ГЛАВНОЕ — НЕ ЗАРАЗИТЬСЯ

Когда сто человек стоят друг возле друга,

каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой.

Фридрих Ницше

Недавние и происходящие события в соседней Украине заставили пережить меня как обычного мирного гражданина разные внутренние чувства: негодования, жалости, сокрушения, внутреннего соучастия, сожаления и т.д. Вспомнились относительно недавние события в Сербии, Грузии, Киргизии, беспорядки во Франции осенью 2005 года, в Будапеште в сентябре 2006 года, где примеры господства скопления людей заставляли вновь размышлять о толпе как о психологическом феномене. Не буду рассуждать о происходящем с политической точки зрения, тем более я не являюсь политиком. А хотелось разобрать феномен толпы с точки зрения психологии конфликтов. Что происходит с людьми во время массовых скоплений, за счет чего и какими средствами можно остановить людей, что ими движет с психологической точки зрения?

Организаторы массовых акций используют обычно реальный общественный подъем масс, общественный резонанс, обыденное общественное мнение, возникающие конфликтные ситуации и паразитируют на них.

Далее стихийный конфликтный потенциал масс направляется в нужное русло с помощью новейших политтехнологий, средств массовой информации, используя недовольство масс и современные методики управления поведением, чтобы предчувствовать, стимулировать, обеспечивать нужный эффект от волнений.

Но почему, если все вышеописанное тщательно спланировано политологами, умными политиками и социологами, поведение толпы становится неконтролируемым? Что можно и нужно сделать, чтобы защитить себя от так называемого эффекта толпы?

В конфликтологии принято называть толпой бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Это публика, под которой понимается большая или на первоначальном этапе не очень большая группа людей, возникающая чаще без какой-либо организации. Действуют они, как правило, крайне эмоционально и единодушно, хотя не имеют прямых контактов между собой или прямых интересов. Это, как правило, массовые увлечения, массовая истерия, патриотический и лжепатриотический угар.

Нет необходимости перечислять характеристики толпы. В толкотне — разговоры соседей, которые обмениваются мнениями, оценками, завязывают диалоги, споры, в процессе которых зачастую реагируют эмоционально, нередко агрессивно (в ответ на невежливое обращение, толчки, отдавливание ног и пр.) Повышенно возбужденный в толпе человек или небольшая группа могут стать очагом, от которого зародившиеся мысли, эмоции, отношения начинают распространяться на всю массу людей. Этот эффект в психологии называется «кольцевая реакция».

Американский психолог Гордон Уиллард Олпорт описал механизм «кольцевой реакции»: человек, «заражая» своим поведением в толпе другого человека, видит и слышит его реакции и в результате «заражается» сам, повышая собственную возбужденность и активность. Возникают так называемые «циркулярные реакции», то есть процесс кружения, взаимного взвинчивания, который, как центрифуга, разгоняет эмоции. Сама толпа является ее ускорителем.

В такие моменты внутри этой массы возникают слухи, которые подливают масла в огонь. Именно благодаря этому эффекту толпы люди способны в местах скопления делать то, что в обыденной жизни при нормальных условиях никогда бы не сделали.

Приведу, на мой взгляд, интересный пример из русской литературы в подтверждение вышеописанного. В романе А. Н. Толстого «Хождение по мукам» есть такой эпизод. Командир боевого отряда по фамилии Сорокин вызвал яростное возмущение бойцов своими сомнительными действиями. Оказавшись перед агрессивно настроенной толпой подчиненных и будучи не в силах бежать или защищаться, он мгновенно сориентировался в ситуации, выбрал в толпе самое злобное лицо, указал на него пальцем и громко закричал: «Вот враг!» — и толпа набросилась на другую жертву. Сам Сорокин из объекта агрессии превратился в лидера агрессивной толпы.

НЕ ПРОХОДИТЕ МИМО

Ненавижу одиночество — оно заставляет меня тосковать о толпе.

