Сегодня в кинотеатрах столицы Татарстана начинают демонстрировать трейлер фильма Алексея Барыкина «Семейные хлопоты» — комедии на тему взаимоотношений внутри русско-татарской семьи. Выход в широкий прокат картины, намеченный на 10 марта, безусловно, событие для местных кинематографистов, которые еще ни разу не добирались до многозальных кинотеатров в торговых центрах Казани. Сам Барыкин рассказал «БИЗНЕС Online» о бюджете картины, продуктивном общении с прокатчиками и курсе на Якутию и Нигерию.
Алексей Барыкин: «Решили сделать кино, причем с четким желанием попасть с ним в прокат» |
ПОКОРЕНИЕ КАЗАНСКИХ МУЛЬТИПЛЕКСОВ
Сегодня завсегдатаи казанских кинотеатров, придя в один из многочисленных мультиплексов столицы Татарстана, могут быть несколько удивлены, обнаружив среди трейлеров, демонстрирующихся перед началом сеанса, анонс отечественного фильма с актерами, лица которых хорошо известны тем, кто смотрит местное TV и не отказывает себе в походах по городским театрам. Дело в том, что впервые за последние пару десятилетий, когда в России стала активно развиваться киноиндустрия, полнометражная игровая картина, сделанная в Казани исключительно силами местных спецов, попала в прокат. Причем речь идет не только о столице Татарстана, где фильм режиссера Алексея Барыкина «Семейные хлопоты» будет демонстрироваться с 10 марта в добром десятке залов, но и о крупных городах республики: Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, а также Уфе, Нефтекамске, Ижевске.
Сам факт широкого проката татарстанского фильма действительно тянет на мини-сенсацию, поскольку до того мы привыкли видеть местное кино максимум на фестивале мусульманского кино в Казани, а также на специальных (чаще всего бесплатных) показах в государственном кинотеатре «Мир». И вот местные кинематографисты создали продукт, который заинтересовал многозальные мультиплексы, и теперь они всерьез рассчитывают не только на то, чтобы «отбить» бюджет, но и, возможно, на прибыль от проката.
Съемочная группа проекта «Семейные хлопоты» |
Картина, снятая при участии «Татаркино», — это комедия, рассказывающая об актуальной для республики теме межнациональных отношений. В молодой русско-татарской семье (роли супругов исполнили актер ТЮЗа Андрей Ясинский и актриса театра им. Камала Ляйсан Файзуллина) появляется дилемма: как назвать родившегося ребенка? Естественно, в спор активно вмешиваются многочисленные родственники с обеих сторон. Авторы обещают ворох комических ситуаций и непременный хеппи-энд. Среди занятых в «Семейных хлопотах» актеров есть и очень известные имена: Роман Ерыгин, Люция Хамитова, Рамиль Тухватуллин.
«ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА МНОГИХ НАШИХ ТАТАРСТАНСКИХ ФИЛЬМОВ — ЭТО НИЗКИЙ ТЕМП ПОВЕСТВОВАНИЯ И МАЛОСОБЫТИЙНОСТЬ»
Режиссер, сценарист и продюсер фильма «Семейные хлопоты» Барыкин рассказал «БИЗНЕС Online» о том, как ему удалось стать первопроходцем в деле проката татарстанских лент на широком экране.
— Алексей, ваша картина изначально создавалась с расчетом на прокатную историю?
— Меня как кинематографиста очень угнетал тот факт, что вокруг, можно сказать, договорились о том, что местное кино не должно быть самоокупаемым. И оно, так и не дойдя до зрителя, ложится на полку, а все просят новые деньги у государства и прочее. Очень хотелось снять зрительский фильм. Нам были понятны несколько основных принципов. Во-первых, это должно быть жанровое кино. Никакой социально-нравоучительной драмы. Во-вторых, там должен быть очень динамичный сюжет, он должен отвечать ожиданиям аудитории. Понятно, что здесь нам приходится конкурировать и с москвичами, и с американцами. И если мы предложим такой же сюжет, который может предложить Москва, то мы им здесь не конкуренты.
Вообще, сценарию фильма «Семейные хлопоты» уже два года. Мы подавали заявку на грант министерства культуры РТ, правда, там речь шла о коротком метре, но решили постараться снять на эти деньги полнометражное кино, вложив по необходимости дополнительно еще и свои средства. Ну а куда потом девать короткометражный фильм? Показать один раз на фестивале — и все, на полку? В общем, решили сделать кино, причем с четким желанием попасть с ним в прокат.
