На прошедшем в храме Христа Спасителя Поместном Соборе Патриархом Московским и всея Руси избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он стал шестнадцатым Патриархом. При этом, будучи достаточно открытым человеком, есть любопытные и малоизвестные истории из его жизни. Вот несколько штрихов к его портрету.

- О своем деде будущий Патриарх рассказывал так: "Дед у меня был замечательным человеком. Он прошел 47 тюрем и 7 ссылок, прожил в заключении почти 30 лет и был одним из первых соловчан. Трудился машинистом на железной дороге казанского направления, а сидел лишь потому, что боролся против обновленчества, которое в свое время было инспирировано ЧК, а потом НКВД для разрушения церкви.

Очень интересная у них с бабушкой была судьба. Ведь когда деда сажали, бабушка оставалась на воле. И когда его посадили во второй раз, а это было в 30-х, когда в стране свирепствовал голод, она сказала: все, теперь мы умрем. А у них было восемь детей: семь родных и одна дочь приемная. И дед сказал: поскольку я буду как бы нести крест за Христа, вы останетесь живы. Потом бабушка рассказывала, что в какой-то момент она поняла: все, жизнь кончилась, потому что на всех осталась лишь маленькая горсточка муки. Она из этой муки приготовила какие-то лепешки, они их скушали, а завтра есть уже было нечего. И вот ночью раздался стук в окно. Бабушка вскакивает, а с улицы голос: хозяйка, принимай груз. Открыла дверь - стоит мешок, полный муки, и вокруг - никого. Вот этот мешок муки спас и моего отца, и мне дал возможность появиться на свет".

- Отец его работал главным механиком оборонного предприятия в Ленинграде, до войны он был репрессирован, сидел на Колыме, потом строил укрепления во время обороны Ленинграда. В годы войны был военпредом на Горьковском заводе и принимал танки Т-34 перед их отправкой на фронт.

- Церковное имя Кирилл он получил в 1969 г., когда митрополитом Ленинградским Никодимом был пострижен в монашество.

- Он очень любит читать, привык с детства. Вспоминает, что ему, сыну священника, было проще: в доме было большое собрание трудов по богословию, истории, в том числе произведения русских философов, большинство из которых стали доступны широкому кругу читателей только в последние годы.

- С ранних лет будущий Патриарх увлекался горными лыжами. Учился кататься в Красном Селе на Вороньей горе, с которой немцы обстреливали Ленинград. Позже спускался уже и с Монблана. Как-то объяснил журналистам, недоумевавшим, как могут быть связаны церковная деятельность и спорт: "Духовная тренировка, которую дает нам аскеза, пост, молитва и физическая тренировка, которая невозможна без волевых усилий, - вместе обеспечивают очень важный результат - воспитание человеческой личности".

И еще о своем увлечении: "Что обычно делает человек, когда видит перед собой пропасть? Естественная реакция обычного человека - назад. Реакция самосохранения. Инстинкт. А горнолыжник - всегда вперед. И чем круче, тем больше "вперед". Это значит - идти на встречу с опасностью сознательно, наперекор инстинктам, наперекор человеческой слабости".

- Еще он любит ходить пешком и плавать. В отпуске каждый день проплывает без остановки несколько километров, столько же проходит. В отличие от моды на лабрадоров (она появилась в VIP-среде после появления лабрадора у Путина) содержит овчарок. Вечером, приехав домой, надевает спортивный костюм и выгуливает своих собак: "За целый день они насидятся дома и так рванут на улице, что еле за ними поспеваю. Метров пятьсот пробегу за ними, потом подтяну к себе и пешочком столько же пройду. Так вот каждый вечер прохожу-пробегаю километров пять-шесть".

Любовь к животным избирательна. Он привязан к собакам, а вот к кошкам совершенно равнодушен.

- В Калининграде летает Boeing 737-300, названный в честь его имени: Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Самолет выполняет регулярные рейсы в Европу, и теперь его придется слегка переименовывать.

- Будучи митрополитом, поразил многих заявлением о том, что не видит причин бороться со стремлением некоторых рок-музыкантов использовать тему православия в своем творчестве. И даже пообещал поддерживать современную рок-культуру, оговорившись: "Если мы увидим, что она способствует нравственному росту личности". Считает, что зачастую рок-музыканты на концерте "говорят несколько фраз о православии, которые производят на молодежь большее впечатление, чем долгая проповедь в храме".

При этом сам никогда не посещал рок-концерты: "Я никогда не слышал, как это делают Кинчев и Шевчук, но встречался с ними, и дискуссия была очень интересная, общение с ними произвело на меня хорошее впечатление. Оба они искренние люди, православные".

- Он выступает за право на религиозное образование в школе. Возражения оппонентов о многонациональности и многорелигиозности России называет "страшилками" и считает, что нельзя запретить абсолютному большинству народа изучать основы своей религиозной культуры. При этом, по Кириллу, Основы православной культуры не должны навязываться всем подряд и без вариантов. Должна быть и альтернатива: "Если в классе есть мусульмане, для них могут вестись Основы исламской культуры".

- Осуждает гражданские браки, выступает против откровенных телешоу на телевидении. При этом допускает появление женщин в храме с непокрытой головой. На вопрос, почему женщины должны надевать в храме платок, рассказал историю из жизни.

"Надевать головной убор или нет - это вопрос нашей национальной православной культуры и традиции. Если вы будете каждое воскресенье ходить в храм, то вы не заметите, как сами начнете надевать платок. Как это делают, допустим, мусульманки. Помню, служил я в Тегеране, в нашем храме. Смотрю, стоят женщины в одеждах до полу, в платочках, тихие, скромные, как ангелы. Я служу, у меня такое благодатное настроение. Оказалось, жены наших дипломатов. А вечером меня пригласили на прием. И там я увидел тех же женщин, но совсем в другом виде: такие модные и нарядные, что и вообразить нельзя. А уж такие были только что скромницы в платочках. Почему в храме нужен платочек? Потому что мысли людей в храме должны быть сосредоточены на молитве. Появление красивой женщины, естественно, привлекает внимание - и отвлекает от богослужения".

СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ ИЗБРАННОГО ПАТРИАРХА

- В 70-х годах я нес послушание в Женеве. И однажды ко мне обратился один из высокопоставленных дипломатов, советский человек, партийный: "Могу я вас о чем-то попросить?" А потом добавил: "Имейте в виду, что если кто-то узнает о нашем разговоре, на этом закончится вся моя карьера и, наверное, весь мой жизненный успех, все прекратится. Так что полностью вверяю свою судьбу в ваши руки". Я ему сказал, что он может не беспокоиться. Тогда он попросил обвенчать его с женой. Этот человек занимал очень высокое положение.

А через короткое время, может, недели две-три прошло, ко мне пришел другой сотрудник посольства, который тоже занимал очень высокое положение, и попросил меня сделать то же самое. И также предупредил, что очень рискует. А затем попросил меня сделать так, чтобы никогда об этом не узнал тот, которого я венчал до него. Потому что, с его точки зрения, это был самый опасный человек из тех, кто мог ему навредить. И тогда я подумал: Господи, мы же живем в Королевстве кривых зеркал! Два православных, которые, может, были бы близкими друзьями, разделены страхами идеологии и предрассудками.

Лицемерие - это грех. И таких людей Господь накажет. Но если это некое робкое, пока еще плохо осознаваемое, но все-таки реальное движение навстречу Богу - так и слава Богу! Церковь никого не должна осуждать. Она всем должна открывать дверь в храмы и помогать в этом храме остаться.

"Российская газета"