В казанском инклюзивном центре «Тылсым» подвели промежуточные итоги реабилитационного проекта по методу канистерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В занятиях с ними задействовали специально обученную собаку. Родители детей с ОВЗ, принявшие участие в проекте, встретились с администрацией города и поделились результатами прохождения курса.

 Фото: «БИЗНЕС Online»

Проект «Канистерапия» создан в 2022 году для совместного обучения и развития детей с ОВЗ, он направлен на решение проблем социальной адаптации. Этот метод основан на организации игрового взаимодействия ребенка с животным. В ходе занятия происходит эмоциональный контакт, который позволяет развивать коммуникативные навыки и повышать адаптационные возможности ребенка к его социализации.

На прошедшей накануне встрече присутствовали около 10 матерей, воспитывающие детей с ОВЗ, в том числе ребят с ДЦП, расстройством аутистического спектра (РАС) и синдромом Дауна.

«Я с самого начала держу руку на пульсе у этого проекта. И самое главное, мы видим, какие результаты получают дети от занятий и общения с собакой. Мы, разговаривая со специалистами и врачами, тоже отмечаем, какие перемены происходят: снимаются зажимы, развивается мелкая моторика, появляются эмоции. Я уверен, что детям работа пойдет на пользу и все это будет на благо, на здоровье и для всего самого лучшего наших молодых и юных казанцев», — сказал замглавы исполкома Казани Искандер Гиниятуллин.

Дмитрий Дудкин и Искандер Гиниятуллин (слева направо) Дмитрий Дудкин и Искандер Гиниятуллин (слева направо) Фото: «БИЗНЕС Online»

Занятия проводил кинолог, специалист по сенсорной интеграции, а также сурдопереводчик Дмитрий Дудкин. Здесь он развивал это направление с опорой на выполнение физических нагрузок с учетом рекомендаций врачей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого он задействовал в курсе специально подготовленную для таких программ собаку — лабрадора по кличке Центурия Эль Гранте. Терапевтический эффект канистерапии, как отмечает Дудкин, заключается в том, что собака служит для ребенка мотиватором: стимулирует его активно работать и добиваться успеха. Без четкой мотивации и цели дети не понимают, зачем им терпеть неудобства, чтобы что-то сделать. Однако если в процессе гладить собаку, играть с ней, давать ей корм, то можно сделать действия, которые помогут в реабилитации.

«Мой ребенок боялся собак: он начинал кричать, прятаться за меня, если мы видели на улице собаку на поводке или дворовую. Он не мог воспринимать собак как социальный объект. Когда мы начали заниматься — немного кормить собаку, давать поводок, Слава стал привыкать к Центе и понимать, что, в принципе, в собаках ничего страшного нет, что с ними можно дружить, их можно кормить, гулять, расчесывать. И на улице, когда Слава увидел собаку, он сам к ней подошел и начать с ней выходить на контакт и смеяться», — рассказала мама подростка с аутизмом Алена Шептинская.

Татьяна Мерзлякова, руководитель АНО «Добрая Казань» (слева) Татьяна Мерзлякова, руководитель АНО «Добрая Казань» (слева) Фото: «БИЗНЕС Online»

Гоптарева Людмила, говоря о результатах занятия, рассказала, что у ее ребенка не было таких успехов в снижении страха, но она узнала о нем много нового. «Я узнала, что мой ребенок, оказывается, может считать, он может ждать — это очень сложный навык всегда был, и я удивлена, как он отработался. У него выработалось понимание, что необходимо ждать, ловить реакцию собаки — это тоже очень хорошо отрабатывает концентрацию внимания», — поделилась она.

Другая мама, воспитывающая ребенка с задержкой речевого развития, рассказала, что после занятий у ее ребенка заработало мышление и появился контроль силы. «Мы к собакам кидаемся — нам надо ее обнять. Она (дочьприм. ред.) не контролирует свою силу и, когда обнимает ребенка, не понимает, например, что делает ему больно. Благодаря занятиям мы пришли к тому, что она начала нежно гладить собаку, нежно прикасаться. И огромный плюс — у нас заработало мышление благодаря тому, что систематически посещали занятия», — поделилась она.

Результаты, как утверждают родители детей с ОВЗ, можно увидеть приблизительно через три месяца регулярных занятий. По их словам, у ребят отрабатываются коммуникативные и тактильные навыки, мелкая моторика, улучшается координация движений, а также снижается страх взаимодействия с собаками.

За время работы проекта прошло более 300 занятий с участием свыше 1 тыс. детей. В 2024 году было принято решение подготовить волонтеров, у которых есть собаки и желание заниматься с такими детьми. Сейчас они также проводят занятия в инклюзивных лагерях и на других площадках. Помимо этого, летом 2024-го состоялся первый инклюзивный лагерь с собаками в «Бригантине». Этот опыт планируется продолжать и летом 2025 года.