни делаем, это для среднего класса. Сами с собой мы умеем работать. Собственно, средний класс – это, в основном, бюджетники, среднее и высшее рабочее звено, руководители подразделений, директора школ, вузов, профессура, заведующие отделениями в больницах, старшие офицеры, малый и средний бизнес. Численность среднего класса постепенно растет, хотя в кризис было небольшое сокращение. В основном пострадали рекламные агентства, маркетинговые службы. Все зависит от состояния экономики, общества.

Средний класс – это статус, самосознание. Есть те, кто принадлежит к среднему классу, но самосознание у них бедного класса. Такие представители среднего класса на всем экономят, отказывают себе в полноценном отдыхе, посуду сдают, грубо говоря. Управлять средним классом на самом деле невозможно. Эти процессы косвенно связаны с развитием промышленности, ростом доходов у населения, изменением мышления. В США до 60 процентов – средний класс, у нас пока еле-еле до 20 процентов доходит. Чем больше будет представителей среднего класса, тем стабильнее будет общество.

 Наиля Спарта – первый заместитель генерального директора отеля «Джузеппе»:

 - Средний класс у меня ассоциируется с уверенным в себе человеком. Это люди, которые своим потенциалом, в том числе благодаря качественному образованию, смогли добиться реализации себя. Они думают не о хлебе насущном, а о своем развитии, и не обязательно они должны быть собственниками и бизнесменами. К среднему классу можно отнести и талантливого программиста, например. Они своим трудом создают продукт, услугу, и, следовательно, они активные «производители» на внутреннем рынке, они создают рабочие места здесь, в России, платят здесь налоги, и чем лучше будет идти их дело, тем лучше для экономики страны. Поэтому государство и заинтересовано иметь «толстую» прослойку из среднего класса. Хотела бы также отметить, что эти люди имеют активную жизненную позицию, они следят за тем, что происходит в стране, какой в стране «настрой» и «климат» по отношению к ним, какие законы пишутся, и насколько их бизнес защищен от «обыденных» вторжений проверяющих органов. Думаю, чтобы средний класс развивался, нужно просто дать ему жить и развиваться спокойно, гарантировав всем участникам равные условия и беспристрастную защиту законом.

 Никита Сухачев – генеральный директор ООО «РРТ-Казань»:

 - В самой постановке вопроса есть определенный подвох, потому что научились работать – это значит, что не умели. Я бы поставил вопрос иначе: не научились, а ориентируетесь ли вы в своей работе на средний класс или на какие-то другие слои? Мы, например, при продаже автомобилей, само собой, ориентируемся именно на средний класс, на людей со средним достатком и достатком выше среднего. Люди из низшего класса менее требовательны, так как не привыкли к хорошему обслуживанию, не знают своих прав и даже не знают, что что-то можно требовать. Средний класс же готов платить за качество. Зная это, мы разработали свои программы. Мы не просто продаем машины, а следим за судьбой каждой. Мы даем гарантии на все услуги, запчасти, у нас бесплатный вай-фай, бесплатное кофе, такси, человек может принять участие в ремонте своего автомобиля – все это для того, чтобы привлечь средний класс…

 Запад к среднему классу относит людей со средним достатком и высшим образованием, у нас в стране таких пока маловато. Средний класс в нормальной стране, которая уже сегодня строит свое будущее, должен составлять минимум 60 процентов. У нас нет столько людей одновременно и с высшим образованием, и с нормальным достатком. Профессора у нас получают копейки. Но задел в Татарстане есть, так как развиваются инвестиционные проекты, появляются новые идеи, многие проблемы для введения бизнесы стали разрешимы, убираются препоны при введении малого бизнеса (а это основа среднего класса, так как маленькие компании имеют самый большой потенциал к росту, и они наиболее адаптивны к меняющимся условиям действительности). В будущем бизнесом можно будет управлять в режиме онлайн. Чем больше у нас будет среднего класса, тем выше будет потенциал страны, ее конкурентоспособность. 

