Про метро до Пестрецов, про пешеходные переходы для лосей и уток, про генплан Казани екатерининских времен говорили вчера вечером на пятом по счету "круглом столе", который проводится под эгидой Союза архитекторов Татарстана в рамках проекта "Современное строительство: проблемы и решения". Темой нынешнего круглого стола было – "Градостроительное развитие городских территорий Казани. Проблемы транспорта и экологии".

С докладами выступили Сергей Саначин, главный архитектор проектов Центра разработки генерального плана Казани ОАО "Институт "Казгражданпроект" и Нафиса Мингазова, доктор биологических наук, зав. лаборатории водных экосистем факультета географии и экологии Казанского государственного университета. Докладчики предложили не только традиционные, но и несколько неожиданные способы решения проблем Казани…

С точки зрения Саначина, замучившую казанцев проблему уличных пробок можно решить двумя способами. Первый – традиционный: строить широкие магистрали, мосты, пешеходные переходы... Второй – перефункционировать центр города, сделать его, скорее, местом отдыха, чем пунктом сосредоточения важнейших административных учреждений. Именно такой путь избрал, например, Нижний Новгород, где решительно вывели деловую часть из центра и перенесли в другой район города.

Докладчик также говорил о недостаточном развитии городского общественного транспорта, о своих мыслях по поводу строительства новой автомобильной дороги вдоль Волги, об экспансии на городские тротуары, которые сужаются из-за того, что при новом строительстве от них отхватывают куски, или же пристраивают к домам за счет тротуаров всевозможные парадные входы. Покритиковал Саначин казанское метро, которое пока мало чем помогло историческому центру города, не разгрузив его от автомобилей. Так, планируется протянуть новую линию метро чуть ли не до Пестрецов с расчетом на будущие новостройки – в то время, как проще и гораздо дешевле при возведении новых микрорайонов заложить широкие дороги…

Саначин подготовил не только доклад, но и анкету, в которой представлены 25 (!) наиболее острых проблем Казани. Участникам "круглого стола" предлагалось расставить их по степени значимости и злободневности для татарстанской столицы. Среди проблем в анкете значатся и те, которые перекликались с темой "круглого стола", – уровень развития улично-дорожной среды и общественного транспорта, недостаточность автомобильных стоянок, недостаточность мест временной парковки автомобилей…

Второй докладчик, Нафиса Мингазова, говорила об экологии Казани. К сожалению, тут похвастаться нечем: природная среда в городе уничтожается. Например, только за последние годы засыпано тридцать городских озер, которые могли бы стать украшением древней Казани. Но теперь на их месте – безликие новостройки. А ведь, по сути дела, в столице Татарстана, в пойме реки Казанки, небольшое, чистое, живое озерцо можно было завести в каждом дворе – вместо автостоянок. Тогда Казань стала бы городом тысячи озер…

Веселое оживление всего "круглого стола" вызвали сердитые слова Нафисы Мансуровны о том, что вообще никто не думает про животный мир Казани, что в городе нет ни одного перехода для животных. Тут же прозвучала ответная реплика из зала:

- У нас и для людей пешеходных переходов жутко не хватает!

Однако если под колесами КАМАЗов гибнут лоси, утки, миллиарды (это не ошибка – миллиарды!) маленьких жаб – это делает низким биологическое разнообразие Казани, менее устойчивой городскую среду, резко обедняет и ее, и всех жителей…

Доклады вызвали бурную, а порой и резкую дискуссию. Во время нее звучали высказывания о том, что все лучшее в Казани сделано по генплану еще екатерининских времен, что широкое распространение получила практика строительства за счет зеленых зон города, что есть надежда на финансово-экономический кризис, который заставит пересмотреть отношение к городу, его транспорту и его экологии…

Полный отчет о пятом заседании "круглого стола" будет размещен на сайте газеты «БИЗНЕС Online». Здесь же можно прочитать стенограммы предыдущих четырех "круглых столов".

Елена Чернобровкина,
фото Марии Зверевой