Станислав Ежи Лец

Разберем, что происходит с толпой и что позволяет управлять ею. Человек в возбужденной толпе чувствует себя слившимся с другими, с массой, ощущает прилив сил, что является действием особого социально-психологического механизма — массовой силы. Кроме того, психологическое самораскручивание толпы сопровождается возникновением группового чувства «мы» и убеждением в возможности всем миром добиться желаемого. Повышают решимость народа исполнение песен, символические жесты и внешняя атрибутика.

Способствует этому и увеличение численности толпы: скопление чем-то взволнованных людей привлекает к себе прохожих, расширяя масштабы и энергию психологических изменений. Имеют значение и различия людей, входящих в нее, хотя, на первый взгляд, она представляется однородной массой. Именно с влиянием и изменением энергетических потоков связано то, что многие не могут находиться в больших торговых центрах, рынках, они просто начинают болеть.

По мнению специалистов, это связано с чувствительной энергетикой некоторых людей. Но перейдем к толпе.

Она, как правило, разношерстна: бывают свои подстрекатели, заводилы, активные участники. Но с точки зрения психологии это чаще повышенно внушаемые, истеричные и агрессивные личности, недовольные жизнью, социально невостребованные, вынашивающие на что-то обиду, а также лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, психически больные, лица, принадлежащие к криминальному миру, хулиганствующие элементы, авантюрные личности, бездельники, ищущие развлечений, одинокие и тому подобное.

Некоторые из участников личными дерзкими поступками дают толчок, направляющий поведение толпы в целом. Так возникает переходящая к действиям орава, в которой отчетливо обнаруживается дифференциация людей:

— «ядро» — наиболее активная часть толпы, источник, заражающий других психологическим влиянием;

— «поддерживающие» — примыкающие к ядру, всецело одобряющие призывы, выражающие готовность следовать их примеру;

— в среду участников толпы попадают и добросовестно заблуждающиеся;

— «зеваки» и сочувствующие — пассивная и изменчивая по составу часть толпы. Обычно располагается на периферии. Увеличивая общую численность, она придает уверенность и смелость первым трем группам.

Главное в таком случае — знать, как не пострадать от толпы.

ЧЕМ ЯРЧЕ ОБРАЗЫ, ТЕМ БОЛЬШЕ ЭФФЕКТ

Нужно помнить, что важными психологическими характеристиками толпы являются бессознательность, инстинктивность и импульсивность. И это опасно. Особенно если это стихийный митинг, который формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица или организации.

Толпа все делает не так, как один человек. Еще древнегреческий политик Солон утверждал, что каждый афинянин — хитрая лисица, а народное собрание в Пниксе (каменистый холм в центре Афин. Начиная с 507 года до н. э. здесь проводились народные собрания афинских граждан — прим. ред.) — стадо баранов. В толпе человек теряет ощущение индивидуальности, чувствует себя безличным и потому свободным от ответственности, накладываемой ролевыми регуляторами.

Огромная масса людей не способна осознавать, у нее особенное чувство воображения, она восприимчива к впечатлениям. У толпы особенное мышление. Она мыслит образами, которые вызваны в ее воображении. Важно: толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идею целиком, чаще не стремится к правде, отворачивается от очевидности, которая не нравится ей, и предпочитает иллюзии. Для толпы, не способной к размышлению и рассуждению, не существует ничего невероятного. Чем невероятнее воображаемое, тем сильнее эффект поразительности. В толпе нет предумышленности.

Она может последовательно пережить и пройти всю гамму противоречивых чувствований, но всегда будет находиться под влиянием возбуждений минуты.

Толпа категорична в своих суждениях. Будучи в своей основе инстинктивной и чрезвычайно консервативной, она питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями, например национальными.

Так за счет чего все это происходит? Почему меняется поведение нормального человека?

Дело в том, что самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению. «Легче обмануть толпу, чем одного человека», — сказал известный польский писатель XIX века Кароль Бунш.