 Сергей Сычев – директор по развитию ООО «Сарепта» (бар «Париж»):

 - Средний класс – это те, с кем стоит работать, хотя у нас идет ориентация на элиту. В принципе, ничего особого делать не надо, чтобы привлечь средний класс. Просто хорошо работать. Собственно, это уже непросто! У нас в республике численность среднего класса гораздо выше, чем в других в других регионах. Где-то 85 процентов из ста, а 10 процентов – элита. Если есть квартира и автомобиль, то человек может себя отнести к среднему классу.

София Трофимова – управляющая семейным торговым центром «МЕГА-Казань»:

  - Изначально концепция семейных торговых центров МЕГА ориентировалась на семьи со средним уровнем достатка. Это было также определено и некоторыми задачами по формированию у населения привычек потребления. Пять лет назад, когда в Казани открывалась МЕГА, большинство жителей города считали нормой делать покупки на городских рынках. Это касалось как продуктовой корзины, так и товаров промышленного производства. Перед открывшимися торговыми центрами стояла сложная задача: приучить потребителя к новому способу совершения покупок, к концепции «выходного дня». Для решения этой задачи было необходимо соблюсти одно важное условие – предложить более качественный сервис покупателям при сохранении уровня цен, то есть товары, купленные в торговом центре, должны были быть не дороже товаров, приобретенных на рынках. Отталкиваясь от этого, формировался пул арендаторов торгового центра. Эффективность этой концепции подтверждается пятилетним опытом работы семейного торгового центра «МЕГА Казань» на рынке.

 Адель Хасбиуллин – коммерческий директор ООО «Мегалит»:

 - Конечно, мы умеем работать со средним классом. Главным образом благодаря этой качественной работе, у нас много хороших, завершенных дел. Хотя специальных предложений для среднего класса у нас нет, прейскурант един для всех. Если мы заходим, например, в Бэхетле, то покупаем там товар. Если нам нужен магазин, где товары дешевле, мы просто не идем в Бэхэтле, а идем, к примеру, в Магнит. Наша компания не ориентирована только на средний класс, так как по сути его в стране у нас нет. Если человек продает квартиру, а потом покупает квартиру, то является ли он представителем среднего класса? Скорее нет, чем да. Получается, что у нас в основном нищие люди, которые зарабатывают и тут же тратят. У них нет возможности покупать машины или даже копить на квартиру. Так что нам дорог каждый клиент, независимо от того, сколько денег у него в кармане. Бизнес должен качественно и честно решать вопросы, в нашем случае с недвижимостью. Кому-то мы подберем качественную однокомнатную хрущевку, а кому-то коттедж.

 Конечно, было бы лучше, если бы количество представителей среднего класса увеличилось. Сейчас мы не живем, а выживаем. У нас одна знакомая уехала на Север, так она говорит, что русские там, в отличие от местного населения, постоянно что-то делают. Местным ничего не надо, так как там учитель при средней ставке получает сто тысяч рублей, он спокойно живет, в выходные и в нерабочее время отдыхают. Мы же что делаем в нерабочее время? Думаем, где бы еще поработать, чтобы деньги на жизнь заработать. Получается, что люди изнашиваются.

 Если посмотреть статистику, то среди городов-миллионников Казань часто первая – по вводу жилья, по благоустройству. Но мы забываем, что наш город – второй  с конца по уровню заработных плат. К тому же людей постоянно обирают поборами. Вот сейчас хотят, чтобы люди платили налог на квартиру от рыночной стоимости, а не от инвентаризационный стоимости. Значит, житель хрущевки в Москве будет отдавать минимум 50 тысяч в год. Хотят ввести обязательное страхование квартир. Денег-то больше не становится! Разве в таких условиях появится средний класс? Есть системы, которые не изменишь. Посмотрите – на выборах  приходит депутат, обещает что-то поменять. А потом, когда его избирают, система его меняет, а не он систему. Поэтому все четыре года депутаты думают только о том, что нужно что-то наработать для себя.

 

Надежда Замалиева
Сергей Афанасьев
Владимир Казанцев