Роман Ерыгин |
— Каков бюджет картины? На какие сборы в кинотеатрах вы рассчитываете?
— Что мы пытались сделать в Татарстане? Это та модель кинематографа, которая очень эффективно существует в Якутии, а в мире это называется нигерийской моделью: когда выходят картины с маленьким бюджетом, быстрым по времени процессом производства, но за счет больших объемов они становятся прибыльными. В Якутии доходит до того, что местный фильм в прокате может собрать больше, чем голливудский блокбастер. И даже сейчас, как говорят, американские прокатчики узнают: а не выходит ли в Якутии в этот уик-энд местный фильм? Если выходит, то они предпочитают перенести свой релиз. Настолько это успешно.
Успешный в прокате якутский фильм может собрать по республике порядка 8 миллионов рублей. Мы с вами знаем, как работает киноиндустрия, — 50 на 50. То есть половину этих денег получают кинотеатры, другую — создатели фильма. Получается 4 миллиона. Вычтем из этой суммы затраты на рекламу, прокатное удостоверение — много всего. Условно говоря, получаем, что для успешной картины верхний порог бюджета — это 3 миллиона рублей. Мы, соответственно, уложились в гораздо меньшую сумму. Конечно, мы не знаем, сколько наше кино соберет в прокате. Но потенциально в Татарстане можно заработать больше, чем в Якутии, поскольку у нас больше население и больше кинотеатров.
— И как же вам удалось пробиться через стену непонимания прокатчиков?
— А оказалось, что никакой стены непонимания нет. Да, нам много раз говорили, что прокат уже давно поделен, что американцы там все диктуют. Оказалось, что это все не так. Я лично встречался с директором каждого казанского кинотеатра. Каждому показывали, каждого убеждали. На сегодняшний день мы договорились о прокате со всеми кинотеатрами, кроме сетей «Киномакс» и «Каро», но и с ними ведем переговоры.
Дело в продукте — вот и все. На нас работает сам фильм. Прокатчики посмотрели «Семейные хлопоты» и сказали: да, мы берем!
С самого начала мы поставили задачу — это кино должно быть интересно с разных точек зрения. Во-первых, мне очень нравится жанровое кино. И я бы с удовольствием сделал фантастический фильм, но это вопрос бюджета. Нам пришлось бы конкурировать со слишком сильными игроками. А комедия — это как раз тот жанр, который не слишком зависит от вложений. Можно сделать смешно и за копейку, а можно и за миллион. Вопрос только в том, как ты к этому подойдешь. Во-вторых, очень большая проблема многих наших татарстанских фильмов — это низкий темп повествования и малособытийность. Иногда это компенсируется художественными достоинствами, но зрителю сейчас требуется, на мой взгляд, очень высокий темп повествования, где многое происходит, где ты сидишь и это тебя захватывает. У нас сюжет построен так, что очень быстрый темп повествования, просто несется вскачь. К этому мы стремились. В-третьих, узнаваемые родные лица: Ерыгин, Тухватуллин, Хамитова. Но, конечно, мы выбирали не медийные лица, а хороших актеров, которые отлично попадали в образы.
Рамиль Тухватуллин (справа) |
— Не опасались браться за тему межнациональных отношений, пусть даже и в жанре комедии?
— Да, вот именно это было очень сложно. Многие говорят: опасная тема. Мы несколько раз корректировали сценарий, показывали его разным людям. Вот сейчас не было уже ни одного человека, который бы сказал, что мы показали в картине русских или татар в чуть более непривлекательном свете. Все стороны выглядят хорошо. Мы подошли очень серьезно к этому вопросу.
— На какое в целом количество залов, в которых будут показывать «Семейные хлопоты», вы рассчитываете?
— Тут дело в том, что есть еще своя система проката у «Татаркино». В Казани — это кинотеатр «Мир», но есть и филиалы в других городах. И для нас важно, чтобы картину увидели в разных населенных пунктах. Но все равно решающую роль играют мультиплексы, многозальники в больших торговых центрах. И раз фильм будут показывать в «Парк Хаусе», «Корстоне», «Ривьере», мы понимаем, что для нас это прорывная ситуация.
