В условиях сокращений на рынке труда найти подходящую кандидатуру на вакантное место, казалось бы, не составляет труда. Однако, проведенный кадровым агентством Kelly Services опрос показал -   татарстанские компании, несмотря на кризис, испытывают проблемы при поиске квалифицированного персонала

В опросе, который проводился в феврале-марте 2009 года, приняли участие свыше 120 компаний из Казани, Набережных Челнов, Елабуги, Нижнекамска и Альметьевска.

КРИЗИС – ПОВОД, ЧТОБЫ УСИЛИТЬ КОМАНДУ

20% компаний приостановили подбор персонала и заморозили рекрутинговый бюджет, а 38% снизили затраты на подбор, отказавшись от расходов на кадровые агентства и платные СМИ. Вместе с этим, у 31% респондентов бюджет сохранился на прежнем уровне, а у 11% он даже вырос.

 КАК ИСКАТЬ? ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ – ДЕШЕВЛЕ. ПО РЕКОМЕНДАЦИИ - НАДЕЖНЕЕ

Чаще всего персонал находят через электронные и печатные СМИ – их используют в совокупности 69% опрошенных. За ними – бегущая строка на ТВ – 14% и кадровые агентства – 8%. Первое место отдано Интернету не случайно – с точки зрения затрат это наиболее дешевый инструмент для поиска персонала. Интересно, что лишь 1% компаний называло рекомендации сотрудников, как эффективный инструмент привлечения новых кандидатов. В ситуации, когда бюджет на подбор ограничен, но свободные вакансии все же есть, стоит более активно вовлекать сотрудников участвовать в процессе подбора новых кандидатов, считают специалисты Kelly Services. Известно, что кандидаты, пришедшие в компанию по рекомендации сотрудника, более лояльны и более мотивированны.

 ВОЙНУ ЗА ТАЛАНТЫ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ

Какие проблемы при подборе персонала приходится решать компаниям в Татарстане? Четверть респондентов отметили низкое качество приходящих кандидатов. Таким образом, даже в ситуации кризиса войну за таланты никто не отменял. При увеличении общего количества кандидатов на рынке труда, количество "звезд" - высокопрофессиональных соискателей – остается на прежнем уровне. Талантливых сотрудников компании стараются удерживать всеми силами, и в свободном поиске их найти не так-то просто.

19% опрошенных отметили, что неуправляемый поток кандидатов – "то пусто, то густо" также является препятствием в их работе. 10% видит сложность в необходимости дополнительных согласований с линейными менеджерами, которые зачастую усложняют и затягивают процесс подбора кандидатов. Еще 12% пожаловались на недостаток ресурсов, выделяемых на подбор.

 ХОРОШО, НО ДОЛГО

Подавляющее большинство респондентов – 75% оценили результаты поиска кандидатов в своих компаниях как эффективные, а 12% даже как "очень эффективные". Недовольны устройством процесса подбора 13% респондентов.

Тем не менее, 19% опрошенных отметили, что время, затрачиваемое на закрытие одной вакансии в компании, не соответствует сложности закрываемой позиции.

Таким образом, заключают специалисты Kelly Services в анализе опроса, экономическая ситуация не намного облегчила поиск сотрудников, поскольку количество и качество кандидатов по-прежнему остается основной проблемой для компаний. Это же подтверждают опрошенные газетой "БИЗНЕС Online " специалисты компаний Татарстана.

Влада Кротова, ведущий специалист по связям с общественностью Казанского вертолетного завода:

- На данный момент вакансии на нашем предприятии закрыты. Кадровый вопрос мы решали в январе-феврале и надо сказать, что вопрос решился очень быстро. Для увеличения объемов производства нам нужно было набрать двести человек. Но в любом случае профессионалы нам нужны. Если к нам такие обратятся, то мы их обязательно примем. Что же касается зарплаты, то она не снижалась, несмотря на то, что сейчас зарплатные ожидания у многих снижены. Напротив, на заводе планируется 15-20 процентное повышение. Поэтому лучшие кадры остаются с нами.

Василий Ащолов, начальник отдела персонала ОАО "КМПО":

- Численность персонала и в прежние времена на предприятии превышала необходимое количество, поэтому сейчас мы переобучаем людей. В нынешней ситуации набор на КМПО, безусловно, прекращен. Однако для профессионалов у нас двери всегда открыты. Нам нужны специалисты 5-6 разрядов. Вот только, исходя из опыта, могу сказать, что сейчас даже не смотря на такое большое число высвобождающихся кадров, профессионалов среди них практически нет. Есть те, кто переходит с одного предприятия на другое, но это единицы. Их мы принимаем на ту же зарплату, что и раньше.

Эльвира Гениатуллина, hr -специалист ООО "ТРАК ЦЕНТР"

- В таких темпах как прежде набор персонала мы не осуществляем, но он идет. Изменения связаны, конечно же, с неблагоприятной экономической ситуацией. Новых сотрудников ищем через Интернет, на специализированных ресурсах, а к помощи кадровых агентств изначально не стали прибегать.

Что касается профессионалов, то ситуация с ними улучшилась, но ненамного. Хороших специалистов на редкие позиции – например, веб-дизайнер, Интернет-маркетолог, инженер по гарантии – по-прежнему достаточно сложно найти. Но стало проще искать кандидатов в районах, где кризис, видимо, сказался наиболее сильно.

 Владимир Казанцев, Елена Шапиро