Оказание госпомощи в виде выделения многомиллиардных средств автомобильной отрасли становится предметом споров и претензий в адрес Татарстана. Гендиректор ОАО "УралАЗ" Виктор Корман обвинил КАМАЗ в том, что он не совсем честными способами борется за госзаказ. А полпред в Уральском федеральном округе на той же встрече предостерег уральскую элиту следовать примеру Шаймиева. Что так разозлило уральцев?

 

Полномочный представитель президента РФ в Уральской федеральном округе Николай Винниченко в субботу встречался с главами крупнейших предприятий Урала - акционерами и директорами нефтяных компаний, промышленных предприятий, металлургических комбинатов, трубных холдингов, чтобы выслушать их проблемы.

 

Генеральный директор ОАО "УралАЗ" Виктор Корман, чье предприятие, как и вся автомобильная отрасль, сейчас крайне остро нуждается в спросе на свою продукцию, начал с проблем. Денег нет, банки за невозврат кредитов начисляют пени в размере 70% годовых. А тут еще гособоронзаказ уплывает КАМАЗу.

 

- Государство выделяет 12,5 миллиардов рублей для закупки автомобильной техники федеральными структурами. И здесь идет активная работа по лоббированию, и, в том числе, имеет место протекционизм, - заявил Корман, передает УралПолит.Ru. - У меня есть документы, где на уровне заместителя министра обороны есть решение о передаче всех этих объемов закупок по грузовой технике на поддержку одного предприятия – КАМАЗа. Это не справедливо. Сегодня УралАЗ является лидером в России по производству полноприводных автомобилей и базовым предприятием для армии. Тем не менее есть силы, которые пытаются перетянуть одеяло на себя.

 

Я подготовил соответствующее обращение и хотел бы поддержки, с целью получить прозрачное участие производителей в госзаказе.

 

Полпред пообещал, что лично пролоббирует перед министром обороны вопрос выделения квот УралАЗу при распределении госзаказа.

 

На том же совещании с уральской элитой полпред Винниченко остудил тех топ-менеджеров, кто косвенно поддержал рекомендацию президента Татарстана Минтимера Шаймиева не закупать автомобильную технику из других регионов и предлагающих ввести подобный региональный заказ у себя. "Такие ограничения в масштабах субъекта можно назвать промышленным шовинизмом, - сказал Винниченко. - Я считаю, нам этот опыт использовать нельзя. Шаймиев не прав. Он не в отдельном государстве живет. И я уверен, что его в ближайшее время поправят на самом верху".

 

Однако, у экспертов ухудшающееся положение УралАЗа и увеличение госзакупок челнинских грузовиков не вызывает удивления.

 

- В данном случае лобби КАМАЗа сильнее, - заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Борис Кузнецов, заведующий кафедрой "Экономика, организация и управление производством" ИНЭКА. - Во-первых, это, так скажем, не одинаковые заводы по своему стратегическому значению. КАМАЗ вполне может заменить во всех отношениях УралАЗ. Если смотреть по мощностям – челнинский автогигант произвел в прошедшем году 52 тысячи автомобилей, а уральский - 13. Во-вторых, у них автомобили не такие быстроходные как камазовские. Они уступают нашим по многим характеристикам. Поэтому вполне обосновано оснащение армией именно "КАМАЗом". Деньги распределяет минобороны, ему и решать. У "Уралов" есть хорошее качество - высокая проходимость, то есть, его можно использовать, например, на лесозаготовке.

 

В-третьих, в условиях, когда кризис только усугубляется, имеет место быть безработица в Свердловской, Челябинской областях, подобные обвинения могут быть. Но и Челны оказался не в лучшем положении. Не забывайте, что речь идет о полумиллионом городе.

 

Как писала газета «БИЗНЕС Online», в декабре за два дня до прошедшего в Набережных Челнах правительственного совещания по поддержке российского автопрома с участием премьер-министра Путина состоялась знаковая встреча. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев в Казани принял главу госкорпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова. Он, как известно, близок к Путину. Чемезов входит в состав директоров КАМАЗа, а корпорация является его крупнейшим акционером. Уже через неделю после той встречи стало известно, что в 2009 году порядка 10 тысяч "КАМАЗов" будут отправлены в министерство обороны, МЧС и МВД.

 

Так что в пользу автогиганта из Татарстана играет и близость к российским властям. Очевидно, что российская армия продолжит пересаживаться на челнинские грузовики, а КАМАЗ может стать базовым предприятием для армии.

 

Владимир Казанцев