«БЫЛ В ОПАЛЕ, А ЗАТЕМ СТАЛ НАЦИОНАЛЬНЫМ ГЕРОЕМ»

К памятнику Евгению Батенчуку на площади перед ДК «Энергетик» в Набережных Челнах накануне около двух часов дня стали подходить люди с цветами. Они собирались в небольшие группы и, разговаривая негромко и с еле заметной улыбкой, вспоминали прошлое: как работали в «Камгэсэнергострое» в разное время, как потом вышли на пенсию, что город за все это время изменился до неузнаваемости. Чуть позже запланированного времени появились возле памятника и мэр Василь Шайхразиев с руководителем исполкома города Фархадом Латыповым. Они возложили цветы к памятнику, а вслед за ними, сначала неуверенно, будто стараясь избежать камер и фотоаппаратов, а потом смелее, последовали и собравшиеся ветераны труда.

Батенчук — человек, в течение своей жизни не раз побывавший на самом краю. В своих воспоминаниях он писал о войне: «Служил я в Прибалтийском военном округе в действовавшей 8-й армии, в составе которой и начал войну с немецко-фашистскими захватчиками на границе в 4 часа утра 22 июня в качестве командира взвода при полковой школе. Мы по тревоге заняли незаконченную линию обороны. Удалось подбить три танка, пробиваясь к своим, попали в засаду. Немцы меня зверски избили и бросили в лагерь для военнопленных. Это был участок леса, обнесенный колючей проволокой и усиленно охраняемый. Ни палаток, ни навесов, и тысячи обессиленных раненых и больных людей...»

Пленный Батенчук понимал, что бездействие равноценно гибели, и начал строить землянку. Выпросил у охранников две лопаты, одну наточил и приспособил вместо топора, другой копал, пилу заменила колючая проволока. Потом был лагерь города Гевельсгоф, где он принял участие в создании подпольной организации «Комитет самозащиты». Выпускал газету, подписанную номером его партбилета: «Ваш товарищ №2311925». Благодаря этим цифрам после войны удалось доказать, что Батенчук не предавал своей Родины. В начале апреля 1945-го Гевельсгоф освободили союзные войска. Домой он вернулся лишь 9 мая 1946 года...

«НЕТ УЖЕ НИ ТОЙ СТРАНЫ, НИ ТОЙ ПАРТИИ...»

Открывая торжественный вечер в ДК «Энергетик», почетный гражданин Набережных Челнов Гульзада Рзаева сказала:

— Наш город живет и здравствует, дома стоят крепко, только слегка поседели их головы, так же, как и головы строителей, которые их возводили. Сегодня такое ощущение, что откуда-то на нас смотрит Евгений Никанорович Батенчук. Это был человек-глыба, человек-страна, человек-век!

Евгений Батенчук
Евгений Батенчук

Поднявшись на сцену, Шайхразиев порекомендовал челнинцам чаще заглядывать в исторические книги о городе.

— Знаете, когда я готовился к этой встрече, я просмотрел много книг, написанных челнинскими писателями: книг, связанных со строительством города и КАМАЗа, — сказал Шайхразиев. — С одной стороны, все проходило как будто при тебе, с другой стороны, оказывается, что ты многого не видел. И даже то, что видел, забывается. Что уж тут можно требовать от наших детей и внуков? Кто-то может сказать, что нет уже той страны, той партии. Это неправда, у нас есть земля, есть подвиг, есть люди. И поэтому наша задача — сохранять и передавать эту историю молодому поколению.

Василь Шайхразиев

В руках у мэра оказалась одна из последних работ краеведа Дубровского. Из нее он зачитал, что Батенчук приехал в Челны в 1971 году на всесоюзную стройку, но гендиректором «Камгэсэнергостроя» стал только в 1979 году, на этой должности отработал 10 лет. Он удостоился звания Героя социалистического труда и стал почетным гражданином городов Набережные Челны и Мирный. Шайхразиев отметил, что человеческий потенциал Батенчука и предприятие «Камгэсэнергострой» удачно сошлись вместе.

— Этот человек работал день и ночь, лишая себя удовольствия общаться с семьей, и со всеми вместе он построил город мечты и остался здесь жить. И до последних дней остался наставником, уважаемым жителем города. Мы должны досконально записать историю города, чтобы сегодняшнее и завтрашнее поколение знало о трудовом подвиге на Каме, и чтобы такие люди, как Табеев, Беляев, Васильев, Батенчук навечно остались в памяти. Герои будут жить до тех пор, пока мы будем их славить и нести их имя, — сказал мэр.

