ПОЧИВАТЬ НА ЛАВРАХ БЛАГОДАРЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ РЫНОЧНОЙ КОНЪЮНКТУРЕ – ОПАСНО
Почему в России стоимость строительства 1 км дороги в два-три раза дороже, чем в США, и в 10 раз, чем в Китае? Почему цемент у нас стоит $110 за тонну, а в Турции – $65? Пора расставаться с иллюзиями, будто у нас самые дешевый хлеб, молоко, водка, бензин. Иначе иллюзии рухнут, а это пахнет катастрофой для России.
На недавнем заседании правительства Рустам Минниханов говорил о неэффективном дорожном строительстве, о чрезмерно больших расходах на госуправление, в том числе на автомобили для чиновников |
ЕСЛИ ПЕРЕВЕСТИ НА ЯЗЫК БИЗНЕСА
Прочитал в газете «БИЗНЕС Online» репортаж с заседания правительства, где президент Рустам Минниханов говорил о неэффективном дорожном строительстве, о чрезмерно больших расходах на госуправление, в том числе на автомобили для чиновников.
У меня давно была мысль написать для «БИЗНЕС Online» статью с заголовком «Дорогая» моя Россия» — слово «дорогая» в кавычках. А после того как газета рассказала про это совещание, я решил скорректировать заголовок: «Дорогая» моя Россия, «дорогой» мой Татарстан». Думаю, в этом контексте понятен смысл закавыченных слов. «Дорогая» Россия и «дорогой» Татарстан — дорогие с точки зрения стоимости жизни, себестоимости и затрат на производство товаров и услуг. Попытаюсь это утверждение перевести на язык бизнеса.
Минниханов говорил на совещании:«Надо пересмотреть наши стандарты дорог. Километр дорог — 20 миллионов! Да никаких дорог мы не построим! Летишь на вертолете, к какой-нибудь деревне ведет большая автострада, как к большому городу. Где-то у нас вообще дорог нет, а где-то мы начинаем строить... И дорога должна стоить, ну я не знаю, сколько! Я сказал: пересмотреть... У нас должно быть четкое понимание: сколько стоит погонный метр, километр дороги».
Стоимость строительства одного километра дорог в России дороже, чем в США, в 2 - 3 раза. И в 10 раз дороже, чем в Китае |
Действительно, стоимость строительства одного километра дорог в России дороже, чем в США, в 2 - 3 раза. И в 10 раз дороже, чем в Китае. Так что президент выразился еще довольно мягко. Хотя если говорить об этих проблемах языком цифр, принимая во внимание макроэкономические проблемы существования нашей страны в мировом сообществе, то видно, что здесь все очень и очень непросто...
В ЦЕНУ ВХОДЯТ ВСЕ ЭТИ ИЗЛИШНИЕ КОРРУПЦИОННО-БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
В мире разные страны конкурируют между собой, идет экономическая, торговая война, и залогом успеха, победы в этой войне является эффективная организация производства, снижение издержек, активное использование инноваций... Это позволяет выгодно продавать в другие страны свои конкурентоспособные товары и услуги, которые приносят за счет экспорта доход и владельцам бизнеса, и своим странам.
Россия тоже находится в глобальной конкуренции на мировых рынках. Какие условия у нас есть для того, чтобы быть успешными в этой конкуренции?
Я смотрю на эту проблему и глазами обывателя, и глазами экономиста. Приведу несколько примеров. Меня всегда удивляло и удивляет, что стоимость строительства одинаковых жилых зданий, например, в Турции или в Болгарии и в Казани, не говоря уж о Москве, отличается в разы. Одинаковое с российским по качеству жилье в той же Турции стоит как минимум в 2 раза дешевле. При том что заработная плата турецких и российских строителей не сильно отличается.
Я узнавал стоимость цемента в России — она сейчас более $110 за тонну, а в Турции — $65, в Китае — всего $45! То есть наша страна, у которой богатые природные ресурсы и, в общем-то, достаточно дешевая электроэнергия, умудряется производить этот стратегический товар и продавать его на рынке по такой сильно завышенной цене. Что, наверное, во многом и определяет конечную стоимость строительства не только жилья, но и всей инфраструктуры — школ, офисов, дорог... Минниханов не случайно заметил: «Идет огромное удорожание материалов! Стоимость песка, стоимость щебня никто не смотрит».
Президент на совещании говорил и о проектно-сметных работах, которые предваряют любое строительство. Выразился круто: «Проектные институты — это самый главный бардак. Все хулиганство начинается там». В самом деле, в России стоимость проектно-сметных работ высочайшая, а это тоже входит в те самые 45 - 50 тыс. рублей за квадратный метр. В эту цену входят все эти излишние коррупционно-бюрократические процедуры, которые утяжеляют нашу экономику и мешают гражданам покупать по нормальным ценам и жилье, и автомобили, и многие другие товары...