Толпе очень легко внушить, например, чувство обожания, заставляющее ее находить счастье в фанатизме, подчинении и готовности жертвовать собой ради чего-то или кого-то. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление, поскольку каждый человек склонен к подражанию. Если изменилось мышление, меняется и поведение нормального человека.

Однако есть механизмы того, как можно бороться с толпой. Если не касаться политических, то примером чисто психологического метода можно отнести следующий пример: где-то с 60-х годов американские посольства во многих странах «третьего мира» имели «на вооружении» мощные динамики и музыкальные записи в стиле рока.

Это средство используется в тех случаях, когда проходящая около посольства антиамериканская демонстрация превращается в агрессивную толпу. Соответствующую «художественно-музыкальную» подготовку в преддверии массовых уличных демонстраций проводит и охрана транснациональных корпораций, крупных супермаркетов и салонов. Встречать приближающуюся толпу рекомендуется заранее заготовленными транспарантами с лозунгами, которые резонируют с ее настроением («Свои! Не трогать!») приятной успокаивающей музыкой.

БЕЗ ПАРЫ НЕ ОБОЙТИСЬ

О самоспасении в толпе сегодня, в связи с событиями на Украине, думаю, задумываются многие. Как специалист хочу поделиться советами (конечно же, речь идет о психологическом или моральном спасении).

— Никогда не принимайте на веру слухи, которые муссируются в толпе. Ищите способ проверить навязываемую информацию с помощью фактов.

— Не подчиняйтесь мнению толпы слепо, сколько бы верным оно ни казалось в данный момент. Закройте уши, откройте глаза. Принимайте решение исходя из принципа: верю только тому, что вижу!

— Бурные массовые чувства, будь то страх, ненависть или радость, очень заразительны. Сопротивляйтесь массовому психозу. Если вы чувствуете, что «заводитесь», попробуйте взглянуть на себя со стороны. Не глупо ли вы выглядите, не смешны ли ваши движения, мимика, речь? Самоирония и стыд — хорошие тормоза при начинающейся истерике.

— Если вы не согласны с мнением и действиями толпы, не нужно высказывать это публично. Ваша внутренняя позиция не должна проявляться внешне. Белых ворон толпа уничтожает. Не высказывайте, не защищайте свое мнение, не вступайте в дискуссии. Сосредоточьтесь на действии! Оно важнее слов.

— Сосредоточьтесь на близких вам людях. Ваша задача — защитить их. А это возможно, только если вы контролируете ситуацию и свое психическое состояние.

— Ищите в толпе изгоев, подобных себе. Объединяйтесь с ними, создавайте оппозицию общему настроению (только молчаливую оппозицию!). Несколько человек, нашедших друг в друге опору, легче противостоят толпе, труднее поддаются психозу всеобщего настроения. Не может быть, чтобы среди тысяч людей не нашлось десятка здравомыслящих. Узнавайте их по выражению глаз, по мимике, по действию, по отношению к происходящим событиям. Пробивайтесь к ним, вставайте рядом, объединяйте ваш разум и физическую силу.

Общеизвестный факт, что стихия толпы тем разрушительнее, чем из менее воспитанных людей она состоит. Интеллект, помноженный на воспитание, не оставляет панике ни единого шанса. Тому есть множество примеров в русской и мировой литературе, когда представители высшего света между потерей лица и смертью выбирали смерть. Люди, для которых понятие чести выше страха потери своей жизни, в условиях самой «заводной» паники не потеряют самообладания. Они защищены абсолютно.

К примеру, судовой оркестр во время гибели лайнера «Титаник» до последнего мгновения, пытаясь успокоить толпу, играл вальсы Штрауса. Оркестранты погибли в полном составе, но в том, что они поддались панике, их обвинить нельзя.

Если вы не поддались отрицательному обаянию толпы, значит вы наполовину выиграли бой за выживание. Я имею в виду внутреннее убеждение, внутреннюю психологическую установку. Физические действия, непосредственно направленные на спасение, в условиях паники вторичны. Если вы защитили сознание, оно научит тело, как выбраться из передряги живым и невредимым.