Ежегодно в Татарстан для строительства дорог из других регионов завозится порядка 1 млн. куб. м щебня. В составе дорожного «пирога» он занимает порядка 70%. Транспортные расходы делают этот простой строительный материал почти золотым. Оригинальный выход из положения предложили представители ООО НПФ «САНЭКО» – замену щебня нанокерамощебнем. Проще говоря, это хорошо знакомый нам керамзит с повышенными прочностными характеристиками. Так, по заявлению директора «САНЭКО» Ирека Якупова, прочность керамощебня не менее M1400. Для сравнения: прочность щебня, обычно используемого в дорожном строительстве, – М400-1000, гранитный щебень имеет прочность М1000-1400 и считается самым прочным. Также, по данным Якупова, керамощебень может выдержать почти 200 циклов размерзания-замерзания. Но самое сладкое в проекте – то, что производить этот щебнезаменитель можно из обычной глины, которой в РТ хватает.

- Какая глина? – спросил Рустам Минниханов.

- Обычная, – просто ответил Якупов.

- Обычной не бывает, разная глина есть, – остался недоволен глава республики.

- Пойменная глина, которая есть вдоль Камы, – ответил руководитель «САНЭКО».

1.jpg
Рустам Минниханов: «Это сейчас мы 1 миллион кубических метров потребляем, а вообще нам 2 миллиона надо! Все дороги, которые у нас построены на местном щебне, они никудышные»

- Проблема глины в том, что из-за наличия в ней известняка она начинает трескаться, – показал осведомленность президент. – Для вас эта проблема есть?

- Эта глина пойменная, очень однородная, – заверил Якупов и добавил, что прогнозные ресурсы глины только по четырем изученным объектам составляют более 120 млн. кубометров, при этом из кубометра глины выходит 2 кубометра керамогранита.

«20 - 25 ПРОЦЕНТОВ – ЭТО НЕ РАЗГОВОР»

Авторы проекта считают, что производить керамощебень можно было бы на базе действующих или законсервированных керамзитовых заводов. Минниханова традиционно взволновал вопрос цены, но услышанное – «на 20 - 25% дешевле завозного уральского щебня» – его вообще не впечатлило.

- 20 - 25 процентов – это не разговор, – возмутился он. – Чем строить завод, мучиться, проще мне карьер купить и оттуда щебень возить! Вы должны дать продукт, который стоит в половину от того, что сегодня есть!

Чуть позже президент смягчился и сказал, что рассмотрел бы предложение, которое начиналось бы с 30-процентного удешевления по сравнению с щебнем, но лучше, конечно, на 50% дешевле.

Президент пояснил, что сегодня дорожники Татарстана решают, по какому пути пойти: первый – всеми путями удешевлять доставку щебня с Урала, второй – переходить на строительство бетонных дорог, которые славятся свой прочностью и долговечностью. «Сейчас в России большие мощности по производству цемента. Можно строить дороги из бетона. Немножко дороже получается, но по сроку эксплуатации и качеству значительно лучше», – сообщил Минниханов. «Бетонка на Боровое Матюшино не знает ремонта с 2001 года», – подтвердил замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Юрий Кузьмин.

Далее президент поинтересовался: а в чем же заключается «нано»? «Сама глина – это и есть нано!» – огорошил Якупов. Из зала помогли: «На «Данафлексе» то, что добавляется наноматериал (проект по созданию высокобарьерной упаковкиред.), тоже из глины делается». «У нас все дороги станут нанодорогами!» – пошутил глава Татарстана и даже поинтересовался, нельзя ли из этой глины сделать сразу дорогу, например, на селе. Но этот вопрос остался без ответа.

5.jpg
Ирек Файзуллин заметил, что до сих пор хороших дорог из обожженного кирпича сделать не удавалось

СОМНЕНИЯ МИНИСТРА ФАЙЗУЛЛИНА

Далее пришло время разгромных вопросов от министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирека Файзуллина. Он отметил, что до сих пор хороших дорог из обожженного кирпича сделать не удавалось. Он поинтересовался: есть ли у компании опытная партия продукции, и не принесет ли добыча глины экологический ущерб пойме Камы? К сожалению, ответы, которые услышали участники совета директоров, оказались не очень разборчивыми.

Минниханов, однако, дал понять, что проект для Татарстана более чем интересен, и предложил создать рабочую группу из представителей минтранса РТ и минстроя РТ, чтобы опробовать материал на опытном участке дороги. «Это сейчас мы 1 миллион кубических метров потребляем, а вообще нам 2 миллиона надо! Все дороги, которые у нас построены на местном щебне, они никудышные! – заключил президент и мечтательно добавил. – Если мы увидим, что получается, это же будет целая отрасль!»

«ХОРОШЕГО ЩЕБНЯ НЕТ В РЕСПУБЛИКЕ»

Прокомментировать идею «САНЭКО» газета «БИЗНЕС Online» предложила экспертам.

Рафинат Яруллин – гендиректор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»:

- В любом случае производство перспективно. А то, что «нано»… Понятно, что глина – это тоже нанопродукт, но я их уговаривал, чтобы они это слово убрали, но они так решили выступить. От керамзита керамощебень отличается повышенной плотностью, которую можно регулировать, качество хорошее, прочность неплохая. Но это все пока сделано в небольших количествах, надо пробовать. Если будет свой щебень такого качества, то это будет очень перспективный проект. Я его поддерживаю, но еще есть много вопросов.

Герман Дьяконов – ректор КНИТУ (КХТИ):

- Проект, по-моему, интересный, проблема такая есть, действительно, хорошего щебня нет в республике, приходится привозить. Если удастся сделать такой щебень на уровне хорошего гранитного, то, конечно, это все имеет смысл. Все высоконаучные и высокотехнологичные проекты вызывают интерес, главное, чтобы это было правдой.

 

 

Справка

ООО НПФ «САНЭКО», по данным СПАРК, уставный капитал которого составляет 10 тыс. рублей, занимается производством общестроительных работ по возведению зданий, разработкой каменных карьеров, добычей гравия, песка и глины и другими видами работ. Совладельцами компании являются Ильфир Якупов (50%), ООО «Са-Фар» (26%) (компания принадлежит Якуповым напополам) и Ирек Якупов (24%).