- Сегодня каждое подразделение группы компаний "Плезир" самостоятельно ведет бизнес, имеет возможность распоряжаться своим бюджетом. Какова та степень свободы, которую вы готовы дать управляющим, директорам?

- У нас классический холдинг. Есть управляющая компания, которая помогает работе всех подразделений, в ее состав входят финансовый отдел, рекламный отдел, хозяйственный отдел, служба безопасности. Все подразделения юридически независимы (у нас есть условие: если прибыль превышает 25 тысяч евро в год, мы выводим бизнес в независимую компанию). Во главе каждого подразделения стоит директор, который отвечает за все. Я в этих компаниях только сособственник, то есть могу влиять на действия этих руководителей только через совет директоров. Отношения между управляющей компанией и подразделениями регулируются с помощью определенных платежей. Компании платят управляющей компании за обслуживание, есть также платежи в фонд "Капитал", материнскую компанию, которая аккумулирует прибыль. Из этой прибыли идет премирование руководителей.

Все руководители – сособственники, то есть они получают часть прибыли. Но у нас есть сособственники де-факто и де-юре. Первые получают часть прибыли просто на основании договора между ними и учредителями компаний. Через некоторое время, если директор хорошо работает, я предлагаю ему стать сособственником де-юре. Этот человек будет официально владеть долей бизнеса, даже если уйдет из компании.

В такой системе есть масса плюсов. Управляющая компания берет на себя координацию всех видов бизнеса. Она предоставляет залоги для кредитования, может предоставить очень быстро внутренний кредит. Устойчивости компании способствует и то, что подразделения всегда могут помочь друг другу. Например, заказать выполнение каких-то внутренних работ, предоставить на время своих сотрудников или выдать внутренний кредит.

- Кто конкуренты "Плезира", как повлиял на ваш бизнес приход в Казань крупных торговых сетей?

- У каждого бизнеса, естественно, есть свои конкуренты. У нашего садово-ландшафтного центра "Уютная Усадьба" самый главный конкурент, конечно же, ОБИ. С ними конкурировать практически бессмысленно, но можно найти такие группы товаров, которые у них представлены слабо, и так обслуживать клиентов, чтобы они предпочитали нас. Из конкурентов "Уютной Усадьбы" можно еще назвать компанию "Спектр-М" и сеть магазинов "Сам хозяин".
Если взять ландшафтный бизнес, то у компании "Плезир-Ландшафт" главным конкурентом, наверное, является Горводзеленхоз, а также целый ряд семейных ландшафтных компаний, например "Парк-сервис", "Ландшафт плюс", "Атриум" и др. Но, впрочем, для всех компаний находится место на этом рынке.

ВСЕГДА В ДВИЖЕНИИ

- Какие направления вашего бизнеса сегодня наиболее эффективны? Какие потребности клиентов вы стремитесь удовлетворить в кризисное время?

- Очень неплохой вариант сейчас – приобретение активов в виде недвижимости. У многих компаний дела идут не очень хорошо, и они готовы продать недвижимость. Мы сами хотим продать некоторые активы, которые работают недостаточно эффективно и приобрести взамен более ликвидную недвижимость. Можно купить новый бизнес достаточно недорого, купить долю в бизнесе. На рынке сегодня есть интересные предложения.

У нашей группы компаний уже имеются в собственности производственно складской комплекс, офис, торгово-выставочные площади, бутик-отель, которые используются нашими компаниями или арендаторами. Кроме этого наши юристы помогают оформить права на недвижимость, заключить любую сделку с недвижимостью, консультируют по вопросам хозяйственной деятельности предприятий. Всеми этими вопросами занимается компания "Плезир-Девелопмент".

В наших новых проектах есть несколько новых направлений, связанных с финансами и инвестиционной деятельностью. Мы создаем кредитный кооператив. На мой взгляд, это наиболее выгодная на данный момент сфера получения займов. Ставки по банковским депозитам сегодня небольшие, не превышают 15 процентов. Поэтому кредитный кооператив – как раз такая структура, которая может позволить деньгам вкладчиков работать максимально эффективно в нынешних условиях. Получать не 15, а 30 процентов годовых. Все члены кредитного кооператива являются дольщиками, его пайщиками и вносят туда деньги, а потом могут получить эти деньги в виде займа. Мы предлагаем эти вложения использовать для кредитования наших бизнесов, как альтернативу банковским кредитам, тем более, что эти кредиты стали мало доступны, а цена денег сильно возросла.

- Но "Плезир" – брэнд, который ассоциируется с садово-огородной тематикой. Как скажутся на вашем имидже новые направления?

- Брэнд принадлежит народу, а вот торговая марка – собственность компании. И если ты неправильно ведешь себя на рынке (зациклился на чем-то одном, а в это время появляются новые, более интересные компании), тебя быстро забывают. Поэтому мы стремимся диверсифицировать свой брэнд, сохранить ключевых людей, ключевые направления, не потеряв при этом доверие клиентов.

Я надеюсь в будущем создать многопрофильный холдинг, который будет включать в себя самые разные бизнесы и совсем необязательно, чтобы они были связаны с садом и огородом. Я человек творческий и люблю создавать новые бизнесы, а уже поставленными бизнесами пусть управляют и владеют директора-сособственники.

Ольга Любимова,
фото Марии Зверевой

Визитная карточка
Наиль Забиров

Родился 5 сентября 1953 года в Казани.
Окончил химический факультет Казанского государственного университета (1975 г.).
Доктор химических наук, профессор.
Основные этапы карьеры: с 1975-го по 2007 год – работа в КГУ.
С 1991 года – основатель, генеральный директор ООО "Фирма "Плезир". С 2002 года –   президент благотворительного фонда "Создание поколения будущего". С 2007 года – Председатель совета директоров группы компаний "Плезир".
Увлечения - музыка, пение (руководитель вокального трио "Сверина"), туризм, горные лыжи, спортивное ориентирование, фитнес, плавание, нумизматика, чтение.