По инициативе директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского в Санкт-Петербурге откроется музей исламской культуры. Расположится он в историческом здании — доме Брюллова, находящемся на Кадетской линии Васильевского острова. Об этом сообщается на сайте официального сетевого издания правительства Санкт-Петербурга.

Идея сделать в доме Брюллова музей исламской культуры принадлежит Пиотровскому, который является выпускником восточного факультета Ленинградского университета.

Трехэтажный дом в стиле классицизма появился в 1784 году. С конца XVIII им владели купцы и промышленники Билибины. В 1845-м его новый владелец — архитектор Брюллов — перестроил дом без изменения главного фасада. Он возвел поперечный корпус во дворе, заново создал интерьеры, перестроил флигели, организовал дворовые фасады в стиле древнеримских сооружений. Во дворе особняка появились фонтан и статуя Аполлона Мусагета. В советские годы здесь располагались садик и юношеская библиотека им. Островского.

Музей-институт исламской культуры появится на базе международного центра исламских исследований. Ожидается, что новый музей будет содействовать сохранению и изучению мусульманского культурного наследия России, пропагандировать научные и культурные достижения российских мусульман, а также продвигать культурную толерантность. Он будет создан в рамках государственно-частного партнерства. В нем откроют экспозиционные залы, зал для научных конференций, кинопоказов, лекций, культурных и музыкальных проектов, библиотеку, видеотеку для оцифровки редких исторических материалов. Также там появятся детский музейно-образовательный центр, «школа мастеров», небольшой ресторан восточной кухни. Среди экспонатов музея будут представлены выставочные проекты, созданные на основе коллекций ведущих музейных, рукописных, библиотечных и научных центров Санкт-Петербурга. Для временных выставок свои предметы искусства предоставят крупнейшие музеи Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Катара и других мусульманских стран. В основе собственной коллекции предстанут среднеазиатские шелка, свыше 70 единиц керамики, коллекции одежды ведущих узбекских дизайнеров. Также на базе музея появится виртуальный музей.

«Важной частью работы нового музея станет содействие показу за рубежом выставок, связанных с историей российского ислама и мусульманским наследием, которое хранится в российских частных и государственных собраниях. Здесь мы в первую очередь рассчитываем на партнерство с научными и музейными центрами Татарстана», — говорится в пояснительной записке проекта.

Напомним, в июне 2016 года один из лучших исламоведов России, ведущий научный сотрудник Института Африки РАН, профессор Ренат Беккин презентовал в Казани свою книгу «Мусульманский Петербург. Исторический путеводитель: Жизнь мусульман в городе на Неве и в его окрестностях». Несмотря на то что она называется «Мусульманский Петербург», тесно переплетена с жизнью татар столицы Российской империи. В Санкт-Петербурге, Петрограде и вплоть до того, как город перестал называться Ленинградом, именно татары составляли основную часть приверженцев ислама. Так было начиная с XVIII века. «Подавляющее большинство мусульманской общины были татары. В основном это выходцы из Нижегородской губернии, Касимовские татары и Пензенские мишары, к данной категории относилась и моя бабушка. В Российской империи вообще слово „мусульмане“ отождествлялось с татарами. Так и говорили: татарская мечеть. Я постарался в своей книге показать жизнь мусульман через истории конкретных людей», — говорил на презентации автор.