В «БИЗНЕС Online» к материалу с совещания был такой, весьма показательный, комментарий читателя:
«Президент! Вы посмотрите, сколько стоит цена квадратного метра жилья в Казани. Это же просто наглость и полный кошмар!!! При себестоимости строительства 12 тысяч за квадрат людям впаривают по 50 - 60 тысяч... Это же просто грабеж. И не надо рассказывать про дорогие участки. Эти участки под строительство раздали перед этим своим фирмочкам бесплатно, а они продают за миллионы. Вот типа себестоимость из этого и складывается. В 100 километрах от Казани в соседних республиках и цемент, и кирпич стоит минимум в 2 раза дешевле. Но почему-то покупают только у своих прокладок по заоблачным ценам. В итоге все ложится на простых людей. Не зря говорят, что в России смертную казнь заменили ипотекой. Грустно очень — честное слово... (10.09.2013 08:35)».
ЕВРОПЕЙЦЫ УМУДРЯЮТСЯ ПРОДАВАТЬ МОЛОКО С ПРИБЫЛЬЮ
Или взять продукты. Нам всегда говорили, что в России дешевый хлеб, дешевое мясо... Но опыт моих путешествий по Европе показывает, что, скажем, в Голландии продукты питания — более высокого качества, кстати — стоят куда дешевле. Это и яйца, и молоко, которое можно купить за 80 центов литровую упаковку, которая у нас стоит уже 40 - 50 рублей. Закупки молока у фермеров в Европе производятся из расчета 40 центов за литр, то есть порядка 20 рублей. О таких закупочных ценах наши фермеры только мечтают. Но при этом европейцы умудряются продавать молоко с прибылью в торговых сетях с высокой арендной платой, с высокими зарплатами, в пересчете на рубли примерно за 40 рублей. Получается, что вся система переработки молока и доведения до конечного потребителя у нас неконкурентоспособна, мы в этой цепочке «производство молока — продажа молока» оказываемся более затратными и менее эффективными по сравнению с дорогущей Европой.
Нам всегда говорили, что в России дешевый хлеб, дешевое мясо... |
Даже наши рестораны уже давно сравнялись с развитыми странами, а по сравнению со странами Прибалтики и Восточной Европы перешагнули их по ценам. В таком дорогом городе, как Вена, в очень дорогом кафе можно съесть пирожное за 3 евро и выпить кофе за 2 евро. Это сопоставимо с ценами в наших далеко не респектабельных сетевых кафешках — у нас там цены как в лучших городах мира...
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ ДОРОЖЕ, ЧЕМ ДАЖЕ НА СЕВЕРЕ ИТАЛИИ
Или взять стоимость авиаперевозок. Поездка в Москву или Петербург, туда и обратно, равна стоимости турпоездки, скажем, в Турцию или Египет с полным пакетом услуг. Внутри Евросоюза перелет, например, из Милана в Берлин стоит, если не в разгар туристического сезона, 40 - 50 евро, порядка 2 - 3 тыс. рублей на наши деньги. То есть в Европе можно летать в 2 раза дешевле, чем в России.
Примерно то же самое с железнодорожными тарифами — у нас они все время повышаются и для многих уже оказываются неподъемными, причем не только для обычных пассажиров, но и для бизнеса. У нас из-за этого загнулась алюминиевая промышленность — потому что тарифы на электроэнергию и на железнодорожные перевозки делают производство алюминия и его экспорт нерентабельным.
Касательно электроэнергии, она у нас стоит в переводе на евро порядка 11 центов за киловатт. Это однозначно дороже, чем на Украине, в Казахстане, в Беларуси, которые не имеют таких мощных ресурсов, как Россия. У нас электроэнергия дороже, чем на севере Италии. А ведь стоимость электроэнергии — в стоимости каждого испеченного пирожка, каждой выточенной на станке железки...
Если пройти по всей цепочке, из которой складывается себестоимость наших повседневных товаров и услуг (в том числе в стратегических отраслях, таких как строительство автодорог, автомобилестроение, машиностроение...), мы увидим, что эта себестоимость гораздо выше, чем в развитых западных странах. В Германии, например, можно купить автомобиль типа LADA Granta (хотя это, конечно, условно, там такого уровня авто просто не найдешь!) дешевле, чем у нас на АвтоВАЗе. Наши автомобили оказываются неконкурентоспособными и весь наш автопром тоже...
