В Египте сегодня идет работа над новой Конституцией, презентацию которой приурочили к празднику Ид аль-Адха (Курбан-байрам). После того как проект основного закона проработают 10 судей и экспертов-правоведов, он поступит на рассмотрение конституционного комитета, состоящего из 50 гражданских лиц, в том числе и женщин. После их поправок проект будет вынесен на всенародный референдум, вероятно, уже в ноябре. А спустя две недели в стране пирамид должны будут состояться парламентские выборы. О хитросплетениях египетской политики в материале, написанном специально для газеты «БИЗНЕС Online», рассказывает живущая в Египте журналистка Лилия Ахмадеева.
ЕГИПЕТ СТАНЕТ СВЕТСКИМ
Основной закон Египта перепишут аккурат к празднику Ид аль-Адха, или Курбан-байрам, как нам привычнее его называть. Об этом на днях заявил Амр Муса – член комитета по работе над Конституцией, в бывшем – оппозиционнный лидер. Он приоткрыл завесу секретности и рассказал о некоторых статьях, которые претерпели значительные изменения. Например, в отличие от Исламистской Конституции, принятой при экс-президенте Мухаммеде Мурси, новый закон запрещает создание партий на религиозной основе. Новые власти обещают, что в отличие от прежней Конституции, новый основной государственный документ будет гарантировать права человека и защищать интересы женщин.
Статус женщины был и остается одним из основных пунктов общественной повестки дня в Египте. Политику исламистов при Мурси во многом критиковали именно в связи с этой темой. Например, прежнее правительство закрывало глаза на возобновление зверской традиции женского обрезания и даже из-под полы ей потворствовало.
Многие эксперты считают, что термин «обрезание» является эвфемизмом и гораздо точнее звучит «нанесение увечий». Египет – один из лидеров в мире по количеству проводимых ритуалов. Статистика говорит о том, что в стране пирамид могут быть обрезаны около 90% замужних женщин. Последствия «операции» в большинстве случаев – это потеря женщиной сексуальной чувствительности, часто проблемы со здоровьем (физиологические и психологические), сложности с деторождением, а иногда и летальный исход.
Хоть тема женского обрезания и не муссируется в египетских СМИ, но кое-какие публикации и обсуждения все же случаются. Против регулярно выступает египетское общество акушеров и гинекологов. Различные общественные организации занимаются просветительской работой, в том числе и в глубинке. К тому же, растет общий уровень образованности женщин. Все это медленно, но верно дает результаты. Новое поколение молодых матерей уже не так усердствует, как предыдущее. С 2005 по 2008 год, по данным Egypt Independent, количество девочек, подвергшихся такой травме, снизилось с 77 до 74%, а молодых мам, желающих в будущем обрезать дочерей – с 41 до 33%.
Позитивную тенденцию чуть было не похоронили исламисты. Во времена Мурси даже разразился большой скандал: в провинции были замечены передвижные медицинские станции, в числе прочего предлагающие «всем желающим» пройти через бесплатную процедуру женского обрезания. По словам сельских жителей, автобусы были помечены эмблемами «Партии свободы и справедливости», ассоциированной с «Братьями-мусульманами».
Когда же правозащитники из ООН предложили властям Египта ратифицировать Декларацию прав женщин, исламисты пришли от нее в ужас. Свобода выбора профессии, образования, использование контрацептивов – в общем, все то, что предлагали разрешить женщине правозащитники, «Братья-мусульмане» сочли неприемлемым.
НА ЧТО МОГУТ РАССЧИТЫВАТЬ ЖЕНЩИНЫ ЕГИПТА
Можно ожидать, что многие принимаемые в Египте решения какое-то время будут анти-исламистскими. В пику Мурси и «Братьям-мусульманам». Это неизбежное движение идеологического маятника в противоположном направлении. В этой связи, скорее всего, будет пересмотрен и правовой статус женщины в сторону больших свобод.
Однако одно дело – переписать законы, а другое – поменять менталитет. Время от времени в египетских семьях случаются женские «бунты», но в основном общество далеко от идеи равноправия полов. Более того, иногда сами женщины выступают инициаторами актов ущемления прав своих дочерей.
Женщины страны пирамид никогда не пользовались свободой – ни во времена фараонов, ни в либеральные 60-е. Правда, несколько десятилетий назад египтянки одевались гораздо менее консервативно, нежели сейчас, об этом свидетельствуют и старые фотографии.
