«Я ХОЧУ ВОЗРОДИТЬ В БОЛГАРЕ ГОРОД»

- Георгий Анатольевич, прошлым летом вы говорили, что вошли в число постановщиков церемонии открытия Универсиады…

- С Универсиадой у меня ничего не получилось. Люди, которые сейчас этим занимаются, они уже давно сработались, у них своя группа, свой коллектив, они хорошо друг друга понимают. Я в эту группу не вошел, это нормально и естественно, у меня нет обид на них. Но тем не менее на Универсиаде я все-таки буду задействован. Но это уже другая история.

- Какая?

- Как вы знаете, во время Универсиады будет большая культурная программа - в театрах, в концертных залах, на площадях. И тут так совпало, что Ренат Харис - наш известный поэт и уважаемый общественный деятель, он предложил мне поставить в Болгаре оперу. Он написал к ней либретто, опера называется «Черная палата».

- В Болгарах, значит, опен-эйр?

- Да, во всем мире идут оперы, привязанные к каким-то историческим местам. Например, в Египте на фоне пирамид идет «Аида», и это впечатляет.

- Ну у нас в России тоже такой опыт есть. Алексей Степанюк и Валерий Гергиев, например, ставили «Сказание о невидимом граде Китеже» у стен Тихвинского монастыря, а «Садко» играли в Новгороде.

- Совершенно верно. Поэтому идея Рената Хариса показалась мне интересной.

- Вы были в Болгаре?

- Я туда съездил, все посмотрел, место прекрасное, корабли с туристами пристают. В стоимость экскурсионного билета можно включить и стоимость посещения оперы. Например, такая практика есть у нас в Санкт-Петербурге – туристы приплывают на кораблях, а их уже, помимо экскурсий, ждут билеты в Мариинский театр или в Михайловский.

- У вас уже есть концепция постановки?

- Есть, я не хочу просто ставить оперу на развалинах. Сейчас есть новые технологии в театре, и я хочу «возродить» город, каким он был. Разумеется, с помощью видеопроекции. Для этого нужны, естественно, деньги, потому что аппаратура очень дорогая. Но это необходимо сделать. Это будет интересно и татарстанцам, и тем, кто приедет на Универсиаду. Мы покажем им историю народа.

- А что за фабула у этого либретто?

- Там история девушки, которая не захотела отдаться чужестранцам и предпочла смерть в огне. Но она не сгорела, а очистилась огнем. Есть такая легенда. Спектакль должен идти час с небольшим. Мне хочется сделать так, как это, например, происходит в Америке. Там приезжаешь в исторический город, в этом городе живут реальные люди, работают лавочки, и потом начинается какое-то действо. Так может быть и у нас в Болгаре. Там будут люди в исторических костюмах, буду гореть костры, и начнется наша история. Возникнет спектакль.

- Жаль, если такая сложная постановка пройдет один раз.

- Нет, она должна идти весь июль. В это время будет много туристов. Сейчас Болгар восстанавливается, и там есть что посмотреть.

- А оркестр?

- Вот оркестр придется записать, но солисты будут петь «живьем». Под минусовку. Я уже наметил певцов, с которыми буду работать, но пока не стану их называть.

- Похоже, что вы предлагаете дорогостоящий проект?

- Да, но основные деньги будут потрачены на техническое обеспечение.

«ТАКОЙ МАССОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ НА ГАСТРОЛИ ЕЩЕ НЕ ВЫЕЗЖАЛ»

- На днях игрался «Спартак» в вашей постановке - это была своего рода репетиция перед гастролями в Голландию. Что это будет за поездка?

- Это первый выезд такого балета за рубеж, я имею в виду массовость занятых в постановке, прецедентов подобных этому еще не было. Мы впервые везем и балет, и солистов, и хор, который тоже занят в спектакле. Всего едут почти 200 человек – такого еще не было. Такие грандиознее спектакли еще не вывозились за рубеж за все годы работы театра. Но на это пошел и директор театра, и пошел продюсер. Правда, состав мне пришлось немного подсократить, не будет учащихся балетного училища - у них идет учебный год.

- Сколько спектаклей предстоит сыграть?

- 14. На одном будет присутствовать королева Нидерландов.

«ЭТО БУДЕТ ИСТОРИЯ РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЫ»

- Когда вы начнете работать над вашим новым проектом – балетом «Золотая Орда»?

- Буквально сегодня дирижер Владимир Рылов закончил аранжировку музыки Резеды Ахияровой. Теперь либреттисту Ренату Харису осталось дописать хоры.

- У вас в балете опять будут хоры?

- Хоры будут даже больше, чем в «Спартаке». «Золотая Орда» - это тоже огромный проект, у меня. По-моему, таких еще не было. Не могу пока сказать, сколько будет занято народа, но очень и очень много. Великолепные декорации предлагают художники, с которыми я давно работаю, и казанцы их знают - это Анна Ипатьева и Андрей Злобин. Декорации получаются очень богатые, необычные, костюмы тоже.

- Почему вы вводите хоры в свои балеты?

- Я режиссер по образованию. Сегодня я ставлю драматический спектакль, завтра - оперу, послезавтра - балет или народные танцы. Если бы я работал в одном виде искусства, у меня бы были штампы. Я бы делал так: здесь зритель будет смеяться, а здесь – плакать. Но когда сегодня репетируешь балет, а завтра – оперу, мозги освобождаются. Искусство сегодня размывается, так же как и спорт. Если раньше гимнастки работали без музыки, сейчас музыка им необходима. Но я не оригинален, многие композиторы, например Римский-Корсаков, писали оперы-балеты.

