Ильдус Янышев рассказывает, на какие мысли навела его наша «территория социального пессимизма»

«В РЕГИОНЕ ХОЗЯЙНИЧАЮТ КИТАЙЦЫ»

На одни и те же явления можно смотреть с разных точек зрения, и они совершенно по-разному воспринимаются. Не случайно говорят: «У всякой точки зрения свое прозрение». Я вот уже второй месяц, продолжая свое кругосветное путешествие, еду на велосипеде по самым глубинкам России. Проехал от Владивостока до Читы – это около 3 тыс. км по 5 субъектам Российской Федерации. И чемпионат мира по футболу я видел в другом ракурсе.

Конечно же, я, как, наверное, почти все россияне и особенно как казанец, рад успехам нашей сборной на ЧМ и тому, как ярко проходил чемпионат в Казани. Это событие, которого ждали и которое играет большую роль в жизни современного мира. Но на сей раз на большое спортивное событие у меня был особый взгляд. Я находился не в эпицентре ЧМ, а смотрел на него со стороны – и, можно сказать, даже из глубины России, поскольку был за Уралом, на Дальнем Востоке, где совершенно другая жизнь.

После въезда в Россию, на Дальний Восток, из развивающегося Китая, я увидел резкий контраст по сравнению с тем, что я наблюдал в Поднебесной. Дальний Восток я бы назвал, к сожалению, депрессивным регионом, несмотря на наличие там уникальных природных богатств: рыбы, древесины, минералов и даже золота. На каждом шагу, на каждой встрече, которые у меня были здесь в течение месяца, я встречал людей, которые живут, образно, на «территории социального пессимизма». Я наблюдал очевидную деградацию городов, деградацию населения, то, что здесь идет депопуляция. Я видел поселки, которые уменьшили свою численность в два-три раза за последние 15–20 лет, и фактически не видел каких-либо масштабных строительных, индустриальных объектов, за исключением завершенного в 2010 году строительства автомобильной трассы «Амур».

Фактически мои разговоры с людьми свидетельствуют о том, что в регионе хозяйничают китайцы. Они эшелонами вывозят лес, за копейки берут в аренду земли, выращивают сельхозпродукцию и увозят к себе в Китай, а Дальнему Востоку и Приамурью остаются крохи. Даже такая индустрия, как золотодобыча, находится в руках или китайцев, или москвичей. В регионе не наблюдается никакого индустриального роста, который, наверное, должен бы быть на территории, где столько природных богатств. Сельское хозяйство в упадке, всюду заросшие поля, разрушенные фермы и население, живущее собирательством, то есть тем, что дает тайга: кедровые орехи, сбор папоротника, ягод, грибов и трав.

В дороге я видел, что на Дальнем Востоке в малых городах и поселках повальное пьянство: работоспособных мужчин процентов 20, остальные или пьют, или наркоманы. Это видно невооруженным глазом, и никакая статистика меня не переубедит в обратном. Те, кто с таким образом жизни не согласен, уезжают в европейскую часть страны. Если сказать жестче: народ оттуда просто бежит, и таким образом население на Дальнем Востоке и в Сибири уменьшается. А «дальневосточный гектар» практически не работает – похоже, никто не берет эти земли. Отрицательная демография – лучшее тому свидетельство. Из промышленных новых объектов известен только космодром Восточный, но он не производит ничего материального для этих граждан.

«НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ 90 ПРОЦЕНТОВ ЕЗДЯТ НА ПРАВОРУЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЯХ»

И вот, посмотрев на жизнь Дальнего Востока, с этой точки зрения я для себя прикинул некую экономическую альтернативу. Как пишут СМИ, во сколько точно обошелся России ЧМ-2018, власти не говорят. Но сообщалось, что еще до выделения дополнительных денег, на начальной стадии, общая стоимость подготовки к чемпионату мира в России оценивалась в $13,2 миллиарда. Хотя, конечно, с учетом всех косвенных и «непредвиденных» расходов эта цифра значительно больше. Для сравнения: строительство одного автозавода полного цикла – то есть не отверточного производства, а предприятия, на котором полностью производят автомобиль, – обходится в $5–6 миллиардов.

При этом здесь, на Дальнем Востоке, я увидел что, в отличие от Китая, 90% ездят на праворульных автомобилях – на тех, которые произведены когда-то в Японии, а сейчас эти объедки японского автопрома достались нашим гражданам. Сегодня объемы ввоза японских подержанных автомобилей в РФ растут, и приблизительно 90% Приморского авторынка состоит из подержанных автомобилей. Всего же на российских дорогах эксплуатируется более 3,5 млн праворульных автомобилей. А ведь российские граждане по большому счету могли бы и должны были бы ездить на 3 млн автомобилей российского производства или лицензионных иномарок, но произведенных с высокой степенью локализации производства в России. То же самое можно сказать о грузовиках: по моим подсчетам, на дорогах 80–90% перевозок совершаются, к сожалению, опять-таки на автомобилях иностранного производства, а не наших «КАМАЗах» или «Уралах»...