В Якутии доходит до того, что местный фильм в прокате может
собрать больше, чем голливудский блокбастер
«РЕСПУБЛИКА — ДОНОР, КОТОРЫЙ ЕЩЕ ДОЛЖЕН И МОСКВЕ ДЕНЬГИ ДАВАТЬ?»
Между тем в последнее время о кино применительно к Татарстану мы слышали чаще всего в двух различных аспектах. Во-первых, речь идет о крупных проектах, которые собираются запускать столичные кинематографисты. Во-вторых, местные кинематографисты периодически «выстреливают» неожиданными супераншлагами на специальных показах своих картин.
Что касается интереса москвичей к республике, то его суть в том числе сформулировала в свое время в интервью «БИЗНЕС Online» известный режиссер Анна Меликян, чья кинокомпания работала на нескольких проектах именно в Казани: «Это правда, мы снимали Казань уже в двух проектах. Если в фильме «Москва-Питер» здесь делалась только сцена в аэропорту, то съемки сериала «Девушка средних лет» полностью проходили в вашем городе. Нам понравился этот опыт, мы хотим и дальше сотрудничать. Больших городов в стране не так много, снимать в Питере и Москве — дорого. А Казань выгодно выделяется на общем фоне, причем не только ценами, но и натурой. С одной стороны, здесь великолепный современный город, с другой — природа, которую тоже можно использовать». В этой же связи можно вспомнить и о проекте Федора Бондарчука, посвященного команде «КАМАЗ-Мастер», а также о будущем сериале для Первого канала «Золотая Орда».
Барыкин скептически относится к такому «нашествию» московских киношников: «Эта история никак не касается местных кинематографистов. Такая схема: москвичи привозят сюда все свое, а из числа местных берут только каких-то статистов и подсобных рабочих. На развитие татарстанского кино это никак не влияет. Но самое главное — то, что они приезжают сюда преимущественно за деньгами. В Москве денег полно, но такое количество претендентов на них! Поэтому приезжают сюда с расчетом: а давайте от вас столько и столько».
Наш собеседник говорит, что очень негативно к этому относится и к такому заключению ему помогает прийти собственное экономическое образование: «Это деньги, которые крутились в экономике Татарстана, а уйдут в экономику Москвы. Они берут наши деньги, снимают на это свой проект, сами зарабатывают, а потом тратят их в Москве. Зачем этот новый пылесос? Республика — донор, который еще должен и Москве деньги давать? Если Татарстан на что-то тратит деньги, то они должны быть освоены внутри Татарстана, прибавочная стоимость должна быть создана в республике и дальше работать на ее благо».
Авторы новой татарстанской комедии рассчитывают на то, что потенциально успешная прокатная судьба картины может серьезно изменить облик местного кино, ограничивавшегося до сего момента очередями в кинотеатре «Мир» на премьере короткометражки «Айсылу», продюсером которой выступил тот же Барыкин, или дополнительными показами «Белых цветов» на фестивале мусульманского кино в Казани. «Выход татарстанского фильма раз в месяц и конкуренция местных режиссеров за зрителя, а не за скудные бюджетные средства», — такой видится режиссеру картины «Семейные хлопоты» идеальная модель функционирования местной киноиндустрии.
«Выход татарстанского фильма раз в месяц и конкуренция местных режиссеров за зрителя, а не за скудные бюджетные средства», — такой видится режиссеру Барыкину идеальная модель функционирования местной киноиндустрии |
«ЭТО ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ В ИСТОРИИ ТАТАРСКОГО КИНО, ВЫШЕДШИЙ В ПОЛНОЦЕННЫЙ ПРОКАТ, И МЫ НЕ МОГЛИ ПРОПУСТИТЬ ТАКОЕ СОБЫТИЕ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили перспективы фильма «Семейные хлопоты» в широком прокате.
Ильдар Ягафаров — председатель союза кинематографистов РТ:
— Здорово, что фильм вышел в широкий прокат. Алексей Барыкин — большой молодец и очень плодовитый режиссер, каждый год снимает игровой фильм. Думаю, нам нужно поднимать наше кино и не изобретать велосипед, а снимать народные комедии. У нас есть готовые сюжеты — спектакли «Старик из деревни Альдермеш», «Казанские парни». Пишутся сценарии — у нас очень много талантливых сценаристов: Алексей Барыкин, Мансур Гилязов.
