Глава минсельхоза РТ Марат Ахметов сегодня ответил на вопросы журналистов

«ОПТИМИЗМА У НАС ДОСТАТОЧНО»

Учитывая то, что сегодняшнее мероприятие проходило накануне профессионального праздника — Дня работников сельского хозяйства (он состоится завтра), ожидать критических сентенций и традиционной публичной порки аутсайдеров от главы минсельхоза РТ Марата Ахметова не приходилось. Но все же вводная часть выступления министра началась с сетования на природу, у которой, по данным ведомства, погода все чаще бывает плохой. «Непростые, многотрудные времена переживает сельское хозяйство, потому что погодные условия, погодные испытания — достаточно судьбоносный фактор», — начал издалека Ахметов, при этом признав, что «нам не удается расти, как хотелось бы, не получается пока». По прогнозам ведомства, только на земледелии из-за неблагоприятных погодных условий недобрано порядка 20 млрд. рублей.

Тем не менее аграриям удалось выдержать темп и даже с некоторым ростом к прошлому году. По словам Ахметова, в Татарстане производство валовой продукции сельского хозяйства по итогам 2015 года прогнозируется в объеме 220 млрд. рублей. При этом, напомним, в 2014 году объем валовой продукции составил 189 млрд. рублей. Как видим, пусть и небольшой рост — 2,6%, но все же имеется. Уже радует, что не ухудшилось финансовое состояние хозяйств: 92% из них показали прибыль, только 8% — убыток. В эти тяжелые, кризисные времена удалось не допустить роста кредиторской задолженности у сельхозкомпаний, хотя, как отметил Ахметов, «кредиторка» и так немалая: 101 млрд. рублей. Зато зарплата в отрасли выросла на 14% (сейчас она, по данным ведомства, составляет в среднем 17 тыс. рублей), и хотя она пока еще серьезно не дотягивает до уровня средней по республике, радует то, что хотя бы растет, в отличие от других отраслей, отметил министр.

Далее Ахметов более подробно остановился на основных итоговых показателях, большая часть из которых может служить поводом для гордости минсельхоза. «Год заканчиваем, 3,5 миллиона тонн валового сбора зерна, включая кукурузу, — это примерно 20 - 22 центнера на гектар. Да, это не та цифра, которую мы имели в благоприятные годы, когда мы имели более 5 миллионов тонн. Но мы год выстояли», — признался Ахметов. По сахарной свекле прогнозируется сбор 2 млн. т, что, по словам министра, очень поможет сельхозформированиям из-за благоприятности рынка сахара, а это биржевой товар. «Мы самый крупный субъект в стране по объемам производства молока: 1 миллион 707 тысяч тонн — объем производства молока, — продолжил Ахметов, — мы вторые по России по объему производства мяса — 500 тысяч тонн мяса, и, конечно, достаточное количество овощей и картофеля». В общем, голод республике точно не грозит. Тем более что предприятия АПК продолжают инвестировать в свое производство — ежегодно не менее 20 млрд. рублей.

«Оптимизма у нас достаточно, будем делать все, что от нас зависит, чтобы на следующий сельскохозяйственный год можно было уже похвалиться», — завершил свой изобилующий цифрами и фактами доклад министр и предложил продолжить встречу в формате вопрос-ответ.

«ВЫИГРЫВАТЬ ПО-КРУПНОМУ У СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ ПОКА ЕЩЕ НЕ УДАВАЛОСЬ»

Первой вопросы задала корреспондент «БИЗНЕС Online». Напомнив министру, что Татарстан входит в число лидеров по получению федеральных субсидий на агрострахование (522 млн. рублей, второе место после Краснодарского краяприм. ред.), мы поинтересовались: сколько сельхозактивов было застраховано и каков объем страховых возмещений? Ахметов сообщил, что в республике застраховано порядка 50% всех объемов, при этом, по его словам, большинство регионов не очень активно идут на заключение договоров со страховщиками. И даже погодные риски не могут заставить коллег страховаться. А причина в одном: несговорчивость страховщиков при наступлении тех самых рисков. Как сообщил Ахметов, нашим аграриям до сих пор не удалось получить полноценное возмещение от потерь.

