«НЕ ВЛИЯТЬ НА СПЕКТАКЛИ НЕВОЗМОЖНО»

- Ильфир Ильшатович, перед самой поездкой в Пекин вы стали директором театра им. Камала, с чем наша газета вас и поздравляет. Каким был ваш первый приказ в новом и более определенном статусе?

- Я исполнял обязанности директора с 26 февраля этого года, так что мои приказы уже шли. Министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин мне говорил: «Ты исполняешь обязанности, ну и исполняй, все нормально». После официального назначения директором я еще не успел выпустить ни одного приказа – мы сразу же улетели в Пекин.

- Уважаемый и очень профессиональный прежний директор театра им. Камала Шамиль Закиров отчасти влиял на художественную линию вашего театра, но есть директоры, которые являются только хозяйственникам. Какой линии вы собираетесь придерживаться?

- Когда ты «кипишь в казане искусства», не влиять невозможно! Костюмер и тот влияет – подбор костюмов очень ответственная вещь. И реквизитор влияет, и гример, и монтировщики декораций. Все люди, которые работают в театре и напрямую соприкасаются с выпуском спектакля, они влияют на него. Не влиять просто невозможно. С нашим главным режиссером Фаридом Бикчантаевым я работаю уже давно, мы всегда советуемся друг с другом, он часто спрашивает мое мнение по тому или иному вопросу: «Как тебе этот проект? Сможем мы его вытащить?» Если моего совета спрашивает человек, который непосредственно создает спектакль, спрашивает творец, то значит, я влияю.

ТЕАТР - НЕ ТО МЕСТО, ГДЕ НАДО ДИКТОВАТЬ ВОЛЮ

- А если сложится такая ситуация: Бикчантаев хочет ставить какую-то пьесу, а вы считаете, что она не будет иметь коммерческого успеха, как вы поступите в такой ситуации?

- В искусстве все неоднозначно, и не надо искать прямолинейных ответов. Что, «Три сестры» не надо ставить, потому что это некоммерческая пьеса? По-моему, ставить их надо! Артисты приходят после такого спектакля домой счастливыми, и зрители выходят счастливыми. А после так называемых кассовых комедий актеры иногда так выдыхаются! Им это не в радость, а мне она вроде бы лучше, потому что приносит прибыль. Но я должен думать не только о прибыли в кассе, но и о здоровье артистов. Поэтому я стараюсь не диктовать свою волю, искусство - не то место, где нужен диктат.

- Ваш предшественник Шамиль Закиров был диктатором или человеком более гибким?

- Он был гибким человеком. Я с уверенностью говорю об этом, потому что у меня есть мои личные конкретные примеры. Был случаи, когда мне удавалось его переубедить и по вопросам театра, и по вопросам национальной политики. Я это понял, когда он начал мне доверять. Он, например, полностью поручал мне некоторые гастроли. Иногда проверял, иногда советовался. То есть он был гибким человеком, который прислушивался к мнению окружающих.

- Как я понимаю, в руководстве театром вы так же выбираете более гибкую линию?

- Да.

«ПОКА ВСЕ ПРОЕКТЫ, КОТОРЫЕ МЫ ПРЕДЛАГАЛИ И ПРЕДЛАГАЕМ, НАХОДЯТ ОТКЛИК»

- Чему вас научил Закиров?

- Именно гибкости и научил. И еще одному замечательному качеству: не наживать врагов. Этому как раз гибкость и помогает.

- Нынешнее финансовое положение театра вас устраивает?

- Пока все проекты, которые мы предлагали и предлагаем, находят отклик и одобряются и правительством РТ, и президентом Рустамом Миннихановым. Финансирование идет. Пока это, слава богу, так.

- Вы планируете делать какие-либо коммерческие проекты, то есть спектакли, которые принесут заведомо хорошие деньги театру?

- Предугадать коммерческий успех спектакля невозможно! В моей практике, когда я работал заместителем директора по маркетингу, был такой случай. Спектакль «Смелые девушки» после премьеры плохо посещался, и мы решали: снимать его с репертуара или нет? Но уже через месяц на нем были аншлаги. И спектакль этот идет до сих пор. Успех спектакля непредсказуем, беря любое произведение в работу, мы рискуем, но без риска жить невозможно. Да, мы рискуем, но мы не ставим во главе угла вопрос зарабатывания денег. Хотя в результате деньги мы все равно зарабатываем.

«БИЛЕТЫ ПОДОРОЖАЛИ НА 50 РУБЛЕЙ»

- Какова средняя зарплата актера театра им. Камала?

- В среднем - 28 тысяч. Это немного.

- А какова средняя стоимость билетов?

- В этом сезоне мы немного подняли цены на билеты. Они подорожали всего на 50 рублей, средняя цена билета сейчас - 150 рублей. При аншлаге мы собираем со спектакля 273 тысячи рублей. У нас в зале 843 места.

- Насколько заполняется зал?

