Может быть, все так и случилось, если бы не резко возросшая к этому времени активность "ТАИФ-НК" на розничном рынке.

СВОЙ ИНТЕРЕС

В конце 2008 года "ТАИФ-НК" начал форсиро­вать создание собствен­ной розничной сети. Соб­ственно, другого выхода у компании не было. Ока­завшись в условиях кризи­са и снижения цен на про­дукцию нефтехимии пе­ред необходимостью по­гашения потяжелевшего валютного кредита (не говоря уже о компенса­ции затрат на выпуск топ­лива Евро-4), "ТАИФ" крайне заинтересован в увеличении прибыли от продаж моторного топлива, максимизировать которую можно, только имея свою розницу. Не выполнив обещаний по "Татнефтепродукту" и таким образом отрезав "ТАИФ-НК" от розницы, правительство РТ не оста­вило ему выхода, кроме как перейти к активным действиям на этом напра­влении.

Принятая компанией стратегия действий на розничном рынке пред­полагает "раскрутку" и активное продвижение своего брэнда, а также получение максимальной прибыли, причем не за счет высоких цен на АЗС, а путем наращивания объемов продаж. При этом, понимая двусмыс­ленность ситуации, руко­водство "ТАИФ" всяче­ски стремится показать, что действует в соответ­ствии с правилами цивили­зованного рынка. Напри­мер, отпускные оптовые цены "ТАИФ-НК" одина­ковы для всех, в том числе для собственной роз­ницы, у которой, как утверждают в компании, нет преимуществ перед другими потребителями.

Держать цены на АЗС ниже среднерыночных по словам Альберта Шигабутдинова, позволяют возможности пусть усе­ченной, но "вертикали", а также особенность тех­нологии, обеспечиваю­щей низкую себестои­мость производства бен­зина Евро-4 (она, по дан­ным компании, без учета стоимости самого сырья составляет сегодня 980 рублей на тонну).

В результате, если год назад в активе "ТАИФ-НК" была только одна за­правка на въезде в Казань (под логотипом "Кор­сар"), то сегодня уже 22 АЗС в различных районах республики (в частности, в начале февраля была приобретена сеть "Татсол" из 10 заправок, из которых 8 - в Казани). А доля компании на респуб­ликанском розничном рынке, по некоторым оценкам, уже стремится к 10% (что, впрочем, вы­зывает сомнение). Тем не менее, если в течение 1-2 лет число таифовских АЗС достигнет, как планируют в компании, более 20, то эта очевидно, будет превышена. В "ТАИФ-НК" счи­тают, что такой сети дос­таточно, чтобы "внедрить в республике культ хорошего бензина".

СОВСЕМ РАЗНЫЕ

Обратим внимание, что основным ориентиром для бензоторговцев Татарстана являются от­пускные цены башкир­ских НПЗ. Действитель­но, по оценке специалистов, это топливо одно из самых оптимальных по соотношению цена-каче­ство. В "ТАИФ-НК" с этим не спорят. Но счита­ют сравнение нижнекам­ского завода с уфимски­ми некорректным. Преж­де всего потому, что сы­рье в себестоимости топ­лива составляет 80 - 87%. Нефть, поставляемая на переработку в Уфу, в среднем на 20 - 30% де­шевле закупаемого "ТА­ИФ-НК". В первую оче­редь потому, что постав­щиками трех уфимских НПЗ являются 27 давальческих компаний, а в Нижнекамск нефть (в со­ответствии с решением Совета безопасности Татарстана) поставляет только "Татнефть".

Давальцы поставляют легкую западносибир­скую нефть, которая за­тем смешивается с тяже­лой высокосернистой башкирской. В результа­те, по словам Шигабутдинова, содержание серы в компаундированном сы­рье не превышает 1,45%, а его плотность - 0,850. "Татнефть" поставляет на переработку тяжелое сы­рье с содержанием серы 1,8% и плотностью 0,87, а лучшую, девонскую, нефть экспортирует. При этом во втором полуго­дии 2008 г. нефтяная ком­пания продавала "ТАИФ-НК" сырье в среднем на 30% дороже, чем другим потребителям на внут­реннем рынке. Естест­венно, все это накручива­ется на себестоимость нефтепродуктов.

