Может быть, все так и случилось, если бы не резко возросшая к этому времени активность "ТАИФ-НК" на розничном рынке.
СВОЙ ИНТЕРЕС
В конце 2008 года "ТАИФ-НК" начал форсировать создание собственной розничной сети. Собственно, другого выхода у компании не было. Оказавшись в условиях кризиса и снижения цен на продукцию нефтехимии перед необходимостью погашения потяжелевшего валютного кредита (не говоря уже о компенсации затрат на выпуск топлива Евро-4), "ТАИФ" крайне заинтересован в увеличении прибыли от продаж моторного топлива, максимизировать которую можно, только имея свою розницу. Не выполнив обещаний по "Татнефтепродукту" и таким образом отрезав "ТАИФ-НК" от розницы, правительство РТ не оставило ему выхода, кроме как перейти к активным действиям на этом направлении.
Принятая компанией стратегия действий на розничном рынке предполагает "раскрутку" и активное продвижение своего брэнда, а также получение максимальной прибыли, причем не за счет высоких цен на АЗС, а путем наращивания объемов продаж. При этом, понимая двусмысленность ситуации, руководство "ТАИФ" всячески стремится показать, что действует в соответствии с правилами цивилизованного рынка. Например, отпускные оптовые цены "ТАИФ-НК" одинаковы для всех, в том числе для собственной розницы, у которой, как утверждают в компании, нет преимуществ перед другими потребителями.
Держать цены на АЗС ниже среднерыночных по словам Альберта Шигабутдинова, позволяют возможности пусть усеченной, но "вертикали", а также особенность технологии, обеспечивающей низкую себестоимость производства бензина Евро-4 (она, по данным компании, без учета стоимости самого сырья составляет сегодня 980 рублей на тонну).
В результате, если год назад в активе "ТАИФ-НК" была только одна заправка на въезде в Казань (под логотипом "Корсар"), то сегодня уже 22 АЗС в различных районах республики (в частности, в начале февраля была приобретена сеть "Татсол" из 10 заправок, из которых 8 - в Казани). А доля компании на республиканском розничном рынке, по некоторым оценкам, уже стремится к 10% (что, впрочем, вызывает сомнение). Тем не менее, если в течение 1-2 лет число таифовских АЗС достигнет, как планируют в компании, более 20, то эта очевидно, будет превышена. В "ТАИФ-НК" считают, что такой сети достаточно, чтобы "внедрить в республике культ хорошего бензина".
СОВСЕМ РАЗНЫЕ
Обратим внимание, что основным ориентиром для бензоторговцев Татарстана являются отпускные цены башкирских НПЗ. Действительно, по оценке специалистов, это топливо одно из самых оптимальных по соотношению цена-качество. В "ТАИФ-НК" с этим не спорят. Но считают сравнение нижнекамского завода с уфимскими некорректным. Прежде всего потому, что сырье в себестоимости топлива составляет 80 - 87%. Нефть, поставляемая на переработку в Уфу, в среднем на 20 - 30% дешевле закупаемого "ТАИФ-НК". В первую очередь потому, что поставщиками трех уфимских НПЗ являются 27 давальческих компаний, а в Нижнекамск нефть (в соответствии с решением Совета безопасности Татарстана) поставляет только "Татнефть".
Давальцы поставляют легкую западносибирскую нефть, которая затем смешивается с тяжелой высокосернистой башкирской. В результате, по словам Шигабутдинова, содержание серы в компаундированном сырье не превышает 1,45%, а его плотность - 0,850. "Татнефть" поставляет на переработку тяжелое сырье с содержанием серы 1,8% и плотностью 0,87, а лучшую, девонскую, нефть экспортирует. При этом во втором полугодии
Есть еще один момент. Существенным преимуществом башкирского нефтеперерабатывающего комплекса является гибкое производство. Там выстроен целый ряд длинных технологических цепочек, позволяющих производить нефтепродукты, соответствующие разным действующим ГОСТам - в соответствии с запросами поставщиков-давальцев. По данным "ТАИФ", "Татнефть" и "Татнефтепродукт" покупают у башкирских давальцев в основном бензин, полученный по дешевым процессинговым схемам. "Они хотят покупать наши нефтепродукты, отвечающие самым высоким стандартам, по ценам уфимского процессингового топлива, соответствующего стандарту Евро-2 и даже ниже, и на этом зарабатывать. Такой возможности мы им предоставить не можем", - сказал "НиК" Альберт Шигабутдинов.
Возмущение главы "ТАИФ" понятно. Однако, увы, больше ответить конкуренту компании нечем. Предоставить своим потребителям аналогичную возможность выбора "ТАИФ-НК" не может. Организовав технологически жесткое, без возможности маневра производство топлива стандарта Евро-4, компания явно поторопилась. Но это был ее собственный выбор. За инициативу придется заплатить. Как и за излишнюю доверчивость к обещаниям властей. Впрочем, от последнего недостатка руководство "ТАИФ", видимо, уже избавилось.
Тем не менее добавим, что уфимский процессинг скорее всего доживает последние месяцы. Новые владельцы башкирского ТЭКа уже рассматривают правомерность существования давальческих схем. К каким выводам они придут, покажет время, но вряд ли они приведут к снижению отпускных цен уфимских НПЗ.
СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА
Конечно, любопытно, чем завершится татарстанское противостояние. С высокой степенью вероятности можно сказать, что в ближайшей перспективе правительство Татарстана постарается поддерживать баланс на топливном рынке, обеспечивая при этом поступление в казну максимальных доходов (в первую очередь акцизов и налога на прибыль) от всех операторов. В данную концепцию пусть даже самый замечательный, но дешевый бензин "ТАИФ-НК" не вписывается. Потому поддержка этой компании (чем она хуже других) будет, скорее всего, выражаться, во-первых, в дирижировании реализацией производимого в Нижнекамске топлива через широкую республиканскую розницу, во-вторых, в помощи по реструктуризации долгов по кредитам. При этом "ТАИФ-НК", конечно, не стоит сворачивать розничную программу, но следует иметь в виду, что в полной мере реализовать свою стратегию она сможет не скоро.
В заключение скажем, что, как ни странно, но "ТАИФ-НК" уже месяц держит удар, не повышая цен на своих заправках. Сегодня бензин Регуляр Евро-92, как и в марте стоит ниже среднерыночного примерно на 0,5 -1 рубль.
"Нефть и Капитал"
Впереди паровоза В начале 2007 года правительство РФ предупредило региональные власти и производителен топлив, что в стране планируется ввести технический регламент. В соответствии с ним с 1 января 2009 года вводится новый топливный стандарт, соответствующий параметрам Евро-4. одновременно предполагалось вывести кз оборота бензин и дизтопливо стандарта Евро-2. Ас 1 января 2010 года планировалось запретить реализацию на АЗС и топлива Евро-3. Наконец, с начал 2013 года должен был произойти переход с Евро-4 на Евро-5. "ТАИФ-НК" начал подготовку к этому переходу буквально сразу. В 2007 году компания приступила к модернизации производства, взяв для этого синдицированный кредит на сумму 500 млн долларов США, организатором которого выступил ING Bank (начало синдикации - ноябрь Однако завершать проект "ТАИФ" пришлось уже без первоначального энтузиазма. Сроки перехода на Евро-4 в России были "откорректированы" на неопределенный срок. В результате "ТАИФ"; сегодня имеет в активе "преждевременный бензин", ценовые проблемы при его реализации и валютный долг по кредиту, погашение которого значительно осложнилось из-за девальвации рубля. Инициатива, как всегда, оказалась наказуема. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.