460-темам насыбуллин.jpg
Айрат Насыбуллин: «В Набережных Челнах ежегодно образуются более 700 тысяч тонн промышленных и бытовых отходов, в том числе более 130 тысяч тонн ТБО от населения»

ПО 300 СВАЛОК ЕЖЕГОДНО

Сегодня на деловом понедельнике в мэрии Набережных Челнов растущую проблему с несанкционированными свалками отходов и строительного мусора поднял руководитель Прикамского территориального управления министерства экологии и природных ресурсов Айрат Насыбуллин.

«Несмотря на то что в городе организованы и эксплуатируются два полигона строительных отходов - «Элеваторный» и «Вахитовский», ежегодно мы выявляем более 300 свалок и навалов мусора», - заявил он.

По словам Насыбуллина, сбрасывают отходы буквально везде, где придется, - в прибрежных полосах Камы и различных озер, вдоль автодорог и в местах массового отдыха, в садоводческих обществах, гаражных кооперативах и на территориях частного жилого сектора. В результате с начала года были пересечены 1,2 тыс. нарушения в сфере охраны окружающей среды, составлены 987 протоколов, наложены штрафы на сумму 4,5 млн. рублей.

«Только с 1 апреля по 1 ноября обнаружены 165 свалок и навалов мусора», - описывал масштабы проблемы главный эколог Набережных Челнов.

В городе ежегодно образуются около 700 тыс. т промышленных и бытовых отходов, из них более 130 тыс. т составляют отходы от населения. При этом для вторичной переработки пригодны лишь 15% отходов.

Основным причинами образования несанкционированных свалок Насыбуллин назвал отсутствие совершенной организационной системы управления отходами, в том числе крупногабаритного мусора, и отсутствие должного его учета.

«ЭТО БУДУТ СУМАСШЕДШИЕ ДЕНЬГИ»

На этой фразе докладчика перебил мэр, предложив подробнее рассказать об организационной системе.

«Что это должно быть?» - спросил Шайхразиев.

Насыбуллин не преминул сделать реверанс в адрес исполкома, отметив, что этот вопрос уже решается. «Фархад Флоритович (руководитель исполкома города прим. ред.) по нашему предложению уже выпустил постановление, запрещающее поступление крупногабаритного мусора на городскую свалку. Это позволит нам этот мусор - а там и дерево, и пластик, и коробки, и телевизоры, и холодильники - начать сортировать и производить из него топливные пиллеты. Сейчас мы отводим для этого три участка, первый уже начали им заполнять в районе старой городской свалки. Вторым этапом предусматривается переработка этих отходов, для этого уже закуплено оборудование на 30 миллионов рублей», – доложил Насыбуллин.

«Появился инвестор-переработчик?» – поинтересовался Шайхразиев.

«Совершенно верно», - подтвердил Насыбуллин.

«А что с отсутствием должного учета образования и движения промышленных и строительных отходов до мест санкционированного захоронения?» – поинтересовался мэр.

460-тема шайхразиев.jpg
Шайхразиев неожиданную идею о покупке беспилотника в общем и целом поддержал 

Из ответа эколога следовало, что строители сегодня не учитывают свои отходы, и по ним может быть начислен дополнительный платеж за загрязнение окружающей среды.

«Мы начинаем сегодня проводить ревизию всех строительных организаций и будем предъявлять им счета. Это будут сумасшедшие деньги, – заявил Насыбуллин. - Те организации, которые не учитывают образовавшиеся отходы, просто закапывают где-то или с каким-то «левым» предпринимателем заключают договор на вывоз, а те не довозят до места назначения и выбрасывают где-то на полпути. И мы сегодня начинаем вести учет этих строительных организаций!»

Всего же на сегодня ликвидированы 130 свалок на общей площади 18 тыс. кв. м объемом почти 1,5 тыс. кубометров. Однако свалки продолжают появляться. Поэтому Насыбуллин предложил принять на вооружение технологии военных и использовать беспилотный летательный аппарат. С помощью него можно было бы вести контроль и выявлять экологические нарушения, как он выразился, в «злачных» местах города, а также приобрести и установить аппаратуру для фото- и видеофиксации в местах образования несанкционированных свалок, запечатленные нарушения придавать огласке на разработанном сайте no svalka.

Шайхразиев неожиданную идею о покупке беспилотника в общем и целом поддержал, обратившись к начальнику управления информатизации Фариду Шарипову, чтобы тот предоставил всю информацию по имеющимся вариантам на рынке.

«У нас сегодня и МЧС, и миграционная служба применяют беспилотные летательные аппараты, у МВД есть. Дайте мне всю информацию, где что покупают, и мы примем решение», - заявил мэр.

БЕСПИЛОТНИКИ ПЕРЕХОДЯТ НА СЛУЖБУ В ЖКХ

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», подтверждают, что сегодня заказы на беспилотники перестают быть прерогативой только военных структур.

«Беспилотники заказывают в основном министерство обороны, структуры МЧС, однако они все больше начинают быть востребованными в сельском хозяйстве, у нефтянников, у тех организаций, которые занимаются обслуживанием магистральных линий, - рассказал нашему изданию Игорь Петухов, главный конструктор ООО «Аэрокон». – И теперь вот для борьбы с несанкционированными свалками это очень действенный способ».

По словам Петухова, беспилотники хороши своей стоимостью и значительно дешевле вертолетов. Есть тяжелые машины за 12 - 13 млн. рублей, но можно найти модели и за 2 - 3 млн. рублей. Их эксплуатация также значительно дешевле, чем аппаратов, эксплуатируемых человеком: беспилотнику не требуется комплекса для базирования, площадок для хранения, сертифицированного оборудования для ремонта и контроля.

«Сейчас практически все беспилотники оснащены аппаратурой, позволяющей передавать данные в режиме online. Как раз эта функция будет очень удобной для борьбы со свалками», - говорит главный конструктор «Аэрокона».

С ним соглашается Сергей Побежимов - руководитель отдела перспективных разработок ЗАО «ЭНИКС». «Идея хорошая, выявлять свалки можно и в режиме online, это простая задача даже для самого младшего нашего беспилотника из серии «Элерон-3СВ», - говорит он.

По словам Побежимова, их беспилотники, помимо военных целей, использовались для выявления незаконного строительства объектов вдоль федеральной трассы М7.

НА ПРОБЛЕМУ «СВЫСОКА»

Отметим, что в Казани на проблему в сфере обращения с отходами тоже пытались посмотреть «свысока», но уже постфактум. В столице Татарстана проблем было – целый ворох: от банальной нехватки мусорных урн, контейнеров и бункеров до «мусорных кукушек», подбрасывающих свой хлам в контейнеры населения. Оценку чистоты Казани мэр Казани этой весной провел с высоты – из кабины вертолета. По словам Ильсура Метшина, масштабная борьба со свалками все же дала в столице Татарстана свои плоды. «Сверху видно, что такого бардака, как в прошлом году, нет», – сказал Метшин.

Однако после этого облета в Казани была создана специальная комиссия, чтобы подход к «свалочной» проблеме оставался системным. С одной стороны, в Казани сильно выросли штрафы за нарушения правил благоустройства, а с другой – власти столицы думают о создании «площадок подскока» для строительного мусора, персонально работают с руководством крупных компаний вроде Госжилфонда, РЖД, «АС-Менеджмента», «Татстроя» и так далее. На комиссии приглашают руководство рынков, вокруг которых постоянно происходит концентрация мусора, представителей управляющих компаний, экологов, представителей прокуратуры, а также активных жителей.