Катать шины на руках из одного конца майдана в другой — занятие утомительное

КИЕВ: ОЧЕРЕДИ ЗА ПРОДУКТАМИ, НОЧНЫЕ БАРРИКАДЫ И СПИСКИ ПОГИБШИХ

С очередного сообщения о погибших начался четвертый день силового противостояния в центре Киева.

Утром стало известно, что к списку из 75 погибших, о которых было известно вчера, можно прибавить еще 2 человек. Почти 580 обратились за медпомощью, госпитализированы около 370 человек. Украинские сайты, в частности, lb.ua, публикуют списки погибших и их фотографии, включая силовиков. По данным МВД, погибли 16 милиционеров, 130 были ранены.

Столица Украины впадает в панику. На фоне неработавшего вчера метро в супермаркетах выстраиваются очереди — быстрее всего пустеют полки с крупами, мукой, макаронами, сахаром, яйцами, молоком. Банки эвакуируют свои отделения, очереди выстраиваются и к банкоматам причем не только в Киеве, но и в других городах. Утром метро, о возобновлении работы которого объявил вышедший накануне из «Партии регионов» мэр Киева Владимир Макеенко, работало почти в обычном режиме. Закрытыми остаются две центральных станции: «Крещатик» и «Майдан».

Ночью боевики майдана укрепляли старые баррикады и строили новые. Как передает собкор «БИЗНЕС Online» из Киева, протестующие подвозят новые покрышки — за дымом проще спрятаться от огня снайперов. Аплодисментами они встретили целую фуру с этим ходовым «товаром», все-таки катать шины на руках из одного конца майдана в другой — занятие утомительное. Параллельно монтажной пеной укупоривают бутылки с «коктейлем Молотова», по соседству кипит работа по подготовке кирпичных подарков «Беркуту». Практически полностью разобрали тротуар на улице Грушевского — из брусчатки выкладывают баррикады. Камень лучше защищает от пуль, говорят протестующие. По данным СМИ, ночью на майдане были около 20 тыс. человек.

Сотрудники департамента госавтоинспекции ночью отбили атаку 15 - 20 неизвестных, пытавшихся захватить здание, говорится в официальных сообщениях. Сами же протестующе утверждают, что в здании прятались «титушки», которые стреляли по проезжавшим мимо машинам.

ЯНУКОВИЧ И ПЕРЕГОВОРЩИКИ: СОГЛАШЕНИЕ ПОДПИШУТ В 12.00

На фоне этих событий примерно половина украинских спортсменов покинула олимпийский Сочи — всего в Играх участвовали 43 человека.

Тем временем политики продолжают переговоры. Вчера вечером главы МИД Франции, Германии и Польши встретились с президентом Украины. Около полуночи сотрудников управления госохраны задержали активисты майдана, приняв их за «титушек» — сотрудники обеспечивали безопасность европейских политиков.

Ближе к обеду переговоры Лорана Фабиуса, Франк-Вальтера Штайнмайера и Радослава Сикорского с Виктором Януковичем должны продолжиться — ночью они продолжались около четырех часов, сообщает РИА «Новости». Премьер Польши Дональд Туск заявил, что Янукович в ходе переговоров согласился на проведение досрочных выборов в этом году. После этого представители ЕС встретились с оппозицией. А сегодня утром администрация президента Украины распространила информацию, что участники встречи парафировали соглашение по урегулированию кризиса — документ будет подписан в 12.00 (в 14.00 по московскому времени).

Верховная рада вчера решила запретить антитеррористическую операцию, которая должна была пройти по всей Украине — об ее начале объявили 19 февраля. Рада потребовала прекратить огонь и отзывает силовиков из Киева. А в Брюсселе совет министров иностранных дел Европейского союза проголосовал за принятие санкций в отношении Украины, сообщила глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон.

Правда, пока неизвестно, каких политиков затронут санкции, но под запрет попадает продажа Украине оружия и изделий двойного назначения.

Тем временем, как сообщают СМИ, украинские VIP-ы, близкие к партии власти, вывозят свои семьи и ценности из Киева. В аэропорту Жуляны зарегистрированы десятки VIP-рейсов — на порядок больше, чем обычно, сообщает newsru.com.ua. В частности, улетел в Лондон самолет самого богатого украинца Рината Ахметова.