Есть еще один момент. Существенным преиму­ществом башкирского нефтеперерабатываю­щего комплекса является гибкое производство. Там выстроен целый ряд длинных технологических цепочек, позволяющих производить нефтепро­дукты, соответствующие разным действующим ГОСТам - в соответствии с запросами поставщи­ков-давальцев. По дан­ным "ТАИФ", "Тат­нефть" и "Татнефтепродукт" покупают у баш­кирских давальцев в ос­новном бензин, получен­ный по дешевым процессинговым схемам. "Они хотят покупать наши неф­тепродукты, отвечающие самым высоким стандар­там, по ценам уфимского процессингового топли­ва, соответствующего стандарту Евро-2 и даже ниже, и на этом зараба­тывать. Такой возможно­сти мы им предоставить не можем", - сказал "НиК" Альберт Шигабутдинов.

Возмущение главы "ТАИФ" понятно. Одна­ко, увы, больше ответить конкуренту компании не­чем. Предоставить своим потребителям аналогич­ную возможность выбо­ра "ТАИФ-НК" не может. Организовав технологически жесткое, без возможности маневра про­изводство топлива стан­дарта Евро-4, компания явно поторопилась. Но это был ее собственный выбор. За инициативу придется заплатить. Как и за излишнюю доверчи­вость к обещаниям вла­стей. Впрочем, от пос­леднего недостатка руко­водство "ТАИФ", види­мо, уже избавилось.

Тем не менее доба­вим, что уфимский процессинг скорее всего до­живает последние меся­цы. Новые владельцы башкирского ТЭКа уже рассматривают право­мерность существования давальческих схем. К ка­ким выводам они придут, покажет время, но вряд ли они приведут к сниже­нию отпускных цен уфим­ских НПЗ.

СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА

Конечно, любопытно, чем завершится татарстанское противостоя­ние. С высокой степенью вероятности можно ска­зать, что в ближайшей перспективе правительст­во Татарстана постарает­ся поддерживать баланс на топливном рынке, обеспечивая при этом по­ступление в казну макси­мальных доходов (в пер­вую очередь акцизов и налога на прибыль) от всех операторов. В дан­ную концепцию пусть да­же самый замечатель­ный, но дешевый бензин "ТАИФ-НК" не вписыва­ется. Потому поддержка этой компании (чем она хуже других) будет, ско­рее всего, выражаться, во-первых, в дирижиро­вании реализацией произ­водимого в Нижнекамске топлива через широкую республиканскую розни­цу, во-вторых, в помощи по реструктуризации долгов по кредитам. При этом "ТАИФ-НК", конеч­но, не стоит сворачивать розничную программу, но следует иметь в виду, что в полной мере реали­зовать свою стратегию она сможет не скоро.

В заключение скажем, что, как ни странно, но "ТАИФ-НК" уже месяц держит удар, не повышая цен на своих заправках. Сегодня бензин Регуляр Евро-92, как и в марте стоит ниже среднерыноч­ного примерно на 0,5 -1 рубль.

"Нефть и Капитал"

Впереди паровоза

В начале 2007 года правительство РФ предупредило региональные власти и производителен топлив, что в стране планируется ввести технический рег­ламент. В соответствии с ним с 1 января 2009 года вводится новый топливный стандарт, соответствующий параметрам Евро-4. одновременно предполага­лось вывести кз оборота бензин и дизтопливо стандарта Евро-2. Ас 1 января 2010 года планировалось запретить реализацию на АЗС и топлива Евро-3. На­конец, с начал 2013 года должен был произойти переход с Евро-4 на Евро-5.

"ТАИФ-НК" начал подготовку к этому переходу буквально сразу. В 2007 го­ду компания приступила к модернизации производства, взяв для этого синди­цированный кредит на сумму 500 млн долларов США, организатором которо­го выступил ING Bank (начало синдикации - ноябрь 2007 г., окончание - май 2008 г.). С конца 2008 года бензин и дизтопливо "ТАИФ-НК" полностью отве­чают всем требованиям техрегламента (сертификаты соответствия № РОСС RU.AB02.B38067 (на бензин марки Премиум Евро-95) и № РОСС Ки.АЯ02,В38068 (на бензин марки Регуляр Евро-92) получены 15.05.2008 г. Особенностью проекта стала технологическая схема, обеспечившая выпуск бензинов только сгандарта Евро-4.

Однако завершать проект "ТАИФ" пришлось уже без первоначального энту­зиазма. Сроки перехода на Евро-4 в России были "откорректированы" на не­определенный срок. В результате "ТАИФ"; сегодня имеет в активе "преждевре­менный бензин", ценовые проблемы при его реализации и валютный долг по кредиту, погашение которого значительно осложнилось из-за девальвации рубля. Инициатива, как всегда, оказалась наказуема.