АБИТУРА

Как я писала ранее, после окончания средней и реальной школы ученик отправится в аналог ПТУ (Berufsschule) или техникума (Berufsfachschule). И в дальнейшем, если захочет, поступит в Высшую школу (Fachhochschule) или Профакадемию (Berufsakademie).

 

В гимназии же последние два класса (11-й - 12-й или 12-й - 13-й) называются колледжем. Здесь старшеклассники могут разделиться по интересам. Допустим, кому нравится физика — более пристальное внимание уделяет ей, отказываясь от другого предмета. Также ученики в качестве подготовки к студенчеству пишут курсовую работу на определенную тему. Гимназические последние два-три года учебы называются «абитур» (Abitur). По окончании гимназии выпускник сдает экзамен и получает аналог аттестата зрелости, по результатам которого уже подыскивает себе университет.

Отмечу, что только по окончании гимназии выпускники могут поступать в университет и Высшую школу искусств (Kunsthochschule) — этой возможности лишены выпускники общеобразовательных и средних школ. Также бывшим гимназистам доступны остальные учебные заведения, что и выпускникам средней и реальной школы. По окончании абитура организуется выпускной бал, куда приглашаются родители и учителя. Нередко выпускники отправляются всем классом на курорт.

 

ДОЛОЙ РАСПИСАНИЕ!

В университете нет вступительных экзаменов. Проходным баллом служит средняя оценка за абитур. Обычно у каждого университета свои требования к результатам абитура, в зависимости от федеральной земли. Допустим, саксонские выпускники могут столкнуться с тем, что полученного балла для местных университетов может оказаться недостаточно. А вот для Бранденбурга вполне сгодится. Поэтому будущие студенты нередко переезжают в другие земли, чтобы получить высшее образование.

Поступив в университет, студент сам составляет себе расписание из модулей — блоков дисциплин, которые найдет на сайте вуза.

Когда я приехала в Лейпциг на заграничный семестр из Польши, для меня первым шоком как раз был тот факт, что в университете Лейпцига не было расписания. Вообще. На дисплеях в коридоре высвечивались лишь номера аудиторий и лекции на ближайшее время. Мне как гуманитарию было тяжело с такой свободой выбора. Я все же привыкла к расписанию, к тому, что студент учить должен, а не что хочет.

Конечно же, все не так сложно, как казалось поначалу. Позже нашлись на сайте университета нужные pdf, и предметы для изучения я себе выбрала. Помогло то разграничение, что одни модули рассчитаны на бакалавров, а другие — на магистров. Главное, чтобы занятия по времени не пересекались.

Кстати, на сайте университета у студента появляется своя страничка (типа школьного дневника), где он записывает свое расписание и куда ему преподаватель скидывает материалы лекций или задания.

 Чтобы загрузить картинку полностью, кликните по ней мышкой

ПУНКТЫ ECTS

Кроме оценки каждый студент по каждой дисциплине получает кредитные пункты ECTS — от двух до пяти. За год студент должен набрать 60 пунктов, то есть как минимум 30 пунктов за семестр. Больше можно, меньше нежелательно, иначе семестр не зачтут. Частично система кредитных пунктов позволяет признавать диплом на международном уровне.

По итогам семестра пишутся тесты. Иногда вместо зачета выступает оценка за презентацию или реферат, с которым студент выступал в течение семестра. Письменный экзамен называется «клаузур» (Klausur) и помогает заработать больше пунктов ECTS. Впрочем, студент часто имеет право отказаться от сдачи экзамена, довольствуясь только пунктами за посещение занятий.

После окончания бакалавриата студент или направляется в магистратуру, или на поиски работы. Но будущие бакалавры и магистры должны написать и защитить дипломную работу и пройти практику. Сроки и требования в каждой земле разные.

 

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИНОСТРАНЦА

К сожалению, в аттестатах немцы смотрят не на уровень полученных знаний, а на время, проведенное в учебном заведении. Наши российские аттестаты приравниваются в Германии к окончанию десятилетней реальной школы (Realschulabschluss), образованию без абитура. Проще говоря, с российским аттестатом нельзя поступить в немецкий вуз.