Конечно, смешанные браки — это горячая тема и вместе с тем тончайшая струна, которая в любой момент может порваться. Думаю, у Алексея получилось найти нужный подход к этой проблеме. Здорово, если зрители действительно начнут ходить на татарстанские фильмы за деньги, а не только по пригласительным на закрытые показы.
Альбина Нафигова — начальник отдела по поддержке производства фильмов, организации кинофестивалей и киномероприятий «Татаркино»:
— С точки зрения проката: во-первых, удача, что кинотеатры Казани взяли фильм на свои площадки, многие — в прайм-тайм и по рыночной стоимости билета, то есть независимые, коммерческие прокатчики в него поверили и увидели зрителя такого кино. Во-вторых, удача, что фильм для народа, для зрителя, он понятен по жанру и сюжету. Для развития индустрии кино правильнее снимать 30 фильмов за такой бюджет, чем один фильм на 30 с лишним миллионов ради двух-трех фестивальных прокатов.
Да, фестивальное кино делает имидж киноотрасли региона среди экспертов, критиков и кинообозревателей. Но оно не стимулирует рынок, не развивает отрасль в целом (от создания фильма до его зрительского успеха и сборов) Если снимать 10 - 20 прокатных жанровых фильмов в год и работать с ними, тогда можно говорить о наличии индустрии, самой атмосферы, ведь кино — это и искусство, и производство. Искусство надо поддерживать, а производство — окупать. Именно производство создает рабочие места, рынок, мотивацию кадров и пр. Мы имеем архивное или документальное кино, имеем короткий метр, имеем социальные драмы, а прибыль приносят комедии, мелодрамы и другое жанровое кино. Это во всем мире, за исключением некоторых регионов и фестивалей-событий.
Наиль Сагидуллин — заместитель директора кинотеатра «Киномечта»:
— Показ фильма стартует с 10 марта, трейлер запускаем уже сегодня — будем показывать его так часто, как сможем, практически перед каждым сеансом. Обещали, что будет несколько вариантов трейлеров, рассчитанных, например, на мужскую аудиторию, на женскую. Будем ставить их в зависимости от жанра картины. Тема межэтнических отношений для жителей нашей республики всегда была интересной, так что рассчитываем, что фильм найдет своего зрителя. Сколько соберет картина? Думаю, что если «Семейные хлопоты» соберут две кассы от бюджета, то это будет нормально.
Люция Хамитова
Василина Ваго — начальник развлекательного центра Korston Club Hotel:
— В комедии «Семейные хлопоты» затронута тема, с которой сталкиваются большинство межнациональных семей, для Татарстана этот сюжет очень актуален. Это первый фильм в истории татарского кино, вышедший в полноценный прокат, и мы не могли пропустить такое событие. Наш зритель должен знать, что наша киноиндустрия не стоит на месте, а развивается. Потребность в татарстанских фильмах есть — это показал ажиотаж на показах кинофильмов «Айсылу», «Бибинур», «Трехногая кобыла» и некоторых других местных фильмов. Сборы же кинофильма зависят от проведенной рекламной кампании и, конечно же, сарафанного радио. В прокат в нашем кинотеатре фильм выйдет с 10 марта, планируем 3 - 4 сеанса в день.
Кино семейное, поэтому демонстрация трейлера запланирована перед фильмами, рассчитанными на разные возрастные категории, — комедиями «День выборов-2», «Образцовый самец №2», спортивной драмой «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее», мультфильмом «Крякнутые каникулы» и, конечно же, перед нашумевшим фантастическим боевиком «Дэдпул».
Люция Хамитова — актриса театра им. Камала:
— С проблемами, которые волнуют героев фильма, у нас в Татарстане сталкивается каждая пятая семья. Конечно, тема межнациональных отношений в семье очень деликатная, думаю, фильм не обидит зрителей. Искусство часто вызывает споры, и если такое происходит, значит, это как минимум интересно.
На съемочной площадке нам работалось очень легко. И татарские актеры, и ребята из русского ТЮЗа — мы все друг друга знали. Очень хотелось бы, чтобы нашу работу оценили по достоинству. Надеюсь, этот фильм даст толчок к развитию татарстанского кинематографа, вы сами знаете, в каком состоянии сейчас находится наше кино.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 54
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.