Ольга Скепнер (фото: Елена Сунгатова, art16.ru) |
«БУДЕТ СВОЯ ЛИНИЯ ОДЕЖДЫ»
- Ольга, я хотела начать наш разговор с предстоящего джазового фестиваля, но узнала, что вы – неожиданно – запускаете свою коллекцию одежды. Это правда?
- Я всегда предпочитала одежду, которую мне шили специально. Придумывать свою одежду мне предложил дизайнер Рустам Исхаков, с которым я давно сотрудничаю. Он соединил меня с объединением молодых дизайнеров Казани, я начала сотрудничество с Марией Зверевой и Рустамом Латыповым – это два человека, на которых все замыкается. Это молодые дизайнеры, а я всю жизнь общаюсь с молодежью, со своими студентами, отсюда берется энергетика, обмен идеями. Исхаков сказал, что этих молодых дизайнеров нужно поддержать, они молодцы, но пробиться новичкам в мире fashion очень трудно, это тот же шоу-бизнес. Нужны деньги и только деньги, на талант часто не смотрят. И Рустам, зная мое мнение о том, что артист на сцене должен выглядеть как артист, предложил мне попробовать себя в новом качестве.
- Да, в Казани даже пошли одно время несправедливые разговоры, что вы «загламурили» джазовый фестиваль.
- Я его не «загламурила», я просто требую, чтобы артист выходил на сцену не в сандалиях и носках, а в лаковых ботинках. Посмотрите на Спивакова, на других людей, закончивших консерватории, – в нас культура выхода на сцену заложена основательно. Артистов на фестивале приходилось убеждать, потому что многие говорили: «Зачем это все? Ну приду я в рваных джинсах, и что с того?» Первые годы фестиваля были обвинения, что артисты выходят на сцену, словно только что с дивана встали. Было такое. А меня обвиняют, что я фест «разгламурила». В любом случае равнодушных нет, а это уже хорошо.
- Вернемся к коллекции одежды. Это будет кэжуал?
- Нет, я буду делать вечерний вариант, с ним всегда трудности. Женщины более крупного размерного ряда всегда с этим сталкиваются. И всегда слышим одно и то же: «Полный шкаф одежды, но что мне надеть?» Сейчас повседневной одежды (кэжуал) очень много, ее легко купить в Казани, а вот с вечерними вариантами сложнее. Меня долго спрашивали: «Эта одежда будет джазовая?» Есть ошибочное мнение, что джаз – это мода только 20-х годов прошлого века. Это не так. Было много периодов и стилей, включая этнику. Я хочу создать несколько разных образов. Коллекция поступит в продажу в ноябре-декабре этого года, размерный ряд будет до XL.
- Кто в этом году делает ваш образ на фестивале?
- Меня познакомили с дизайнером Зариной Бабаджановой, она занимается мусульманской модой и делает все, вплоть до люксовой одежды для женщин-мусульманок. На джазовом фестивале этого года Зарина будет делать мои образы. Но всех нас будет курировать Рустам Исхаков, он смотрит сверху, и ему все видно.
«МОЙ ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК ЗАВАЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ»
- Чем в этом году фестиваль «Джаз в усадьбе Сандецкого» будет отличаться от фестивалей прошлых годов?
- Будут новые фишки. Трудно, наверное, в это поверить, но я год занимаюсь этим проектом. Мой почтовый ящик завален кучей предложений. Наш фестиваль в России – это точно – очень популярен. Многие артисты хотят к нам приехать. Аура Казани и того, что у нас сейчас происходит, тоже играет не последнюю роль. Наша команда встречает артистов без сучка и задоринки, спасибо за это и музею ИЗО, мы все вместе собираемся, и все вместе делаем классный проект. Мы селим артистов в отличные отели. У нас шикарный трансфер, чайные столы и обеды с куропатками в «Купеческом собрании». Артисты уезжают из Казани просто изумленные. Так что слух о нас среди музыкантов идет, и многие хотят к нам приехать. Свои программы на мою почту присылают и известные артисты, и молодые. И все это нужно проанализировать. Я раньше удивлялась: как же так, крупнейшие музыкальные директора фестивалей отсматривают тысячи таких заявок, как же они справляются? У меня, конечно, заявок меньше, но это тоже непросто. Это огромный труд, уже нужны помощники.
- Как составляется программа таких вечеров?
- Все вечера должны быть разными по тематике. Это первое. Я должна учитывать вкусы наших многочисленных зрителей. Один день должен быть посвященным мейнстриму, в этом году он, к сожалению, выпал, потому что из-за Универсиады у нас на этот раз фестиваль короче. Должна быть босанова, должен быть отджазированный этнический компонент, я иду по стилистике. Так что каждый из этих вечеров – это фишка.
- В прошлом году вы начали развивать такую тему, как русский джаз. Он будет в этом году?
- Это тема непростая, из-за нее случился скандал у Аркадия Шилклопера на проекте «Большой джаз» на телеканале «Культура». Мне очень понравился этот проект, и практически всех его участников я знаю, они выступали на нашем фестивале. Шилклопер посидел на вечерах четырех, а дальше случилась история. Устроители проекта пригласили американских артистов, которые играют только в одном стиле – старый, добрый джаз, американский свинг. А там было много наших артистов, которые играют свою музыку, и ее надо было бы обязательно показывать, но канал «Культура» это запретил. Шилклопер сказал: «Зачем нам этот свинг? Мы все его прекрасно знаем, но мы, российские музыканты, мы другие. У нас есть своя музыка, у наших ребят есть свои композиции, и их можно показывать». Джаз – это не авторство, это прежде всего импровизация. Мы другие, у нас русская душа. Вот об этом говорил Шилклопер. В соцсетях мы все его поддержали, это естественно. И Аркадий Шилклопер – всемирно известный музыкант, он встал и ушел с этого проекта. И не стал ничего комментировать.
- И вы будете на нашем фестивале продвигать русский джаз?
- Частично да. Я начала аккуратно это делать еще в прошлом году. Начала с композиции Раймонда Паулса, чтобы адаптировать публику, потому что говорили, что русский джаз – это парадокс. Ничего подобного! У нас огромное количество своих композиторов, которые пишут джаз.
- Когда Раймонд Вольдемарович начинал писать джаз, он еще жил в СССР.
- Безусловно, но эти корни забываются. В этом году к нам приедет Варя Визбор – внучка Юрия Визбора. Она приедет с русским проектом. Варя – очень лучезарный человек, с высокой тесситурой голоса, очень сценичная. Просто очень хорошая девочка, которая хорошо поет. На русском языке. Я полагаю, что наш язык тоже должен звучать. Мы не должны только перепевать американские стандарты. Это, возможно, и нужно, но в определенной дозе. Что за мода пошла возить все время сюда черных артистов? Они все, конечно, прекрасные, но мы не хуже. В России такие артисты, что это их надо продвигать в Америку и Европу. Это происходит, но с большим трудом. Тем не менее на Монтре и так далее наши появляются и берут премии. Еще одна наша фишка этого года – это Фило Машада, легендарный музыкант из Сан-Пауло. Он три часа может стоять и импровизировать просто без темы. Именно по-бразильски. Это очень дорогой проект для нас, потому что мы берем этого музыканта не из тура, он просто к нам приезжает и не один, а с музыкантами, с которым он сыгран.
«МЫ РЕПЕТИРУЕМ ПО SKYPE»
- Кто откроет проект?
- Этери Бериашвили. Она привезет нам красивый грузинский компонент. В этом году Этери приезжает с Александром Лосевым, который сделал собственные аранжировки, его композицию буду исполнять и я, мы сейчас с Лосевым по Skype репетируем. А что делать?
- Оля, в вас-то мы еще услышим?
- Да, 22 августа в проекте «Диалоги». Это будет мой диалог с Артуром Горбуновым – басистом, который для меня является кумиром. Я пытаюсь сделать с ним собственный проект и надеюсь, что у нас получится. Горбунов приезжает за день до концерта, будут плотные репетиции, пока же обмениваемся нотами и тоже репетируем по Skype. И наверное, 22 августа впервые прозвучат две мои собственные композиции.
- Такой женский вопрос: вы приглашаете очень сильных солистов. Вы не боитесь конкуренции?
- Я еще и с Филом Машадо хочу спеть. Это моя мечта. Я не думаю о конкуренции, когда я лечу к ним, я думаю только о музыке, о том, как побыть с такими мастерами. Пожить хоть день в их мире и обогатиться. Эти встречи всегда очень плодотворны. Ни для кого из музыкантов не секрет, что надо играть с музыкантами выше тебя по уровню и никого не бояться. Если осаждать себя, не будешь расти. Я все время хочу двигаться, музыканты со мной устали, я каждый раз приношу для их новые ноты и ставлю новые задачи.
- Кто будет еще из казанских музыкантов?
- Олег Анохин, мы будем исполнять его вещи. Очень хотели пригласить «Руден джаз-бенд», но фестиваль в этом году короткий, не успеваем.
- Некоторые казанские джазмены обижаются, что вы их не приглашаете. Почему?
- Как бы я ни относилась к музыканту, но если я вижу, что он растет и продвигается, он всегда будет на нашем фестивале. Мне нужны такие музыканты. Надо развиваться и расти. Если этого не будет, мы в Казани будем очень местечково звучать. У меня нет амбиций, для меня главное – дело.
«ДОЛГИ ВИСЕЛИ НА МНЕ»
- Фестиваль выходит хотя бы в нули?
- У нас по-разному бывает. Несколько лет были жуткие долги, они висели на мне. Потом мы их закрыли. Так случилось – была отмена концерта из-за терактов в Казани, из-за гибели «Булгарии». Тогда Шилклопер отдал весь свой гонорар в пользу потерпевших. Погода подводит. Всякое бывает. Мы спокойно к этому относимся. Ну вот наш бизнес таков, надо просто продолжать работать.
Справка Ольга Скепнер родилась в Ульяновске. Закончила Казанскую консерваторию, аспирантуру при ней и Московской консерватории, защитила кандидатскую диссертацию. Доцент консерватории и кандидат искусствоведения. Музыкальный директор фестиваля «Jazz в усадьбе Сандецкого». Режиссировала «Аксенов-фест» и была режиссером концертной площадки Универсиады, где подготовила 19 концертных программ. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.