Город без сухопутного транспорта, испещренный каналами, которые принимают в себя бытовые нечистоты после индивидуальных фильтров... Как решают проблемы утилизации мусора в столь стесненных условиях? Постоянный блогер «БИЗНЕС Online», гендиректор ООО «ПромИндустрия» Николай Атласов рассказывает о проблемах ЖКХ и их решениях в Венеции — королеве Адриатики, стоящей на воде.
Гранд канал – главная артерия Венеции – подвержен интенсивному движению
ТРАНЗИТНОЕ КЛАДБИЩЕ
Венеция – это во всех смыслах уникальный город. Выросшая посреди воды, на зыбкой почве, она стала воплощением превосходства человеческой воли над силами природы. За полторы тысячи лет многочисленные болотистые островки Венецианской лагуны разрослись и настолько преобразились, что сейчас в этом городе невозможно найти место, которое бы не подверглось активному антропогенному воздействию. Даже венецианские каналы, образующие каркас городских коммуникаций, обрели свою окончательную конфигурацию под воздействием человеческого труда и энергии.
Правда, в последние десятилетия природа берет свое. Участившиеся наводнения как бы демонстрируют предел человеческих возможностей, порождая страхи о грядущем исчезновении города в водах Адриатики. Так что вода – это одновременно источник роста и угроза жизни Венеции.
На протяжении всей своей истории Венеция застраивалась, ориентируясь на водные пространства
На протяжении всей своей истории город рос и застраивался, ориентируясь на водные пространства. Самые красивые венецианские фасады и парадные подъезды обращены к воде. Именно водные пространства являются основными транспортными артериями города, по которым осуществляется перевозка грузов и пассажиров. Гранд канал – главная артерия – подвержен интенсивному движению разнокалиберных судов: от сравнительно крупных водных трамваев (вапоретто) до небольших катеров и гондол. В то же время обычные улицы на суше, извилистые и узкие, имеют локальное значение и не приспособлены для транспортного сообщения.
Узкие улочки Венеции не приспособлены для транспортного сообщения
Для города, столь ограниченного в земельных ресурсах, вопрос очищения от мусора играет большую роль. Закапывать отходы в землю у венецианцев нет возможности. Всю свою историю они отвоевывали сушу у воды, вдалбливая в дно лагуны лиственничные сваи, засыпая их землей и возводя на этой платформе здания. В Венеции даже городское кладбище на острове Сан-Микеле для большинства покойников является временным пристанищем. Исключение действует лишь для исторически значимых персон. Через определенное количество лет большинство могил освобождается от останков для приема новых «постояльцев». Здесь даже места в колумбарии при всей своей компактности не гарантируют постоянной «прописки».
В прежние времена венецианцы мусор выкидывали прямо в каналы, которые благодаря приливам и отливам подчищались. Материковые города средневековой Европы в этом смысле оставались в менее привилегированном положении – регулярно чистить домашние нечистоты с улиц в то время еще не научились. Венецианцам же помогала сама природа.
Многие туристы заявляют, что каналы в Венеции сильно пахнут нечистотами
Многие побывавшие в Венеции туристы заявляют, что каналы в городе сильно пахнут нечистотами, а на улицах очень много мусора. Иногда это мнение подкрепляется литературными описаниями прежних времен, взятыми у Гете или Томаса Манна, чтобы убедить читателя в якобы хронической нечистоплотности венецианцев. Определенный запах от венецианских каналов, конечно же, исходит, но не столь сильный, чтобы испортить впечатление от пребывания в этом интересном городе. Специфический характер здешних ароматов имеет вполне естественное происхождение – вода в небольших каналах, которыми испещрен город, застаивается, в них мало циркуляции. К тому же следует иметь в виду, что в исторической части Венеции отсутствует централизованная система канализации. Каждый дом имеет собственную систему: использованная вода с нечистотами попадает в специальный отсек, где подвергается фильтрации, после чего сливается прямо в каналы. Места слива у домов расположены ниже уровня воды, а тяжелые фракции откачиваются ассенизационными катерами.
Погрузка содержимого мобильных контейнеров на специальные мусорные катера
«НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ» ПО-ИТАЛЬЯНСКИ
Что касается обычного мусора, то его на улицах города не больше, чем в любом другом крупном туристическом центре. Венеция, конечно же, не обладает швейцарскими стандартами чистоты, но и грязной ее не назовешь. В Италии немало других городов, где проблема с чистотой улиц носит более острый характер.
В Венеции давно сложилась свойственная только ей система очистки города. Сами жители сортируют домашний мусор по нескольким фракциям, так что раздельный сбор здесь не в новинку. При этом в туристических местах мусорных контейнеров для раздельного сбора не так много. Вероятно, причина в том, что многие иностранцы приезжают из стран, где раздельного сбора еще не знают. Они не особо заморачиваются цветовой символикой контейнеров, часто без разбора бросая мусор в ближний из них. Из-за этого в людных местах Венеции обычно устанавливают универсальные контейнеры, которые одновременно являются носителями рекламной информации. Справа к этим контейнерам прикреплен специальный отсек для окурков (итальянцы, по моим наблюдениям, все-таки курящая нация).
В людных местах ставят универсальные контейнеры, одновременно являющиеся носителями рекламной информации
Вывозят мусор в Венеции чаще по утрам, процедура несколько усложнена особенностями исторической застройки. По узким улочкам и переулкам города транспорт не ходит, поэтому мусор из жилых домов, гостиниц, ресторанов вывозят на специальных мусорных тачках, которые толкают перед собой мусорщики. Каждая тачка – это мобильный контейнер для определенных видов отходов. С внешней стороны боковой стенки такого контейнера висит табличка, на которой написано, к примеру, carta (бумага), cartone (картон), tetrapak, rifiuto residuo (сухие отходы). В первых трех случаях таблички синего цвета, в последнем – фиолетового. Мусорщики свозят отходы к местам перегрузки на специальные мусорные катера, снабженные грузоподъемными механизмами. Каждый вид отходов загружается в строго определенный отсек в соответствии с принципами раздельного сбора. Содержимое по воде вывозится на материк, где отходы, пригодные к переработке, направляются на переработку, а остальное – на мусорный полигон. Мне довелось наблюдать, как вывозят строительный мусор: к стоящему у канала ремонтируемому зданию подогнали два катера: один – с лебедкой, другой – с отсеками для приема отходов.
Мусор из домов и организаций вывозят на специальных мусорных тачках
Что в Венеции действительно достойно внимания, так это оперативная реакция местных властей на информацию горожан о нарушениях в системе благоустройства, будь то куча мусора или разбитая брусчатка (так работает система Iris). В этом смысле наш «Народный контроль» далеко не идеален, потому что вместо решения проблемы заявитель часто получает ответ о том, почему она не может быть решена.
Николай Атласов
Продолжение следует.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.