Айрат-Фердинандович.jpg

НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ — ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОВЕРИЯ К АУДИТОРАМ

Государственная Дума РФ приняла в первом чтении изменения в федеральный закон «Об аудиторской деятельности», предусматривающие обязательное введение международных стандартов аудита. В связи с этим особую актуальность приобретают тенденции развития аудиторской профессии в мире.

Месяц назад я в составе делегации СРО «Российская коллегия аудиторов» принимал участие в ежегодной конференции совета международной федерации бухгалтеров (IFAC), которая прошла в Сеуле (Южная Корея). Участники конференции в течение двух дней обсуждали изменения в Конституцию IFAC, необходимость в которых назрела в связи с изменениями конъюнктуры мировой экономики и, как следствие, озабоченности в обеспечении финансовой устойчивости организации.

Одной из главных проблем отрасли является укрепление доверия к аудиторам. В этих целях несколько лет назад был создан совет по общественному надзору над IFAC, призванный способствовать улучшению качества стандартов в области аудита, этики и образования, разрабатываемых IFAC, и контролировать их направленность на общественный интерес. В совет по общественному надзору входят руководящие сотрудники мирового банка, европейской комиссии, национальных международных организаций по надзору за финансовыми рынками, страховыми и кредитными организациями, а также представители академического сообщества. Совет по общественному надзору проводит экспертизу документов, разрабатываемых комитетами IFAC, а также осуществляет в целом мониторинг за планами и расстановкой приоритетов в работе IFAC.

Впрочем, на конференции неоднократно подчеркивали, что обеспечить достоверность и доверие к финансовой отчетности возможно только при комплексном подходе и надзоре за ее составлением.

В «производственный цикл» составления финансовой отчетности вовлечены как минимум четыре основных участника: во-первых, это само предприятие в лице его менеджмента и высшего руководства, во-вторых, аудиторы, подтверждающие ее достоверность, в-третьих, регулирующие органы, которые осуществляют надзор как над аудиторами финансовой отчетности, так и над ее составителями, и наконец, собственно пользователи финансовой отчетности, в интересах которых действуют регуляторы и которые должны быть достаточно грамотными, чтобы понимать саму отчетность и то, по каким правилам она была составлена. Следовательно, гарантировать качество всего процесса невозможно, концентрируя свои усилия только на одном из четырех участников этого процесса. К тому же в разных странах роль и степень развития различных участников подготовки финансовой отчетности различаются, поэтому и приоритеты в направлении усилий должны различаться.

Например, в странах с традиционно сильной и развитой финансовой инфраструктурой в настоящее время ощущается недостаток высококвалифицированных специалистов в аудиторской профессии, поскольку их очень тяжело удержать при наличии серьезных предложений от бизнеса. В то же время на аудиторов постоянно оказывается давление с разных сторон. С одной стороны, клиенты, которые сами находятся в условиях мировой рецессии, концентрируются на снижении затрат, в том числе и на услуги аудиторов и консультантов, а с другой стороны, ужесточаются и усложняются требования к качеству работы аудиторов со стороны регуляторов, на обеспечение которого уже аудитору приходится нести все увеличивающиеся расходы.

WP_20131111_034.jpg

РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Найти финансово приемлемый выход из этой непростой ситуации аудиторам крайне тяжело, а иногда и невозможно; и по этой причине в настоящий момент продолжается концентрация аудиторских фирм на мировом рынке, и звучат предположения, что через несколько лет олигополия на рынке будет установлена не только на уровне транснациональных топ-фирм (так называемая «Большая четверка»), но и на уровне фирм следующего эшелона.

Вопрос поиска, подготовки и удержания квалифицированных кадров во всех аудиторских фирмах, как крупнейших, так и малых, стоит очень остро, глобализация экономики и усложнение мировой финансовой инфраструктуры повышают требования к квалификации и навыкам аудиторов.

В странах с менее развитой финансовой инфраструктурой вопрос подготовки квалифицированных кадров стоит не менее остро, но еще серьезнее проблема с выстраиванием сильной работающей системы профессиональных организаций, без которых невозможно внедрение и последовательное применение международных стандартов на национальном уровне. Профессиональные саморегулируемые организации нуждаются как в сильном кадровом составе, так и в методиках организации работы и проведения мероприятий по контролю своих членов, только так можно выстроить эффективные саморегулируемые организации.

WP_20131112_056.jpg

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Нельзя забывать и о том, что ответственность за подготовку достоверной финансовой отчетности в первую очередь несет само предприятие; и без достаточных усилий с его стороны, направленных на обеспечение контроля за процессом и качеством ее составления, аудиторы не могут обеспечить уверенность в ее правильности для общественности, поскольку в рамках бюджета и сроков проверки они никогда не смогут получить ту глубину и детализацию информации о предприятии, какой владеют его менеджеры.

В связи с этим усилия регулирующих органов должны быть сконцентрированы не только на контроле аудиторских организаций, но и на контроле за процессом подготовки этой отчетности предприятиями. Закон Сарбейнса-Оксли стал одним из шагов в этом направлении для крупных котирующихся компаний, но важно не только принятие законов, но и корпоративная культура и инфраструктура, обеспечивающие его реализацию, которые необходимо распространять не только на единичные компании.

Для России проблема качества системы корпоративного управления достаточно актуальна, ее слабость во многом является причиной недоверия инвесторов как к отчетности, так и — иногда — к менеджменту российских предприятий. Не только в России, но и во всем мире более актуальной становится роль ревизионной комиссии или комитета по аудиту, как ее принято называть за рубежом, и финансового директора. Их роль не должна ограничиваться функциями внутри предприятия, их ответственность и компетенции должны распространяться на отношения предприятия с акционерами и общественностью.

Оставаясь работниками предприятия, их профессионализм и этика должны служить также и общественным интересам. Они также должны служить основными проводниками информации между предприятием и пользователями отчетности, ведь ни для кого не секрет, что в настоящий момент отчетность чересчур перегружена подробностями, которые раскрываются компанией не с целью донести до пользователей самую важную и ценную информацию, а с целью формального соблюдения требований бухгалтерских стандартов.

Это очень серьезный поворот в воззрении на их роль, но социальная ответственность бизнеса в целом не может быть реализована без ее проводников в самой компании. В ситуации, когда весь мир концентрирует свои усилия на борьбе с коррупцией и нелегальными финансовыми операциями, без изменения ценностей и этики как внутри компании, так и за ее пределами невозможно достичь результата.

С помощью только надзора и аудиторов, как показывает практика, решить глобальные проблемы невозможно; те же аудиторы находятся в очень двусмысленном положении: с одной стороны, под надзором регуляторов, с другой стороны, они должны преследовать и свои коммерческие цели в отношениях с клиентами, чтобы не потерять бизнес.

WP_20131113_005.jpg

ТРИ УРОВНЯ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА

В связи с этим не теряют актуальность вопросы применения Кодекса этики в аудиторской деятельности. В настоящее время Кодекс дорабатывается усилиями комитета по этике при IFAC, в частности, особое внимание уделяется порядку взаимодействия нового аудитора с предыдущим, а также планируется выделить в Кодексе ключевые требования, так как сейчас он разросся до больших размеров и не всегда бывает легко отделить важнейшее от вспомогательного в сотнях страниц текста.

Еще одна не теряющая актуальности тема, широко обсуждавшаяся на конференции, — это качество аудита и коммуникации аудитора с пользователями аудиторского заключения. Все сходятся во мнении, что доверие к работе аудитора может быть достигнуто только при гарантии качества аудита на всех трех уровнях: на уровне проверки, на уровне аудиторской фирмы и на национальном уровне. Недостаток контроля на любом из этих уровней может подорвать все усилия профессии по укреплению доверия общественности.

МЕЖДУ ВЫГОДОЙ И ЗАТРАТАМИ

IFAC это осознает и интенсивно работает в этом направлении, в декабре 2013 года готовятся к выпуску «Правила качества аудита», которые должны систематизировать и конкретизировать требования к обеспечению качества аудита на всех уровнях. Еще раз акцентируется внимание на том, что декларирование соблюдения стандартов качества еще не гарантирует их соблюдения и построения культуры качества в аудиторских организациях. Руководители аудиторских фирм должны на деле подтверждать свою приверженность к повышению качества аудита, прежде всего через механизмы мотивации персонала, построенные не только на финансовых показателях, но и на качественных. Только через вознаграждение за качество, как материальное, так и в иных формах, только через конкуренцию между сотрудниками в борьбе за качество, а не только за финансовые показатели, возможно сформировать у сотрудников культуру качества аудита в организации. Остается вопрос: как аудиторским фирмам достигнуть оптимального соотношения между выгодами и затратами на обеспечение качества аудита? Ответ на него — это вызов каждому руководителю аудиторской фирмы как предпринимателю. Инновации и информационные технологии — путь к решению, как советуют руководители IFAC. В перспективе такой подход поможет улучшить ситуацию и на рынке аудиторских услуг, когда заказчик в первую очередь будет выбирать аудитора за качество аудиторских услуг, а не за его цену.

WP_20131112_046.jpg

НОВОВВЕДЕНИЯ В АУДИТОРСКОМ ОТЧЕТЕ

По вопросу улучшения коммуникации аудитора с пользователями аудиторского заключения совет IFAC объявил о публикации проекта изменений в стандарт ISA 700 «Аудиторское заключение», который с высокой вероятностью будет утвержден в ближайшее время. Следует отметить следующие основные изменения, которые призваны увеличить информативность аудиторского заключения в отношении отчетности аудируемого лица, за недостаток которой в последние годы кто только аудиторов не критиковал:

— мнение аудитора теперь будет содержаться в начале аудиторского заключения, а не, как сейчас, в конце — после описания подхода к проверке и ответственности аудитора и аудируемого лица;

— добавится параграф, в котором аудитор будет отмечать один или несколько аспектов, связанных с деятельностью предприятия, которые, по мнению аудитора, являются ключевыми для аудита (планируется, что этот параграф будет обязательным только в отношении проверки общественно значимых предприятий);

— станет обязательным параграф, в котором аудитор будет выражать свое мнение о способности предприятия продолжать свою деятельность в течение 12 месяцев после отчетной даты.

В целом совет IFAC продолжает выражать оптимизм в отношении будущего профессии бухгалтера и аудитора и утверждает, что специалистов в этой области все еще недостаточно, чтобы обеспечивать устойчивый процесс подготовки, проверки финансовой отчетности, а также надзора за их качеством во всем мире, значение которых невозможно переоценить в условиях глобализации. Полным ходом идет реализация проекта по разработке международных стандартов финансовой отчетности для государственного сектора (IPSAS), который чрезвычайно необходим для гарантии стабильности финансовых рынков государственных ценных бумаг и для своевременного предотвращения злоупотреблений и неэффективных политик в области государственных финансов.

IFAC также активно принимает участие в проекте по разработке стандартов интегрированной отчетности, которая как минимум дополнит, а возможно, и заменит целиком нынешнюю систему отчетности для крупнейших предприятий.

Чем выше в современном мире становится ценность специалистов по финансовой отчетности, тем выше становятся и требования к навыкам, которыми должен обладать современный бухгалтер и аудитор: он должен быть не только экспертом в своей области, но также обладать прекрасными коммуникативными навыками и знаниями, необходимыми для понимания деятельности предприятий и экономической среды, в которой оно существует.

Айрат Гимадутдинов