«КРИВО» СПЕЛИ, В ЭТОМ ВСЕ ДЕЛО»

- Лилия, вы профессиональный человек, известная певица, как вам пришла в голову мысль принять участие в «Битве хоров»?

- Это не мне в голову пришла мысль, она осенила одного из моих друзей. Это случилось, когда в Казань приехал Владимир Пресняков и проводил кастинг. Утром того дня мне позвонил мой друг и сказал, что очень бы хотел принять участие в «Битве хоров», но один идти на кастинг он боится. И попросил пойти с ним. Я и пошла. И что вы думаете? В итоге он не прошел, а я прошла.

- А ваш друг – профессиональный певец?

- Нет, он мой ученик, но поет он очень хорошо.

- Как сложились отношения с Владимиром Пресняковым?

- Отлично! С ним по-другому отношения сложиться и не могут. Мы жили под Москвой, в президентском доме отдыха в местечке Снегири, условия были отличные. С Пресняковым все было хорошо, мы полюбили его, а он - нас. В тот день, когда мы вылетели из проекта, он повел нас в ресторан, где мы пели, развлекались. Все было хорошо.

- Почему, по-вашему мнению, все-таки наша команда вылетела из соревнования?

- «Криво» спели, вот поэтому и вылетели. Я это слышала и ужаснулась. Но уже ничего нельзя было сделать. А потом еще была одна деталь. На третий день после того, как мы выбыли из проекта, мы приехали в Казань. И только на вокзале стали поступать SMS с поддержкой нашей команды. Какая-то странная история получилась, где были эти SMS? Очевидно, кому-то было выгодно убрать из соревнования казанскую команду.

- Насколько «Битва хоров» была изнуряющим для нервов проектом?

- Все было легко и просто. Я сама в то время не верила, что все будет так комфортно. Так что большое спасибо Владимиру Преснякову за терпение, за умение, за то, что ни разу на нас не крикнул, не сделал ничего такого, что бы показало его как деспота. Он просто прелестный человек.

- А жюри, вы полагаете, было объективным?

- Наверное, но мне трудно оценить его работу.

- Сколько в нашей команде было профессионалов?

- Кажется, двое, все остальные любители. Было много студентов музыкальных училищ. В основном в команде была молодежь.

- Сейчас наша команда поехала на «Большие танцы». Как вы полагаете, участие в таких проектах – это продвижение города или попусту потраченные деньги?

- Ну почему потраченные деньги? Казань опять будет на слуху, разве это плохо? А вдруг мы победим? Не стоит пока думать, что Казань вылетит из проекта, посмотрим, кто кого.

- Как складывались ваши отношения с организаторами проекта?

- Они были удивительные, я сама не могу в это до сих пор поверить. Перед отъездом в Москву оказалось, что мне предстоит одна не очень сложная операция. И я уже хотела отказаться от поездки. Но мне сказали: мы все решим, возьмите с собой направление и результаты анализов. В Москве за мной приезжает машина, меня везут в клинику, мне делают эту операцию, все проходит абсолютно безболезненно, и на другой день меня выписывают – здоровую и счастливую. Я даже ничего не почувствовала. Вот такие были замечательные человеческие отношения. Я очень всем благодарна. Получилось, что я и в передаче поучаствовала, и здоровье поправила.

- А с конкурирующими командами как складывались отношения?

- Отношения сложились отличные, молодежь повлюблялась друг в друга. Кто-то даже свадьбу собирается сыграть.

- Каблуки никому не подпиливали?

- Нет, что вы!

ДЖАЗОВЫМ ВОКАЛИСТКАМ В КАЗАНИ ТРУДНО ЖИВЕТСЯ

- Что сейчас собой представляет наша джазовая жизнь в Казани? Вот есть фестиваль «Джаз в усадьбе Сандецкого», но вы почему-то в нем не участвуете. В чем дело?

- Дело, наверное, в организаторах. Они почему-то меня не зовут. Зовут приезжих артистов. Я не знаю, с чем это связано.

- Джазовой вокалистке в Казани насколько просто и легко живется?

- Никак не живется.

- Это как понять?

- В бедности живу. После «Битвы хоров» мне пришлось уволиться из филармонии, когда я приехала из Москвы, мне сказали, что я якобы уехала и не отпросилась. Хотя я предупредила о поездке еще за месяц, оставила вместо себя замену.

- Вы сами уволились?

- Сама, но заявление я писала под давлением руководства. Вот и все.

- Где же вы сейчас работаете?

- В школе и в институте. В институте получаю четыре тысячи, в школе – три. Вот на такие деньги живет заслуженная артистка Татарстана.

- А создать свой коллектив не пробовали?

- Пробовали, создавали, а что толку-то?

- А как живут джазмены в других городах?

- Думаю, что так же. В других местах тоже не лучше. Меня, например, как-то приглашали в Тольятти и платили нам совсем немного денег. Оркестр там все время жаловался на отсутствие средств.

- Это что, общее падение интереса к джазу?

- Джаз никогда не был очень популярен и раскручен, не все хотят слушать исполнение на английском языке. Джазовое чувство у кого есть, у кого нет. Далеко не все им обладают. Это музыка все-таки на любителя.

«МОИ УЧЕНИКИ – АЛЬТРУИСТЫ»

- А что вы преподаете в институте и в школе?

- Джаз.

- И молодое поколение идет ему учиться?

- У меня пять учеников в институте и пять в школе. И все. В школе о них еще рано судить, но в институте есть хорошие ребята.

- И как, вы полагаете, может сложиться их будущее?

- Ну как… Так же, как у меня.

- Ваши ученики – альтруисты?

- Да, наверное.

- Вы наверняка слышали Дину Гарипову - победительницу проекта «Голос», как вы полагаете, у нее есть шансы на победу на «Евровидении»?

- Она поет чисто, но ей нужно научиться импровизировать, без импровизации на «Евровидении» нечего делать. Но это мое джазовое мнение.

«О ПРЕДЛОЖЕНИИ ЛУНДСТРЕМА УЗНАЛА ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ»

- А как вы вообще пришли в джаз?

- Меня привел Виктор Деринг - наш замечательный дирижер. Он заставил меня слушать джаз, научил ему. Я тогда любила Аллу Пугачеву, и не было у меня больше кумиров. А Деринг посоветовал мне послушать Эллу Фитцджеральд, когда я спросила, кто это, он долго смеялся и дал мне ее кассеты. Я послушала, и вот… Так все началось. Научилась джазу и люблю его.

- Потеря Виктора Эдуардовича в джазовой жизни Казани ощущается?

- Обидно, но нет. Как-то никто не переживает, всем все равно. А ведь рядом с нами столько лет был великий дирижер.

- А вам приходилось общаться с Олегом Лундстремом?

- Приходилось. Олег Леонидович еще в мои молодые годы просил Деринга отпустить меня к нему в Москву в оркестр. Но Деринг ответил, что это моя певица, я ее нашел, я ее воспитал, я не отпущу ее. Я тогда ничего не знала. После смерти Олега Леонидовича сын Деринга мне об этом рассказал.

- Жалеете?

- Жалею. Может быть, что-то получилось бы.

- Вот сейчас, после «Битвы хоров», у вас наверняка появились какие-то связи в Москве…

- У меня не появились, появились у моих учениц, они намного активнее меня, они без комплексов. Этих качеств мне не хватает. Я не могу брать телефоны у знаменитых людей, звонить им потом с просьбами. Нет, это не мое. Но мои девочки, слава Богу, наладили связи. Одна из моих студенток сейчас уехала в Москву, это случилось после проекта.

- Джазмены в Москве хорошо живут?

- Думаю, лучше, чем у нас. Хотя Лариса Долина, которая великолепно пела джаз, сейчас ударилась в попсу. Значит, не все так благополучно и в Москве. И там есть свои проблемы, не очень востребована эта музыка.

- Но вот когда в Казань приезжает с концертами Даниил Крамер, на его концертах бывают аншлаги. Как это объяснить?

- Это здорово, что люди идут на джаз, есть у нас любители, но их немного. Через несколько недель у меня концерт в молодежном центре, я вижу по зрителям, что многие его ждут.

- А что это будет за концерт?

- Я четверть века на сцене, этому будет посвящена программа. Я сама делаю программу, со мной будет выступать еще и Владимир Чигарев. Я сама продюсирую.

- Аренда дорогая?

- 40 тысяч.

- На те деньги, что вы зарабатываете, трудно прожить, есть какие-то планы, как выйти из ситуации?

- А какие планы? Вот сейчас концертом живу. Если джазменов приглашают выступать, то берут максимум двоих, без оркестра и под фонограмму, платят мало. Не хочу петь под фонограмму, хочу «живьем», но иногда приходится петь и под фонограмму. Куда деваться?

- У вас есть агент?

- Нет, где его взять-то? Я все делаю сама. Режиссирую сама, платье придумываю сама.

- А Владимир Пресняков как-то может вам помочь?

- Что вы, ну разве я буду к нему обращаться?

Справка

Лилия Чугунова родилась в Альметьевске, но в раннем возрасте переехала в Казань. Закончила режиссерский факультет университета культуры. Лауреат многих конкурсов. Заслуженная артистка РТ. Долгое время пела в оркестре Виктора Деринга и других коллективах. Концертирует и преподает джаз.