«НАС НАУЧИЛИ БЫТЬ РЯДОМ С РАБОЧИМИ И ЖИТЬ ИХ ПРОБЛЕМАМИ»

Заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Юрий Аляшев поздравил собравшихся от лица президента Татарстана Рустама Минниханова. Он отметил, что в новейшей истории России не было такого примера, когда полумиллионный город был построен менее чем за 30 лет.

— Республика берет пример с первостроителей КАМАЗа, — сказал он. — В текущем году мы сдали 2,4 миллиона квадратных метров жилья и освоили 270 миллиардов инвестиций в строительной отрасли.

Юрий Аляшев
Юрий Аляшев

Генеральный директор СПО «Казань», бывший гендиректор «Камгэса» Виктор Ельцов вспомнил, что в первые годы стройки Челнов трудно было представить, что этот город будет занимать такие высокие позиции в РФ и за рубежом.

— Батенчук был человек-магнит, — сказал Ельцов. — Благодаря ему, «Камгэсэнергострой» стал привлекательной мощностью в Советском Союзе. Когда начали строить транспортный завод в Башкирии, Евгений Никанорович собственноручно написал письмо первому секретарю ЦК КПСС Черненко и попросил перенести строительство тракторного завода из Башкирии в Елабугу. Его авторитет был так высок, что теперь ЕЛАЗ и ОЭЗ «Алабуга» существуют благодаря одному его обоснованию.

Помнят Батю и в Якутии, ведь неслучайно на его 100-летие приехал народный депутат республики Саха (Якутия), председатель постоянной комиссии по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, собственности и приватизации Юрий Николаев. А председатель Совета директоров ОАО «Камгэсэнергострой», депутат Госсовета РТ Александр Евдокимов предположил, что нет, наверное, ни одного челнинца, который не уважал и не ценил бы Евгения Никаноровича.

— Нам всем повезло, что мы работали с этим человеком — в нашей истории это будет светлое воспоминание, — сказал он. — Он любил город, любил людей. Он нас научил одной простой вещи — не нужно слушать доклады своих заместителей, надо встретиться с бригадирами, тогда станет понятно, что творится на стройке. Нас научили быть рядом с рабочими и жить их проблемами. Эта школа прошла по всему КАМАЗу и является основной прерогативой каждого руководителя.

DSC_7125.jpg

«БОЛЕЕ ЧЕЛОВЕЧНОГО ЧЕЛОВЕКА Я НЕ ВСТРЕЧАЛ»

Первостроитель и заслуженный строитель ТАССР И РФ Марат Бибишев, выйдя на сцену, чтобы сказать положенные по случаю хвалебные слова, вначале немного замялся. Он признался, что ему трудно охарактеризовать этого человека.

— При труднейшей судьбе он все время закалялся и совершенствовался. Когда бурно отпраздновали его 85-летие в ДК «Энергетик», он после этого прожил только несколько месяцев. Я практически каждую неделю ходил к нему в больницу, иногда дважды в неделю — он уже задыхался. Несмотря на то, что все же разница у нас в 15 лет, и мы были очень близки как в личном, так и в инженерном плане. Мы обсуждали много проблем, иногда об интимных вещах мы говорили (улыбается, наблюдая за реакцией залаприм. авт.) — мы же мужчины! Если ему не хотелось о чем-то говорить, он, бывало, закашляется и скажет: «Марат Шакирович, а жизнь — сложнейшая штука». Он эту сложнейшую штуку — жизнь — прожил, и прожил, не сломившись!

Евгений Батенчук (архив музея истории города)

Позже, в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», Марат Шакирович добавил:

— При всей своей сложной жизни он не потерял человечность, она у него только укреплялась. Он писал в тяжелейших условиях военного плена — чтобы делать такое, нужно быть сверхчеловеком. При этом стихи у него порой были очень шутливые. Более человечного человека я не встречал.

В подтверждение его слов можно привести строки из стихотворения Батенчука «Моей жене»:

...У нас все было на доверии,

Нас не затронула молва.

И ты, в любовь и честность веря,

Шесть лет с войны меня ждала.

А тяжелы ведь были годы.

Жила с дочуркой на руках,

И не сломилась от невзгоды

Солдатка, крест к груди прижав...