- Почти на 100 процентов. Мы, конечно, можем сделать стоимость билетов в 1000 рублей, но кто тогда к нам будет ходить? Мы же должны учитывать покупательскую способность наших зрителей, учитывать, сколько стоит хлеб в городе. Искусство должно быть доступно всем. И хотя средняя цена на билеты у нас сейчас 150 рублей, купить билет можно и за 100 рублей, есть и такие недорогие места в зале. Последние четыре года мы цены на билеты не повышали. Мне было трудно рассчитать эту среднюю цену, хотя я учусь по специальности «мастер делового администрирования» MBA. Среднюю цену на билеты трудно рассчитать, потому что цены на все постоянно растут. Они растут на металл, на древесину, на клей, на все, из чего, например, делаются декорации. А цены на билеты при этом остаются прежними. При увеличении цены на билеты нужны постепенность и правильный расчет.

С ДЕТСТВА ХОДИЛ НА СПЕКТАКЛИ И КОНЦЕРТЫ

- Поговорим немного о вас. Как вы вообще пришли в театр?

- Я окончил актерское отделение университета культуры, учился у Марселя Салимжанова. На приемных экзаменах у нас присутствовал Фарид Бикчантаев, он же занимался с нами на первом курсе.

- То есть детская мечта была стать артистом?

- Да, так. В семье я – единственный театральный человек, хотя папа и бабушка прекрасно поют. Меня с детства водили на спектакли и концерты.

- Поработать актером удалось?

- Совсем немного, выходил в массовках в студенческую пору. Судьба распорядилась по-другому. Помню, как на четвертом курсе стою в массовке в спектакле «Голубая шаль» и помреж просит меня спуститься, когда освобожусь, к директору театра. Прихожу, и Шамиль Зиннурович говорит, что меня хочет видеть заместитель министра культуры. Я в это время еще подрабатывал в качестве журналиста в одной электронной газете, писал о культуре. И у меня первая мысль была: "Ну, что-то не то я написал!" Волновался, но на другой день пошел. И мне там сходу предложили должность ведущего специалиста по театральному искусству. Я согласился, и меня предупредили, что денег много получать не буду, нет у нас в культуре денег. Я ответил, что если бы хотел много зарабатывать, в театр бы не пошел. Позже узнал, что Шамиль Зиннурович вместе с Фаридом Рафкатовичем решили подтолкнуть меня к менеджерской деятельности.

- А как вы попали в заместители к Шамилю Зиннуровичу?

- Я три года отработал в министерстве культуры, но у меня такое кредо, что я каждые три года должен повышать свой уровень, двигаться вперед, я не люблю топтаться на одном месте. И через три года меня пригласил к себе в помощники министр связи Фарит Фазылзянов, хотя я не владел техническими знаниями, так что пришлось себя ломать. Из комфортной среды я попал в некомфортную, но через полтора года я почувствовал, что мне там плохо, я не могу больше оставаться. Это было не мое. Пошел к Шамилю Зиннуровичу посоветоваться, просто посоветоваться, проситься к нему на работу мне в голову не приходило. И он неожиданно мне сказал, что в театре есть ставка, но надо эту должность как-то назвать. Я предложил назвать вакансию «заместитель директора по маркетингу». Дело в том, что, работая в минсвязи, мне пришлось много ездить по миру, и при первой же возможности я вечерами ходил в театры и узнавал при случае, как они работают. Там везде есть маркетологи. Камаловскому театру такой сотрудник тоже оказался нужным.

- Почему вы решили пойти учиться по бизнес-специальности ?

- Я мечтал об этой учебе, еще работая в минкульте. У меня очно-заочное обучение, через каждый месяц мы собираемся на сессию. Так я постоянно в тренинге.

ГЛАВНЫЙ ПРОЕКТ – ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ

- Какие новые проекты запускает театр им. Камала?

- Главный маркетинговый проект – это большее привлечение зрителей. В январе предстоят традиционные гастроли в Москве, вот мы сейчас с вами в Пекине, а мой заместитель директора по организации зрителей сейчас в Москве и уже дает в продажу наши билеты на январь. Мы гастролируем с 10 по 15 января, и за это время должны сыграть 7 спектаклей. Кроме этого, у нас впереди обменные гастроли с театром из Оренбурга, с театром из Самары, летом будет фестиваль «Науруз», возможно, будут еще одни заграничные гастроли, сейчас идут переговоры, я пока не буду называть страну.

- Какую задачу на сегодня вы считаете для себя главной?

- Привлечение в театр молодого зрителя, для этого мы кардинально меняем наш сайт. Моя мечта – мобильное приложение нашего сайта. Очень много новых проектов я везу из Пекина. Я их подсмотрел здесь в национальном театре Китая. Раз я сюда поехал с труппой, то от моего пребывания здесь должна быть какая-то польза.

Справка

Ильфир Якупов родился в 1982 году, в 2004 году окончил актерское отделение Казанского государственного университета культуры и искусств (курс Марселя Салимжанова). Работал ведущим специалистом по театральному искусству министерства культуры РТ, помощником министра связи и информатизации, был заместителем директора по маркетингу Татарского государственного академического театра им. Камала. Учится в Казанском федеральном университете, квалификационная степень «Магистр бизнес-администрирования» (MBA). С 26 февраля 2012 года был исполняющим обязанности директора ТГАТ им. Камала.