Поэтому, если выпускник намерен поступать в университет именно в Германии, ему надо для начала отучиться в университете в России (год или два, в зависимости от требований университета и земли) и затем уже подавать документы в немецкий университет.

Другая возможность — абитур в Германии. Я слышала парочку историй о наших соотечественниках, которые приезжали сюда за университетскими знаниями, а в итоге направлялись в гимназию для прохождения абитура. Зато потом, при поступлении, не было никаких загвоздок. Но в этом пути не все так гладко, опять же зависит от земли и требований самого университета.

Третий путь — закончить в России бакалавриат и на основании этой учебы подаваться на магистратуру в Германию. Этот вариант самый распространенный и доступный — регистрация на учебу проходит по интернету (www.uni-assist.de), и в выбранный университет отправляются почтой документы (с переводом на немецкий язык):

— заявление с фото;

— биография;

— нотариально заверенная копия школьного аттестата и приложения (с оценками);

— нотариально заверенная копия университетского диплома и приложения;

— нотариально заверенная копия сертификата на знание языка — для немецкоязычного образования результаты теста DSH (Niveaustufe 2) или TestDaF (TDN4), для англоязычного образования — TOEFL.

Адреса, где можно сдать эти тесты в России, подскажет интернет. Я же от себя поясню, что тест длится около четырех часов и состоит из устной части, письменной, чтения, прослушивания и понимания. Для того чтобы пройти тест, экзаменуемый должен владеть академическим уровнем языка, С1 по международной классификации (А1-А2 — базовый уровень, В1-В2 — разговорный уровень, С1 — академический, С2 — как у носителя языка). Сдача теста и получение заветного сертификата свидетельствуют о том, что будущий иностранный студент поймет содержание научных текстов и лекций.

Сама учеба в немецких вузах начинается в октябре, но прием документов проходит в апреле-мае. После этого надо быть готовым к возможному собеседованию в университете. В принципе, вместо копии сертификата на уровень С1 можно отправить копию документа о владении языком на уровне В2. Но это только в том случае, если дата сдачи теста на С1 позже срока приема документов в вузе. И еще нужно не забыть приложить распечатку о регистрации на языковой тест, а позже выслать уже копию успешно сданного теста на уровень С1.

За обработку документов банковским переводом нужно оплатить госпошлину — примерно 70 евро. Тесты на знание языка стоят около 175 евро, регистрироваться надо заранее.

Зато приятно радуют цены на учебу. Учебный семестр стоит от 100 до 500 евро. За свой заграничный семестр образования на факультете западной славистики я заплатила всего 102 евро 80 центов. Когда я слышу о ценах на отечественное образование, мне становится не по себе. Тем более что наши дипломы лишены международных пунктов ECTS.

 

СТУДЕНТ СТУДЕНТУ — КОНКУРЕНТ

Мой казанский диплом русского филолога в Лейпциге не признали. Сама процедура учебы-подтверждения займет больше времени, чем новое образование. Мол, недостаточно я изучила в свое время педагогики и психологии, чтобы до детей меня допускать. Хотя выход для меня есть — поступать в магистратуру и опять же учиться еще пару лет, несмотря на уже имеющиеся два высших образования, в том числе заграничный семестр в Лейпцигском университете. Впрочем, пока я жду у моря погоды — осенью отправила свой диплом на подтверждение уже в другую инстанцию, и к апрелю мне обещали дать ответ. В общем, к иностранному образованию немцы относятся довольно скептически.

Обидно. Я считаю казанское образование качественным, ничуть не хуже польского или немецкого. Да и само казанское студенчество было сплоченнее, дружнее и веселее. В Германии нет учебной группы как таковой. Учитывая, что учеба складывается из модулей, которые каждый студент выбирает для себя, на всех занятиях редко увидишь одни и те же лица. На занятиях другого модуля можно и вовсе не увидеть однокурсников с предыдущего модуля. Более того, они неохотно идут на контакт. Кроме дежурного «привет-пока» и вопросов об учебе, разговоров как таковых нет, не говоря уже о посиделках и встречах группы. Как позже предположили русскоязычные знакомые, студенты рассматривают друг друга как конкурентов, поэтому не устанавливают приятельских отношений.

Читайте также:

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции