IMAG3076.jpg

ВЫ ХОТЬ РАЗ ПРОБОВАЛИ ДОКАЗАТЬ, ЧТО ГОРЯЧАЯ ВОДА У ВАС НЕДОСТАТОЧНО ГОРЯЧАЯ?

В декабре прошлого года были награждены победители 8-го конкурса «50 лучших инновационных идей для РТ», организованного инвестиционно-венчурным фондом РТ (ИВФ). Всего за 8 лет на конкурс было подано более 8 тыс. заявок, 1323 из них - в 2012 году. По традиции газета «БИЗНЕС Onlinе» совместно с ИВФ публикует серию материалов о наиболее интересных проектах.

В номинации «Социально-экономическое развитие РТ» победил проект, который мог бы коренным образом преобразовать ситуацию в ЖКХ. О сути предложения газете «БИЗНЕС Online» рассказала завкафедрой «Экономики и управления в городском хозяйстве» КГАСУ, профессор Анна Романова.

– Анна Ильинична, в последнее время только и разговоров о необходимости внедрения критериев эффективности ЖКХ. В чем уникальность вашей разработки?

– Наше исследование – совместный труд с доктором экономических наук, главным идеологом исследований ЖКХ на нашей кафедре Маргаритой Давыдовной Мироновой.

Прежде всего мы хотели показать, что сегодня нет критериев оценки качества жилищно-коммунальных услуг. Оно ни нормативом, ни распоряжением и никаким иным документом не определяется. Оценка происходит в основном на уровне потребителя по принципу наличия услуги: либо она есть, либо нет. К примеру, горячая вода. Если она недостаточной температуры, как это доказать? Конечно, есть регламент: вы должны вызвать представителя управляющей компании либо ТСЖ, должен прийти старший до дому, инженер, в общем, целая комиссия в вашей ванной должна померить температуру воды и зафиксировать факт недопоставки услуги. Но это в идеале. А в реальной жизни много вы знаете случаев, когда обслуживающая организация оперативно откликалась на подобные жалобы?

Вот сейчас на сайте мэрии Казани есть рейтинг управляющих компаний, и он в основном сводится к учету отказов, то есть невыполненных заявок. Но, кроме этого, ведь есть и другие вещи, которые можно количественно учесть. И наш проект направлен на то, чтобы разработать такую систему.

БЕЗ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕСУРСА НЕ ОБОЙТИСЬ

– Что конкретно вы предлагаете?

– Мы разработали систему оценки эффективности той или иной организации. То есть критерии, по которым можно объективно определить качество работы, конкурентоспособность управляющей компании или ТСЖ. Система состоит из двух групп показателей – качественных и производственно-технических: ресурсопотребление, рентабельность, коэффициент модернизации, коэффициент аварийности и так далее. Для оценки каждого показателя разработана формула. Отмечу, что в оценке качества работы организации участвуют и потребители… В итоге выводится интегральный показатель, который наглядно демонстрирует, насколько эффективна та или иная компания или ТСЖ в сравнении с конкурентами. Если наша система будет внедрена в ЖКХ, городские власти и сами организации смогут наглядно увидеть, где у них узкие места и как их можно ликвидировать.

– То есть если управляющие компании примут вашу систему, они смогут управлять своими рисками?

– Конечно. Но при условии, что ее участниками станут абсолютно все обслуживающие организации. По сути, интегральный показатель – это уровень конкурентоспособности, он определяет внутриотраслевой уровень. И естественно, контролирующая инстанция сможет в любой момент запросить этот расчет и сравнивать между собой организации.

– Как думаете, УК и ТСЖ заинтересуются вашей разработкой?

– Думаю, им это не интересно. Как не интересно и повышать свой рейтинг на сайте мэрии. Не так уже много народу смотрит этот рейтинг. И вообще, у нас само понятие конкуренции на рынке ЖКХ фактически отсутствует. Если вы живете в доме, который обслуживает данная управляющая компания, у вас нет выбора, вы будете пользоваться услугами только этой организации. И это можно назвать неестественной монополией. Есть естественные монополии – «Водоканал», к примеру, ведь абы кто заниматься поставкой воды не может. А УК – неестественные монополии, здесь должна быть конкуренция.

– Но ведь по закону собственники жилья могут отказаться от услуг одной управляющей компании и выбрать другую…

IMAG3087.jpg

– Я была на собраниях жильцов – люди на свои вопросы либо не получают ответов, либо получают хамство. На практике, если человек хочет поменять управляющую компанию, он сможет это сделать, только поменяв свое место жительства.

– То есть для того, чтобы внедрить вашу систему, необходим административный ресурс?

- К сожалению, без него не обойтись.

КУДА УХОДЯТ ДЕНЬГИ ЖИЛЬЦОВ?

– На ваш взгляд, каковы основные проблемы в сфере коммунальных услуг?

– Проблема номер один – неэффективное расходование средств. Куда уходят деньги, ни один потребитель проверить не может. Мы получаем платежку и видим – стоимость услуг опять выросла. И не поймем, на что конкретно требуются наши деньги. Почему растет сумма на управление домами? Что входит в эту расценку, которая, складываясь из всех квартир, вырастает в астрономическую сумму? Почему у нас появляется строка «капитальный ремонт», которого нет? Вот эта непрозрачность и связана с неэффективным управлением.

Лет 10 назад я ездила на учебу в Москву. На курсах были слушатели из разных регионов, но когда коллеги узнали, что я из Татарстана, стали восхищаться нашей системой ЖКХ. Мне говорили: «У вас передовой опыт, у вас лучшая тарификация услуг, у вас персональные субсидии, у вас собираемость услуг 101 процент в Альметьевске!» С одной стороны, приятно слышать. С другой – я понимала, что красиво отчитаться – это одно, а найти реально довольного нашим ЖКХ человека – другое. Вы видели хоть в одном ЕРЦ специалистов, которые бы людям спокойно объясняли, на что пошли те или иные средства из вашей счет-фактуры? Нет! То есть организация, которая аккумулирует средства жителей, не считает нужным докладывать, на что пошли эти деньги… Или экспертиза тарифа – вы ее никогда не добьетесь. Ее тяжело сделать даже по административному указанию – коммерческая тайна! Хотя мы, как потребители, имеем право видеть калькуляцию услуги. На самом деле, тот, кто приходит в этот бизнес, прекрасно понимает, что будет иметь дело с неконтролируемым поступлением средств. Так почему бы не заработать? Еще одна проблема – наша безграмотность и неумение требовать положенного.

А еще совершенно не проработаны профессиональные стандарты для людей, работающих в отрасли. В строительстве есть тарифно-квалификационный справочник, где написано, что должен знать и уметь рабочий соответствующего разряда. В ЖКХ такого нет, возможно, поэтому работающие в отрасли люди не имеют должного образования и не очень стремятся его получить. Может, у кого-то есть и два высших образования, но специализированного нет, и никто не может заставить их получить дополнительную квалификацию. А ведь есть вещи, которые в учебниках прописаны, и их нужно знать.

– В своей работе вы указали, что для внедрения вашей системы требуются инвестиции…

– Под инвестициями мы понимаем создание программного продукта для этой системы оценки, чтобы в дальнейшем программу можно было установить в управляющие компании и чтобы все это контролировалось исполкомом или министерством строительства. Наша разработка не требует каких-то существенных затрат.

– Как вы можете оценить значимость конкурса инновационных идей от ИВФ?

– Это великолепная поддержка. На церемонии вручения наград победителям меня поразили темы участников проекта. Насколько талантливы наши люди! И то, что их поощряют, замечательно. Для нас победа в этом конкурсе – это повышение своего научного реноме, самоутверждение в какой-то степени. А молодые ученые просто счастливы, для них это повышение их рейтинга в вузе и, конечно, деньги, которые вручаются за победу в конкурсе.