- Ну да, например, «Половецкие пляски» в «Князе Игоре» или «Вальпургиева ночь» в «Фаусте».

- Да, именно так. Сейчас в «Новой Опере» я поставил «Половецкие пляски», где у меня танцует хор в 120 человек. И ни одного артиста балета! Вы бы видели, как они двигаются у меня и как они поют! Я считаю, что если есть что-то, что работает на мою идею, в данном случае хоры, их надо включать в ткань балета. Мне и в «Спартаке», и в «Золотой Орде» хочется видеть эпическое полотно. А в нем чем больше красок, тем оно зрелищнее.

- Либретто в «Золотой Орде» вы, конечно, немного переделывали?

- Да, сделал немного под себя, балет – такой вид искусства, что все приходится переделывать. Но идея осталась.

- О чем будет спектакль?

- О многом. В нем будут аллюзии с сегодняшним днем. Если говорить примитивно, это история Ромео и Джульетты, живущих в другую эпоху, в другой стране. С одной стороны, это будет трагическая история, с другой – романтическая. Она о том, что даже если идет война и гибнут люди, жизнь продолжается.

«ТАК УНИЧТОЖАЮТ КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ»

- Вы сейчас живете в Санкт-Петербурге, а в родной Украине что-то ставите?

- Вот сейчас улетаю в Одессу, где буду ставить два сложнейших балета Стравинского – «Весну священную» и «Жар-птицу». Музыка там очень сложная.

- Это будет стилистика «Русских сезонов»?

- Нет, я не могу ставить спектакли так, как их кто-то уже поставил. Если нужна похожая постановка, пусть лучше перенесут оригинал. Я буду делать новый вариант. Ставить «Весну священную» как Морис Бежар или Вацлав Нижинский мне неинтересно.

- Как вы относитесь к разговорам о том, что балет должен двигаться в сторону модерна, а классика отживает свой век?

- Нет! Я категорически против! Такие разговоры уничтожают традиции русского классического балета. Всю жизнь русский балет создавал свою основу. Это великолепная драматургия, это зрелищность: дивертисменты, гран-па, па-де-де. Что такое модерн? У него нет школы. Человек вышел, рукой помахал – и это модерн. Никто из танцовщиков модерн-балета не сможет станцевать Одетту или Одиллию. Но классический танцовщик любой модерн-балет легко исполнит. Сейчас многие театры, начиная с Большого, почему-то увлеклись модерном. Мариинка сошла с ума. Они ставят спектакль, где 15 минут идет действие, а потом антракт в 30 минут. Вот так уничтожается русский классический балет. В Мариинском театре идет сплошной Форсайт, в Михайловском театре снимаются классические балеты и будет идти один Начо Дуато.

- А как же этому противостоять?

- В искусство пришел бизнес, это самое страшное. Решаем не мы, решают люди, которые платят деньги.

- Вот через месяц начнется продажа билетов на Нуриевский фестиваль, и они разойдутся за день. Наш зритель проголосует за классический балет.

- У вас в Казани чудная публика. Казань – очень театральный город, в театр ходят красивые люди с хорошим вкусом. Молодежи много. Я не против модерна, одна картинка может быть такая, другая картинка – иная. Но есть основа, и на нее нельзя посягать.

«Я НА СТОРОНЕ СЕРГЕЯ ФИЛИНА»

- Как вы полагаете, что происходит в балете Большого театра. Я имею в виду историю с покушением на худрука балетной труппы Сергея Филина?

- Это дикость. Мне просто неприятно об этом вспоминать. Эта дикая конкуренция с выбиванием людей из ряда… Освобождается место кому-то другому. Я не могу предполагать кому, но кому-то. Я хорошо знаю Сергея Филина, мы с ним неоднократно общались, и когда он пришел в театр, я был на его стороне. Потому что люди нетрадиционной сексуальной ориентации не должны возглавлять театр. Мне так кажется. И когда люди, танцевавшие в кордебалете, становятся во главе, это неправильно.

- То есть выбор кандидатуры Филина был правильным?

- Я полагаю, что да. Он показал себя хорошо в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, он отдал творческую жизнь Большому театру. Что происходит сейчас в Большом? Страшнее вещи. Они вернулись в 90-е годы прошлого века, когда людей убивали. В Казани все хорошо, вы даже сами не понимаете, как здесь все хорошо. Но если бы казанскому театру давали денег столько, сколько дают на спорт, было бы еще лучше.

Справка

Георгий Ковтун родился в 1950 году в Одессе. С 1958 года работал цирковым акробатом. Закончил Одесскую хореографическую школу, Воронежское хореографическое училище. В 1985 году закончил Ленинградскую консерваторию как хореограф-постановщик. Возглавлял труппы Одесского театра хореографических миниатюр, Бурятского театра оперы и балета, Московского еврейского театра (1986 - 1987, главный режиссер), Киевского театра оперы и балета для детей и юношества, Омского музыкального театра (1996 - 1998, главный балетмейстер). С 1994 года работал балетмейстером Санкт-Петербургского государственного академического театра оперы и балета им. Мусоргского. С 2000 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории «Искусство хореографа». Работает как хореограф в фигурном катании с учениками Алексея Мишина. Имеет более 300 постановок. Народный артист РТ.