«Разница в урожайности, которую мы хотели получить и в результате получили, — 30 процентов! А по страховым случаям возмещение получать не удается», — признался министр и начал громить страховщиков. «Более того, в большой степени страховые компании «стрелку» переводят на сами сельхозформирования, которые делают недостаточно того, что требуют технологии. Удобрения там не так внесли, защиту плохо обеспечили, посев провели не в те сроки... Закон об агростраховании писали больше страхователи в пользу самих себя, поэтому страховые случаи возмещения примерно становятся равными тому, сколько хозяйство само уплатило взнос. То есть баланс выходит по нулям. А выигрывать по-крупному у страховых компаний в пользу наших хозяйств нам пока еще не удавалось», — с обидой заключил министр, правда, не уточнил, а какой вообще смысл в страховании, если на страховку тратится столько же, сколько по ней в результате можно получить возмещение.

«НАДО ОТДАТЬ ДОЛЖНОЕ ВАГИЗУ МИНГАЗОВУ»

Наконец, второй вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» касался загадочного передела компании УК «Просто молоко», большая часть которой вдруг оказалась в кармане у наемного топ-менеджера — ее генерального директора Марата Муратова. На вопрос журналиста издания, известно ли министру об этой сделке и как он к ней относится, Ахметов отреагировал так. «По судьбе «Просто молоко»... Правда, я сам документ не видел, я слышал об этом, что две трети учредительства управляющей компании приобретено генеральным директором Маратом Яшаровичем Муратовым», — сообщил министр и добавил, что в этом «ничего такого удивительного нет», ведь УК «Просто молоко» — компания, которая не имеет никаких активов и работает на арендуемом имуществе. И именно поэтому: «В случае перспективы развития эта компания должна принять активное участие в покупке конкурсной массы при реализации активов «Вамин-Татарстан». Потом министр прокомментировал утрату контроля государства над управлением крупнейшей молочной империей, заявив, что в молочной переработке у нас большая конкуренция, «поэтому никаких опасений мы не видим».

Тему подхватили коллеги. Так, одна из журналисток рассказала, что в их редакцию несколько раз жаловались работники «Сэт иле» (на 99% по-прежнему контролируется государством, 1% принадлежит Муратовуприм. ред.) по поводу невыплаты заработной платы уже в течение нескольких месяцев. Автор вопроса поинтересовалась, не стало ли это результатом преобразований в том числе и в управляющей компании «Просто молоко»?

Ахметов предположил, что во всем виновата банкротная лихорадка, которая трясет агрофермы. «Это состояние расхолаживает на местах самих руководителей агроферм. Но нам сейчас нужно пройти этот этап, уже нынешним годом завершить бы процедуру банкротства в агрофермах, привлечь новых инвесторов, настоящих хозяев, которые на той базе, которую создал «Вамин», начнут работать», — сказал Ахметов. После чего в позитивном ключе упомянул Вагиза Мингазова, который, оказывается, много сделал для обанкроченного холдинга, например, создал крепкую базу «Вамина»: «Надо отдать должное Мингазову, очень крепкая была база агроферм «Вамина», порядка 400 ферм только было капитально отремонтированно, вся пашня была в обработке, завезены техника, поголовье. Отсутствие реального собственника пока не позволяет нам на достаточно высоком уровне... Поэтому в ближайшие 3 месяца нам надо завершить, не разрушая эти агрофермы, одним лотом реализуя имущество одному собственнику», — обозначил глава минсельхоза ближайшее будущее активов «Вамина».

«ПОДДЕРЖКИ ОТСТАЮЩИМ НЕ БУДЕТ — НЕ В КОНЯ КОРМ»

Была поднята еще одна тема, из года в год муссируемая на различных заседаниях и совещаниях: что делать с отстающими хозяйствами: продолжать их «подкармливать» или принимать уже иные, жесткие меры?

Ахметов сообщил, что ведомство сформировало рейтинг сельхозформирования (где-то на тысячу объектов), туда вошли все предприятия, включая фермы и мелкие ООО. Место в ранжире и будет решающим фактором — получит сельхозкомпания господдержку или получит «дулю».

«Какие-то дополнительные меры поддержки для отстающих мы не планируем, поскольку не в коня корм. Мы, наоборот, вводим коэффициенты поправки на господдержку: если ты по рейтингу входишь в третью категорию, у тебя господдержка будет меньше единицы, если входишь в первую категорию — коэффициент «полтора» доступности бюджетной помощи. Тем самым не умеющих нормально хозяйствовать ставим перед фактом: за счет господдержки продолжать обеспечивать их жизнь не будем», — поставил точку для «халявщиков» Ахметов.