Утром стало известно, что США не требуют отставки президента Украины Януковича — в Америке считают, что ему необходимо провести все реформы самостоятельно. Хотя отставка «Янука», как известно, — горячее желание оппозиции. Вице-президент США Джозеф Байден в телефонном разговоре с Януковичем призвал его отозвать полицию, снайперов, военных и «полувоенные формирования». Кроме того, в Вашингтоне настаивают на санкциях против причастных к насилию на Украине вслед за ЕС.

ГУБЕРНАТОР ХАРЬКОВА ВСПОМНИЛ О ВОЗРОЖДЕНИИ ПIСУАР?

С началом нового политического дня Харьковский губернатор Михаил Добкин сообщил в своем микроблоге в Twitter о созыве съезда депутатов всех уровней юго-востока и Крыма. Съезд должен состояться в Харькове 22 февраля.

Подробностей губернатор не сообщил. Однако еще осенью 2004 года звучали планы создания Юго-Восточной Украинской Автономной Республики. По-украински это звучит как Південно-Східна Українська Автономна Республіка — сокращенно ПіСУАР. Во время «оранжевой революции» уже вставал вопрос о федерализации Украины. Столицей автономии 9 регионов Украины (Луганской, Донецкой, Харьковской, Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской, Одесской области и Крыма) мог стать Харьков.

S&P ПОНИЗИЛ СУВЕРЕННЫЙ РЕЙТИНГ УКРАИНЫ ДО ССС

Пока горят автомобильные покрышки, строятся баррикады, элита покидает Киев, а политики спорят о судьбах страны, экономика Украины «сыпется» все больше. Курс гривны под давлением беспорядков в Киеве падает. Сейчас за доллар дают 9,1 гривны. Вчера курс упал на 2,4% — это пятилетний минимум.

Экономисты склоняются к выводу, что единственный выход Украины — это дефолт, на траекторию которого уже вышла страна, пишут «Ведомости». Агентство S&P, которое в начале февраля выставило Украине рейтинг ССС+, сегодня объявило о снижении до ССС. Международные валютные резервы — $17,8 млрд., в январе они сократились на $2,6 миллиарда. Между тем в 2014 году страна должна выплатить $9 миллиардов. А об обещанной Москвой финансовой помощи уже не говорят: выпущенные Украиной облигации, которые Россия должна была выкупить на $2 млрд., пока не востребованы на Ирландской бирже.

«СНАЙПЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ В КАЧЕСТВЕ «ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ» И В 1993 ГОДУ В МОСКВЕ»

Эксперты оценили для «БИЗНЕС Online» происходящее в Украине.

Антон Яценко — депутат Верховной рады Украины, член фракции «Партия регионов», председатель подкомитета по вопросам ценных бумаг и фондового рынка:

— Несмотря на то, что сейчас ситуация в Украине очень напряженная и трагичная, есть человеческие жертвы, я уверен, что мы не дойдем до гражданской войны. Вчера был первый шаг парламентом сделан... Я думаю, что в ближайшее время мы будем наблюдать улучшение ситуации. Все усилия парламента направлены на то, чтобы не было человеческих жертв, поэтому я считаю, что вчерашнее решение об отмене антитеррористической операции послужит во благо будущему Украины.

Богдан Безпалько — замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова:

— На мой взгляд, пока есть возможности предотвратить гражданскую войну, их надо использовать. Другое дело, что сами выстрелы и снайперы могли быть организованы таким образом, чтобы оказать устрашающее воздействие и на власть, и на население, чтобы всех испугать возможностью гражданской войны и привести к тем политическим результатам, которые необходимы тем силам, которые руководят этими неизвестными снайперами.

Я напомню, что неизвестные снайперы использовались в качестве «третьей стороны» в 1993 году в Москве и в Румынии во время свержения режима Чаушеску. Их главной функцией было не нанести ущерб одной из сторон, а внести панику, вызвать как можно большее количество жертв, утроить дестабилизацию и провести акцию устрашения. Поэтому я считаю, что вполне возможно, что реальной опасности гражданской войны в том виде, в котором ее представляют, не было, столкновений, вполне возможно, не ожидалось в Киеве. А целью снайперов было запугать действующую власть, чтобы она пошла на радикальные уступки оппозиции. Проще говоря, для того чтобы добиться радикальной смены власти на Украине.

Все окутано тайной, потому что ни в одном из конфликтов — ни в Румынии, ни в 93 году в Москве — не удалось этих снайперов задержать и выяснить, на кого, собственно, они работают. Единственное, что удалось выяснить: они не принадлежат ни к одной из сторон конфликта. Поэтому в данной ситуации это всего лишь мои предположения, а теории можно строить вплоть до конспирологических, я думаю, что значительная часть политических процессов проходит непублично, поэтому в данной ситуации говорить, кто они и кто ими руководит, беспредметно. Главное не то, кто ими руководит, а какой эффект достигается их воздействием.

Вывод войск из Киева сложно оценивать, потому что надо представлять себе оперативную обстановку в Киеве, во всех его частях в динамичном виде. Поэтому, может быть, это было правильным решением в виду избегания столкновений, а может, наоборот, это было воздействием снайперов, третьей стороны и явилось результатом психологической операции по пролитию крови.

Сейчас сложно об этом говорить. Возможно, сами войска оказались недееспособны. Меня, например, поразил тот факт, что военнослужащие попали в плен к демонстрантам на майдане и были брошены офицерами. Что же это за внутренние войска? Что же это за армия? А в случае какого-нибудь вооруженного мятежа в одном из регионов Украины как они будут его подавлять? Как будут подавлять мятеж в группе заключенных, которые тоже могут захватить заложников? Само по себе состояние украинской армии оказалось весьма печальным. Поэтому здесь, думаю, влияет совокупность факторов.

В России, когда проводились контртеррористические операции на Кавказе, постоянно держали армию в тонусе. При всех недостатках политической, финансовой и военной систем в любом случае армия была вынуждена совершенствоваться и держать военнослужащих в тонусе, а у Украины, по сути, и армии нет — несколько лет назад был ликвидирован призыв. Поэтому можно говорить, что это страна, которая не обладает вооруженными силами.

Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:

— Это капитуляция даже не власти, а акт исчезновения украинского государства, акт самоубийства украинского государства. В любом столкновении с массовыми беспорядками, массовыми протестами любой вменяемый руководитель обязан совершить два последовательных действия: первое — подавить к чертовой матери протест абсолютно беспощадно, второе — выполнить его требования, по крайней мере, основные. Если не выполнить, то будет революция, которая его снесет. Но если сначала протест не подавить, то не будет просто никаких сил выполнить протест, просто его сотрудники не будут подчиняться. То, что мы видим на Украине, — это абсолютное непонимание озвученных истин. Как только был сделан первый сознательный выстрел в сторону милиции, любое государство, которое существует на деле, а не является совокупностью начальников и секретарш, должно дать совершенно однозначную команду, более того, даже не государство, а замминистра внутренних дел. Первое — требование немедленно сдать оружие и разойтись в течение 30 минут, втрое — один предупредительный выстрел в воздух, третье — массовый огонь по толпе на поражение. Массово убить людей на площади — это чудовищно, но это значительно меньшие жертвы, чем десятки тысяч, которые умрут от голода после распада государства.

Уже к сегодняшнему дню людей погибло больше, чем погибло бы при силовом разгоне майдана, я имею в виду силовой разгон, а не те игры гладиаторов, которые нам показывают по телевизору, после первого убитого милиционера.

Понятно, украинская государственность не существует, потому что активы семьи Януковича, я думаю, и многих других семей находятся в Европе. Как только они вздумают исполнять свои служебные обязанности, тут же конфискуют смысл их жизни — домик в Париже или шале в Альпах. Но это обеспечивает приход к власти бандеровцев на Украине, не тех прекраснодушных людей, которые борются и погибают за свободу, а тех самых бандеровцев, которые детей варили в кострах на глазах у матерей.

Дмитрий Шпенов — депутат Верховной рады Украины, член фракции «Партия регионов», заместитель главы комитета Верховной рады по вопросам верховенства права и правосудия, заслуженный юрист Украины:

— На сегодняшний момент есть перемирие. Стихли выпады как со стороны митингующих, так и со стороны правоохранительных органов. Надеюсь, что найдется какое-то парламентское решение, которое устроит обе стороны. Я думаю, что в нашей стране должны наступить мир и благополучие. Враги не дождутся, чтобы в нашей стране был раскол.