У нас ведь по два-три служебных авто у чиновника, на каждый служебный автомобиль — по два-три водителя |
НА АУТСОРСИНГ ПЕРЕВОДИТЬ ТРАНСПОРТ ЧИНОВНИКОВ
Что еще влияет на структуру общественного производства? Это, конечно же, расходы на управление обществом. Я был в служебной командировке в городе Честерфилд в Великобритании. Там население – 200 тысяч. Мэр этого города выбирается как лидер победившей партии. Он не получает заработной платы, ему оплачивают только расходы на ГСМ и на связь. Аппарат исполнительного комитета состоит примерно из двух-трех десятков человек. О служебных машинах там вообще никакой речи не идет — у мэров европейских городов служебных автомобилей нет. И нет личных водителей. А у нас, как напомнил на совещании Рустам Минниханов, большой автопарк для чиновников, содержание которого становится очень затратным. Еще раз процитирую президента:
«Я не против транспорта, но надо найти формы, когда люди могут использовать свой личный транспорт. Надо определить срок службы транспорта. На аутсорсинг переводить транспорт. Зачем тратить деньги, сейчас можно привлекать транспорт и платить за километр, необязательно всем покупать новые машины».
Требование президента понятно: у нас ведь по два-три служебных авто у чиновника, на каждый служебный автомобиль — по два-три водителя. В целом расходы на госуправление у нас не соответствуют общемировым стандартам. Так же, как и расходы на безопасность: в России количество полицейский на тысячу населения просто несопоставимо со многими европейскими странами.
Эти цифры очень неутешительны. Они говорят о том, что долго мы так не просуществуем — со столь высокими издержками мы просто не сможем конкурировать с другими развитыми странами, не сможем обеспечить высокий уровень благосостояния основной массе россиян, это будет уделом только избранных слоев населения — тех, которые получают сверхдоходы за счет дисбаланса цен, когда имеется возможность продать ту же электроэнергию, тот же цемент и другие товары и услуги по резко завышенным ценам.
Сейчас мы более-менее нормально живем только благодаря высокой цене на нефть. Но почивать на лаврах благодаря благоприятной рыночной конъюнктуре — это опасно, это не обеспечивает стабильности в обществе |
ИЛЛЮЗИИ РУХНУТ — И ЭТО ГРОЗИТ КАТАСТРОФОЙ ДЛЯ ВСЕЙ РОССИИ
Это все выливается в дефицит бюджета, в неконкурентоспособность экономики, в низкий уровень жизни... И в низкий уровень патриотизма. Потому что эта дороговизна давит на россиян, и они уезжают. Те люди, которые эмигрировали из России, в том числе из нашего Татарстана, скажем, в Германию, в США, в Турцию, они все в один голос говорят, что там жить дешевле. Там, может, бензин подороже, но, учитывая транспортную инфраструктуру, другие вещи, все равно это компенсируется...
Считаю, что общество должно срочно обратить внимание на структуру общественных затрат — с самой верхней цепочки, от содержания госаппарата управления и до себестоимости производства каждого литра молока. И принять меры к снижению затрат в нашем обществе. Потому что иначе мы не выживем, так долго продолжаться не может. Сейчас мы более-менее нормально живем только благодаря высокой цене на нефть. Но почивать на лаврах благодаря благоприятной рыночной конъюнктуре — это опасно, это не обеспечивает стабильности в обществе.
Поэтому нужно серьезно задуматься о снижении издержек, ненужных непроизводственных затрат. Потому что до сих пор приходится видеть, как над одним рабочим — строителем, дорожником, ремонтником — стоят три-четыре прораба. Мы буквально на каждом шагу несем расходы, которые не позволяют себе высокоразвитые страны, не имеющие такой подпитки, как нефть.
Считаю, что прежде всего нужно осознание обществом того, что это иллюзия, будто у нас самый дешевый хлеб, самое дешевое молоко, самая дешевая водка, самый дешевый бензин... Это давно уже не так. По многим стратегическим позициям наши цены сравнялись с мировыми и, увы, превзошли их. Речь об электроэнергии, авиаперевозках, железнодорожных перевозках, производстве алюминия, металла, зерна, молока... То время, когда мы могли получать прибыли от нашего производства, не продавая сырье, практически подходит к концу. Этот зазор, этот так называемый люфт рентабельности страны как экономической единицы у нас близится к нулю.
Конечно, я пишу эти заметки не как экономист. Я не ставил целью изучить весь спектр ценообразования. Но те цифры, которые я привел, мне кажутся убедительными для того, чтобы начать иначе воспринимать реальность и начать действовать. Уверен, что каждый читатель в своей профессиональной сфере найдет подтверждение тезису, что себестоимость производства в России неконкурентна, и причина этого находится не в «объективных условиях» плохого климата, тяжелого исторического наследия и прочее, а в субъективной сфере управления обществом, а значит, она решаема. Если же мы оставим все как есть, иллюзии рухнут, и это пахнет катастрофой для всей России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.