В крупных российских городах в последнее время начался резкий рост количества алкомаркетов и пивных магазинов — в некоторых случаях годовые темпы роста их открытий доходят почти до 70%. Об этом свидетельствуют расчеты сервиса 2ГИС, передает «Коммерсантъ».

Так, по данным сервиса, в Москве, например, сейчас работают 3,1 тыс. алкомаркетов, что на 9% больше, чем в августе прошлого года. Количество пивных магазинов за этот период увеличилось на 11%, до 2 тыс. заведений. Лидером по росту числа алкомаркетов, по данным сервиса, стал Волгоград: здесь за год количество таких магазинов увеличилось на 69%, число пивных — на 39%. Одним из лидеров в регионах стала Уфа, где за год показатели увеличились на 39% и 17%. Однако, по сравнению с Москвой, в этих городах все равно в разы меньше подобных магазинов.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Отдельно аналитики отмечают Челябинск: тут за год число алкомаркетов увеличилось на 35%, до 1,1 тыс., сеть пивных развилась на 34%, до 940 — и общее число этих мест продажи алкоголя на 11% превысило число существующих супермаркетов и магазинов (1,8 тыс.). Больше всего алкомаркетов в городах (и это касается не только Челябинска) расположены именно в спальных районах.

Эксперты отмечают, что алкомаркеты, в отличие от других розничных форматов, начали активно развиваться именно в регионах, и только потом перешли в Москву, в столичные города. Что касается городов, где число алкомаркетов превышает количество обычных магазинов, то в этой тенденции эксперты видят не рыночные, а социальные факторы. «Реальные располагаемые доходы людей в Челябинске не растут, а цены — наоборот, поэтому там экономят на самых необходимых продуктах. Значит, все настолько удручающе в городе, что люди готовы тратить на алкоголь последние деньги», — сказала директор консалтинговой компании «Делай магазин» Юлия Зырянова. По ее мнению, в этом случае можно говорить о росте депрессивных настроений в обществе.

Еще одним фактором резкого развития алкогольной розницы в регионах называют сокращение рыночных возможностей для широкопрофильного ретейла — этот сегмент консолидирован. «Рынок же реализации алкогольной продукции пока не консолидирован, но, будьте уверены, консолидируется в ближайшие годы», — считает управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков. Более того, открытие новых пивных магазинов стимулирует мягкое регулирование: пиво не маркируется акцизными марками, и его могут продавать даже ИП без розничной лицензии.

Однако, несмотря на резкий рост числа алкомаркетов, сильное увеличение продаж алкоголя не наблюдается. Так, по итогам года рост потребления пива ожидается всего на 2%. Эксперты полагают, что количество и доступность магазинов на потребление спиртного повлиять в принципе не может: «Важнее пропаганда здорового образа жизни».