«Хиджабизация» пришла в Египет в 90-е годы прошлого века, с усилением пан-арабских настроений и роли исламистских организаций на Ближнем Востоке. Однако эти изменения, скорее, внешние. В семье, образовании, профессиональной деятельности правила и ограничения для женщины были и остаются прежними. Поэтому написанная в пику исламистам Конституция может и декларировать права женщин по полной программе, но не стоит ожидать, что это в ближайшие годы как-то изменит реальный статус египтянок.
ПОЛИТИКА НЕ ДЕЛО ДЛЯ ЦАРИЦ
Царица в глазах древних египтян всегда выступала как дополнение к преобладающему мужскому элементу, а ее социальные проявления реализовывались, как правило, через эту доминанту – саму личность царя, причастность к его культу, соответствие его титулатуре, иконографическому облику и т.д.
Многочисленные титулы главной жены фараона служили, скорее, для того, чтобы выделить ее из числа прочих цариц. Политикой – внешней и внутренней – царицы обычно не занимались. Истории известно лишь несколько великих египтянок, сумевших возвыситься над обычным положением «второй половины». По исключительности своего положения при фараоне, зримости своего присутствия, степени причастности к важнейшим событиям его жизни и, возможно, по силе своего личного влияния на фараона выделяются царицы 18-й династии, жены Аменхотепа III, Эхнатона, Рамсеса II и др. Царица Нефертари Меритенмут, «главная царица» Рамсеса II, не зря именовалась Великой царицей. Эта женщина выделялась во всех отношениях; известно даже ее письмо к хеттской царице с благопожеланиями и выражением надежды на будущее согласие между царями Египта и Хатти, которое было написано после заключения мирного договора между двумя государствами. Следовательно, внешняя политика не была безразлична Великой царице, и она пыталась сыграть в ней хоть какую-то роль, хотя насколько Нефертари преуспела в этом, нам неизвестно. О степени вовлеченности Нефертари в политическое управление или другие государственные дела можно предположить по дошедшим до нас источникам, скорее всего, оно было незначительным. Но было!
Нефертари была исключением не только в политике и социальной жизни, но и в искусстве. Ее статуи, достаточно многочисленные, присутствуют практически во всех храмах и гробницах, построенных для Рамсеса II и для нее. Ее изображения находятся на триумфальном барельефе, на различных фресках, и при этом ее изваяния одного размера со скульптурами Рамсеса. Египетские художники изображали мужчин и женщин разными красками: тела человекообразных богов и мужчин были красными, женщины изображались желтым цветом. Некоторые художники, правда, для придания большей реальности своим фрескам, пытались смешивать краски. Но в настенных росписях гробницы Нефертари царица имеет тот же оттенок кожи, что и фараон. Исследователи полагают, что это вызвано стремлением показать сильную личность, выделить Великую царицу.
Сохранившиеся на стенах храмов и гробниц фараонов изображения свидетельствуют об очевидной стройности и изяществе женщин в те времена. Секрет этого, скорее всего, кроется в том, что представительницы средних и низших слоев древнеегипетского общества активно работали наряду с мужчинами, а их обычный рацион питания не содержал жиров в большом количестве.
ЖЕНЩИНЫ МОГЛИ ОБЛАДАТЬ ИМУЩЕСТВОМ, НАСЛЕДОВАТЬ, ТОРГОВАТЬ, ОТСТАИВАТЬ СВОИ ПРАВА В СУДЕ
Египетская литература не слишком жаловала женщин. Рассказчики и моралисты называли их сонмом всех пороков, мешком всевозможных хитростей и описывали как легкомысленных, капризных, неспособных хранить тайны, лживых, мстительных и, разумеется, неверных. Так, согласно древним сказкам, женщина стоила немногого, зато мужчина верен, заботлив, предан и рассудителен. Однако в тех же сказках фараон предстает как человек ограниченный, взбалмошный, вынужденный по каждому поводу обращаться к своим писцам и чародеям. Таковы были законы жанра. В действительности многие властители Египта отличались доблестью и умением управлять страной в мирное время, а многие египтянки были безупречными супругами и нежными матерями.
Древние египтянки имели возможности, которых женщины многих государств того времени были лишены: могли работать наравне с мужчинами, обладать имуществом, наследовать, торговать, отстаивать свои права в суде. Однако факты свидетельствуют, что равноправия между мужчинами и женщинами в Древнем Египте не существовало. Чтобы встать во главе государства, женщине-фараону Хатшепсут пришлось создать культ не просто царя, а царицы. Главные же царские жены не могли вмешиваться в политику государства, несмотря на свое влияние на фараона. Несмотря на то, что женщины не могли быть учеными, художниками, писцами, социальный статус женщины в Древнем Египте был сравнительно высок.
О чем, наверное, не забудут те, кто сегодня трудится над проектом Конституции Египта…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.