«АВТОПРОМ – ЛОКОМОТИВ ЭКОНОМИКИ, И ЭТОТ ЗАКОН ЕЩЕ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ»

Поневоле возникают «крамольные» мысли: а что, если бы мы на деньги, которые были потрачены на Олимпиаду в Сочи, чемпионат мира по футболу и другие «неэкономические инвестиции», построили на Дальнем Востоке, в Сибири или любом другом регионе России два, а лучше три автозавода? Один – по производству легковых авто, второй – грузового транспорта, третий – сельскохозяйственной и автодорожной техники. Ведь сегодня на строительстве российских дорог тоже безраздельное господство немецкой и японской техники. А, построив автомобильные заводы, мы бы создали совершенно иную экономическую ситуацию на Дальнем Востоке, да и во всей России, потому что автопром является локомотивом экономики, и этот закон еще никто не отменял. Производство авто вызывает рост производства металлов, продуктов нефтехимии, стекла, электроники... Создаются смежные производства, появляются новые рабочие места, платятся налоги... А вот покупая автомобильную, автодорожную технику в зарубежных странах, мы фактически оплачиваем и труд, и налоги в чужих государствах, средства остаются в Японии, в Германии – где угодно, но только не в России. Эти страны-поставщики наращивают свой экономический потенциал, а мы еле-еле поддерживаем жизнеспособность АвтоВАЗа и КАМАЗа. И если раньше войны велись для того, чтобы обложить побежденные народы налогом в пользу победителя, то сейчас мы добровольно оплачиваем этот налог в пользу других стран, покупая продукцию их автопрома, и не только.

Здесь можно использовать своеобразную метафору, если представить молодую пару, у которой есть бюджет в 1 млн рублей. И вот они решают: что с этим миллионом делать? Можно закатить грандиозную свадьбу, пригласить на нее знаменитых артистов и важных гостей, хорошенько погулять, выпить столько-то литров водки и вина и оставить хорошее впечатление о родившейся семье и ее родителях... А можно построить маленькую пекарню или сыродельню, окупить ее, создать постоянный источник дохода для семьи и получить предпринимательские навыки. Плюс ко всему создать рабочие места для тех, кто поставляет молоко или муку, платя при этом налоги, и т. д...

Как видите, очень разные цели и стратегии. Наша «экономика праздников» приводит, конечно же, к эмоциональному подъему у населения и повышению имиджа нашей страны в мире, но по большому счету сиюминутному. Это как та самая свадьба на миллион: мы погуляли, порадовались, нас все узнали, у нас были почетные гости, нас будут долго вспоминать... Но, с моей точки зрения, наверное, было бы лучше, если бы мы средства потратили на другое: построили бы заводы и начали производить автомобили, грузовики, тракторы, дорожную технику или что-то другое в реальную экономику... Эти заводы в долгой перспективе кормили бы миллионы граждан и позволили бы сохранить и развить наш экономический потенциал Сибири и Дальнего Востока. Это, уверен, вызывало бы больше патриотических чувств иного порядка, как это бывает, когда есть достойная работа и развитая социальная инфраструктура. И у нас были бы не фанаты, раскрашенные в российские триколоры, а российские граждане, которые ездят на отечественных машинах, которые возят наши грузы на наших грузовиках, которые пашут наши поля на наших тракторах...

Думаю, что средств, которые были направлены в экономику развлечений, на чемпионат мира по футболу, на Олимпийские игры, на Универсиаду и так далее, как раз было бы достаточно, чтобы построить не одно крупномасштабное производство, которые относятся к категории локомотивов экономики. Надо, развивая спорт, не забывать о промышленности. Почему на наших дорогах, полях и стройках хозяйничает техника иностранного производства? Почему у нас до сих пор не построено ни одного серьезного автозавода полного цикла? Повторю, что сборочное производство вряд ли решает проблему, мы все равно покупаем основные узлы автомобилей на Западе. А нам надо свое железо превращать в кузова, диски, коленвалы, нужно производить свою резину, свои автостекла, свою электронику, пусть даже и на лицензионной основе, как это делает Китай...

«ЧТОБЫ МЫ УТОПАЛИ В ЭМОЦИЯХ, В ПРАЗДНИКАХ...»

Я понимаю, что моя точка зрения не бесспорная. Сейчас появятся комментаторы, которые напомнят про хорошую туристическую отдачу ЧМ по футболу, уровень возросшего патриотизма, про тонны проданного алкоголя и съеденных хот-догов. Да, это так, но это сработало только в 2018 году. И можно ли радоваться такой статистике проданных напитков?

Во-первых, в условиях существующего визового режима вряд ли иностранцы будут массово приезжать в нашу страну и нашу республику. Да и не дело это для такой страны, как Россия, – строить свою стратегию экономического роста на туризме. Это может быть уделом только отдельных малых стран и городов, таких как Сочи, Санкт Петербург, Казань. Для остальной России и в первую очередь в Сибири и на Дальнем Востоке надо развивать реальное производство.

Во-вторых, не надо забывать о других итогах чемпионата мира, о том, какая там была реклама, что продвигали и какие социальные последствия останутся у нашего населения . Вы обратили внимание, что основными спонсорами ЧМ были в основном производители пива, которые лукаво прятали свое алкогольное пиво среди безалкогольного? Инвесторами наших эмоций были и производители игровых систем и тотализаторов. И я не думаю, что эти компании инвестировали миллионы долларов в спонсорство без расчета на то, что потраченные средства вернутся к ним с прибылью. И эта прибыль будет обязательно получена, но благодаря тем тоннам пива, которые будут потреблять наши граждане, и тем рублям, которые они потеряют в различных игровых системах, разрекламированных во время масштабного ЧМ. У спонсоров явно был четкий расчет, что у многих  россиян возрастет пристрастие и к азартным играм, и к употреблению пива, иначе ни один спонсор не вложился бы в поддержку «спорта миллионов».

Понятно, мы увлеклись во время ЧМ, нас захватывала волна патриотизма, мы радовались возможным инвестициям из-за притока туристов... Но это как с той свадьбой – провели, погуляли, а в остатке – похмелье...

Сторонники ЧМ утверждают, что мы подняли имидж России в мире и уровень патриотизма среди населения. Но надолго ли?! Россия – это не 11 городов, где проходил чемпионат, и это даже не все телезрители, которые болели за сборную. То, как воспринимаются наши спортивные победы и проводимые мероприятия в Москве или в Казани, совершенно иначе смотрится в глубинках Приамурья или Забайкалья, где просто другая реальность. Жители мегаполисов там никогда не были, а жителям сибирской глубинки не понять и вряд ли удастся прочувствовать «материальное и нематериальное наследие» всех проведенных и планируемых мундиалей. Дальневосточникам и сибирякам важнее иметь достойную работу, газовое отопление в доме, работающую поликлинику. Кстати, до сих пор абсолютное большинство населения и предприятий этих холодных краев отапливаются с помощью дров или угля. «Силы Сибири» прошли как-то мимо.

Надо думать о будущем России не только в пределах ее европейской части и с точки зрения ее благополучной территории. Надо побывать здесь, в малых городах и поселках Зауралья, поговорить с реальными людьми... И я уверен, что это будет для многих открытием.

Сейчас наша страна замахивается на проведение Олимпийских игр и ищет новые поводы для утверждения своего статуса и имиджа на международной арене. У меня такое ощущение, что западные элиты нам умышленно подсовывает победу в конкурсах за проведение таких мероприятий, чтобы ослабить нашу экономическую мощь, чтобы мы инвестировали деньги не в реальную экономику, не в повышение нашей конкурентоспособности, не в создание рабочих мест, чтобы мы утопали в этих эмоциях, в этих праздниках и боролись за количество медалей, а не за реальный рост ВВП на душу реального россиянина...

«НЕЛЬЗЯ ПОСТРОИТЬ БЛАГОПОЛУЧНУЮ ЖИЗНЬ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОМ ГОРОДЕ»

У читателей не должно сложиться мнение, что я против футбола и тем более против развития физической культуры и спорта в нашей стране. И, конечно же, я не считаю проведение масштабных спортивных мероприятий в России причиной неудовлетворительного состояния нашей экономики. И я, как казанец, однозначно увидел позитивные изменения в своем городе после проведенных Универсиады и ЧМ 2018 и долго буду еще пользоваться их различными дивидендами...

Но нельзя построить благополучную жизнь в отдельно взятом городе в такой стране, как Россия. И когда говорят о недостаточности финансирования жизненно важных и необходимых направлений развития страны на фоне этих огромных расходов и увиденного мною состояния «остальной России», то как минимум у меня возникает чувство недоумения. Ну не верю я, что победа даже во всех дисциплинах Олимпийских игр и обладание заветным кубком чемпионов мира может стать локомотивом развития нашей страны.

Ильдус Янышев
Фото: из личного архива Ильдуса Янышева

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции