ЭКОНОМНЫЙ КЛУБ

Sports.ru представляет 90 крупнейших зарплат игроков КХЛ. Источником данных выступили инсайдеры хоккейного рынка: менеджеры клубов, агенты, сами хоккеисты. Цифры, фигурирующие в рейтинге, — это зарплата хоккеистов до налогообложения за сезон-2013/14.

В первой десятке рейтинга нет хоккеистов казанского «Ак Барса», признанного гранда и одного из самых богатых клубов КХЛ. Хотя если бы список был опубликован в прошлом году, то «барсы» были бы представлены в топе. Бывший капитан казанцев Алексей Морозов, который этим летом перешел в ЦСКА, расположился на 7 строчке с окладом в $4 млн. в год. Лучший бомбардир КХЛ, нападающий магнитогорского «Металлурга», также бывший «барс» Данис Зарипов занимает 15 место с зарплатой в $3 миллиона.

Самые большие зарплаты в «Ак Барсе» у двух основообразующих игроков не только клуба, но и отечественной сборной Алексея Терещенко ($3,1 млн.), Евгения Медведева ($3,1 миллиона). Помимо значимости в игровом плане и звездного статуса игроков необходимо отметить, что оба хоккеиста подписали контракты этим летом. Как разъясняют методику подсчетов в Sports.ru, чаще всего чем новее контракт, тем он дороже, и приводят в пример бывшего нападающего «Ак Барса» Сергея Зиновьева, он занимает третью строчку в рейтинге с зарплатой в $4,7 млн. в год. Напомним, что центральный нападающий со скандалом покинул татарстанский клуб зимой в 2008 году.

«Зиновьев подписал свой контракт летом 2009 года. Зная это, его сумма будет шокировать чуть меньше. Тогда он был игроком сборной, двукратным чемпионом мира и самым желанным из свободных агентов, даже несмотря на неприятную историю с уходом из «Ак Барса». А «Салават» тогда располагал большими финансовыми возможностями, чем сегодня», — пишут авторы рейтинга.

Как видим, руководство «Ак Барса» во главе с президентом клуба, гендиректором «Татнефти» Шафагатом Тахаутдиновым оказалось одним из самых экономных по сравнению с хозяевами других клубов. Лишь 8 игроков казанского клуба попали в число 90 самых богатых хоккеистов КХЛ. Меньше среди игроков-«толстосумов» среди грандов только у магнитогорского «Металлурга», их 6 человек, правда, двое из них в десятке рейтинга: Сергей Мозякин ($4,2 млн.) и Василий Кошечкин ($4,1 миллиона).

Список «барсов», помимо Терещенко и Медведева, выглядит следующим образом: Михаил Варнаков ($2,6 млн.), Александр Бурмистров ($2,5 млн.), Александр Свитов ($2,5 млн.), Илья Никулин ($2,2 млн.), Константин Барулин ($2,2 млн.), Тим Стэплтон ($1,9 миллиона).

Стоит отметить, что при анализе списка «барсов» не возникает вопроса: за что такие деньги. Варнаков — лучший снайпер команды, которого отбили летом у СКА, Бурмистров — главная звезда начала сезона и собственный воспитанник, Никулин — капитан сборной и клуба, Свитов — был одним из самых востребованных игроков нынешним летом на рынке свободных агентов, Барулин — лучший вратарь КХЛ прямо сейчас, Стэплтон — игрок ведущей тройки нападения.

Чего не скажешь о «Рубине». Газета «БИЗНЕС Online» подробно анализировала данные подобного футбольного рейтинга.

В первой десятке хоккейного списка самых больших зарплат нет игроков «Ак Барса», у «Рубина» в топе был Ян М'Вила. Самый высокооплачиваемый игрок казанского футбольного клуба получает $4,76 млн. в год. Всего в рейтинг от «Рубина» тогда попали 11 игроков. Тогда авторы нашей газеты писали:

«Об экономии на футболистах в столице Татарстана речи никак не идет, присутствие «рубиновых» в рейтинге богачей отнюдь не менее представительно, чем у столичных суперклубов. Больше 2 млн. евро в год в команде получают трое: М’Вила, Гекдениз Карадениз и Роман Еременко. Понятно, что игрока сборной Франции можно было переманить в Россию только за очень большие деньги, а турецкий спортивный посол в Казани Карадениз и главный человек в «рубиновой» атаке Еременко стоят своих денег. Однако присутствие не всех 11 выглядит логичным. Особенно зарплаты много ошибающегося испанского ветерана Цезаря Наваса ($1,8 млн.), сыгравшего 36 минут в нынешнем чемпионате Романа Шаронова ($1,5 млн.) и перешедшего в «Рубин» из глухого запаса в «Локомотиве» Дмитрия Торбинского ($1,4 миллиона)».

«Рубин» с момента публикации футбольного рейтинга опустился на 13 место в турнирной таблице и находился в шаге от зоны вылета.

Также в списке самых больших зарплат КХЛ оказались два игрока нижнекамского «Нефтехимика», лучший защитник КХЛ прошлого сезона Ренат Мамашев ($1,7 млн.), который этим летом перешел в «Трактор», но вскоре вновь вернулся в Нижнекамск, а также новобранец команды, нападающий Максим Рыбин с зарплатой в $1,6 миллиона.

ФУТБОЛИСТЫ ПОЛУЧАЮТ БОЛЬШЕ

Уровень окладов хоккеистов не сильно отличается от зарплат, которые получают футболисты в верхней части рейтинга. К примеру, самая большая зарплата в КХЛ у Ильи Ковальчук из СКА — $10,3 миллиона. В российском футболе на первом месте также игрок питерской команды бразилец Халк, у него зарплата в 7 млн. евро, которая в пересчете на доллары практически идентична сумме контракта Ковальчука. С той лишь разницей, что хоккеист — звезда мирового масштаба, Ковальчук входит в двадцатку лучших игроков мира, а Халк при всей своей звездности этим похвастать не может. На втором месте в хоккее Александр Радулов из ЦСКА ($7,5 миллионов). В футбольном списке идет Кевин Кураньи — немецкий нападающий московского «Динамо», в пересчете с евро на доллары его зарплата практически такая же, как у Радулова — $7,3 миллиона. Далее футболисты значительно превосходят своих хоккейных коллег. Заметим, что в хоккейном рейтинге представлены игроки 18 клубов КХЛ, в футбольном списке были игроки лишь 9 команд.

НАСТОЯЩАЯ КАЗАНСКАЯ КОМАНДА

Рост посещаемости в октябре (даже на матчах со слабыми клубами трибуны были заполнены на три четверти) особенно показателен на фоне антирекордов «Рубина». Помимо активизации маркетинговой службы клуба «Ак Барс» просто наконец-то стал по-настоящему казанской командой. Хоккейная Казань жила и все еще живет ностальгией по временам первого чемпионства «Ак Барса» в 1998 году, когда большей частью игроков команды были местные воспитанники, да и вовсе окончили одну школу (специальная школа №1). Потому «барсы» на протяжении последних лет планомерно меняли вектор своего развития. С приходом в клуб «Татнефти» в 2004 году значительно улучшилось финансирование собственной спортивной школы, где директором стал воспитанник татарстанского хоккея Олег Кофтун. Была выстроена система, в которую помимо казанской школы вошла и спортивная школа альметьевского «Нефтяника», где изначально при формировании команды была сделана ставка на местных игроков. К слову, сейчас в основном составе «Ак Барса» играют два хоккеиста из нефтяной столицы республики: Василий Токранов и Артем Лукоянов. Правда, не обходится без шероховатостей, этим летом «Ак Барс» не стал защищать на драфте юниоров воспитанника альметьевского клуба Александра Дергачева, хоккеиста забрал в свою систему питерский СКА, сейчас Дергачев — один из лидеров молодежной команды армейцев. Заметим, что параллельным курсом развивался и нижнекамский «Нефтехимик», где спортивная школа стабильно поставляет игроков для основной команды. Нижнекамец Наиль Якупов и вовсе вошел в историю, став третьим российским игроком, которого выбрали под первым номером драфта в североамериканской НХЛ.

Сейчас в составе «Ак Барса» играют 10 (!) воспитанников татарстанского хоккея (Владимир Ткачев и Денис Голубев в последние школьные годы учились в Казани и формально считаются воспитанниками «Ак Барса»). Казанцы Бурмистров, Петров, Обухов, а также уроженец Альметьевска Лукоянов составляют костяк команды, а молодой вратарь Эмиль Гарипов входит в десятку лучших вратарей КХЛ по статистике на данный момент. Ни один профессиональный клуб из большой казанской четверки («Рубин», УНИКС, «Зенит-Казань») не может похвастаться таким результатом, а по стратегии движения в этом направлении близок лишь волейбольный «Зенит».

Потому и относительно небольшое количество игроков в списке толстосумов КХЛ от «Ак Барса» легко поддается логическому объяснению. Ставка на собственных воспитанников во всем мире позволяет экономить деньги, в первую очередь потому что сумма контракта для спортсмена становится не самой главной мотивацией. Показателен в этом смысле пример Обухова, который в прошлом году отказался от более выгодного предложения уфимского «Салавата Юлаева» в пользу соглашения с родным клубом.

Напомним, что «Ак Барс» сейчас занимает первое место в сводной таблице КХЛ...

Как заявил в ответ на предложение «БИЗНЕС Online» прокомментировать рейтинг пресс-атташе «Ак Барса» Марат Фархеев, все вопросы, касающиеся зарплат игроков, являются строго конфиденциальными, и суммы контрактов известны лишь ограниченному кругу лиц.

«НАМ НУЖНО ДОРАСТИ ДО СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ РАСКРЫВАТЬ КОНТРАКТЫ»

Спортивной редакции «БИЗНЕС Online» удалось пообщаться с защитником «Ак Барса» Медведевым, чья фамилия значится на 12 месте в списке самых высокооплачиваемых игроков КХЛ. Хоккеист заявил, что пока не готов к обнародованию суммы собственного контракта и соглашений своих коллег.

«Рейтинг комментировать не буду, не совсем корректно с моей стороны. Скажу лишь, что информацией о суммах контрактов игроков владеют много людей. Думаю, что общество не готово к тому, чтобы официально было объявлено, сколько получают профессиональные спортсмены. Нас и так много, а так этих неприятных и некорректных разговоров и упреков станет еще больше, может, у кого-то и вовсе возникнут проблемы. Нам нужно дорасти до Северной Америки, где все суммы, прописанные в контрактах, известны».

«НЕ СТОИТ ЗАГЛЯДЫВАТЬ В ЧУЖОЙ КАРМАН»

Своим мнением по поводу сегодняшней публикации о 90 самых больших контрактах игроков КХЛ со спортивной редакцией «БИЗНЕС Оnline» поделился один из лидеров «Ак Барса», нападающий Терещенко, занимающий в упомянутом рейтинге Sports.ru 12 - 13 место.

«Начну с того, что сумма моего контракта, указанная в этом рейтинге ($3,1 млн.прим. ред.) не соответствует действительности. Мне кажется, что не стоит в открытой печати раскрывать суммы наших контрактов, мы живем не в Америке, где уровень доходов заметно выше российских, да и вся жизнь другая. А жизнь спортсмена короткая, и после 40 лет мы оказываемся никому не нужными, кроме своей семьи, разумеется. Если есть возможность зарабатывать деньги, тратя свое здоровье и время, не видя родных и близких, почему нет? Не вижу смысла раздувать из таких публикаций сенсации. Не стоит заглядывать в чужой карман. Возвращаясь же к данному рейтингу, не могу не отметить с удовлетворением, что, судя по скромному (8 игроков) представительству игроков «Ак Барса» и лидерству нашей команды в чемпионате КХЛ, руководство нашего клуба хорошо делает свое дело. Значит, наше руководство все делает правильно, хотя в итоге покажет сезон».

Александр Бурмистров — нападающий «Ак Барса»:

— Если сравнивать нашу страну и, скажем, США, то мы живем в разных мирах, у нас все другое. Поэтому если за океаном публикация таких рейтингов — дело обычное, то у нас не стоит так делать. Такие вещи у нас не поймут, это не для нашей страны. К слову, цифра моего контракта, указанная в данном рейтинге ($2,5 млн. ред.), не соответствует действительности. Но, исходя из этой публикации, хорошо видно, что в нашей команде нет явных лидеров по сумме контрактов, в среднем наши ребята получают намного меньше игроков СКА, ЦСКА, «Динамо» (М), «Магнитки». Так что отдадим должное работе нашего клубного руководства, менеджменту, которые смогли сформировать команду, показывающую неплохой хоккей, лидирующую в чемпионате, а не по суммам контрактов.

Геннадий Величкин — один из самых авторитетных руководителей российского хоккея, многолетний генеральный менеджер «Металлурга» (Магнитогорск):

— Если бы у нас была совместная договоренность о публикации контрактов игроков, то мы были бы за такую публикацию, ничего страшного в этом нет. А поскольку таких договоренностей нет, то подобная публикация есть не что иное, как провокация. И не стоит делать выводы о работе клубных менеджеров именно на основании таких рейтингов. Нужно говорить о хозяевах клубов, собственниках, это они нанимают нас на работу, а мы просто выполняем поставленные перед нами задачи. С другой стороны, могу сказать, что в нашей лиге есть достаточное количество «перегретых» контрактов, это правда. Вот если бы мы собрались все вместе, как было обговорено еще много лет назад, собрались бы собственники клубов и приняли, наконец, решение о правильных правилах при заключении контрактов, были бы приняты правила игры, одинаковые для всех, то спортивная составляющая только бы выиграла от всего этого. А пока слишком большую роль у нас играет не спорт, а политика. Что же касается наших ребят, то возьмем того же Сергея Мозякина, набирающего в среднем полтора очка за игру, разве он не заслуживает такой же контракт, как Сидни Кросби, зарабатывающий 10 миллионов долларов в год? Люди ходят на Мозякина! Если мы хотим смотреть и делать хороший продукт под названием хоккей, то будем его делать. А если людей интересуют только суммы контрактов игроков, то идите на биржу, читайте журнал Forbs, а не спортивные издания, и не надо вообще на хоккей ходить! И еще, глядя на заработки хоккеистов, стоит помнить, что ребята не рэкетом занимаются, не просили эти деньги, просто сработали рыночные условия с учетом погрешности на политику.

==table234==