Создатель и директор школы «СОлНЦе» Павел Шмаков Создатель и директор школы «СОлНЦе» Павел Шмаков Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я прекрасно понимаю положение мигранта!»

К инициативе о запрете зачислять детей мигрантов в школы без знания русского языка отношусь отрицательно. Я сам 11 лет жил в Финляндии. Помню свои первые 3–4 года, когда плохо знал язык. Я понимал, что ко мне тоже большое количество финнов относится плохо. Было тяжело, надо мной посмеивались! Когда я был учителем и неправильно слова произносил, надо мной смеялись дети! Но, слава богу, общая политика государства была разумной.

Когда я учил финский язык, был в группе, где ни один человек не знал на нем ни слова, а все занятия проходили только на финском. Но через некоторое время мы начали понимать преподавателя. Это совершенно нормальная вещь, это международная практика. Многие-многие десятилетия во многих странах мира есть гигантские потоки мигрантов. А у нас решили бороться с детьми. Это ужасно!

В той же Финляндии мой ребенок изучал русский язык. Таких учащихся было мало. Их на такси собирали по другим учебным заведениям в одну школу, чтобы провести урок русского, а потом развозили обратно. Это совсем нетрудно. В нашей стране, и уж точно в нашей совсем не бедной республике с транспортом все хорошо. Разве мы не можем развозить детей, собирать их для уроков узбекского, таджикского и потом развозить обратно?

Нельзя настраивать никого против людей другой национальной группы! Я прекрасно понимаю положение мигранта, ему трудно. А кто сейчас рядом с мигрантами, кто их защищает? Их же опасно защищать! Большинство людей привыкает бояться, как в 1937 году.

Человек любой национальности прекрасен, разные культуры — это хорошо. Когда количество ребят другой национальности не превышает определенной нормы, другие дети спокойно к этому относятся «Человек любой национальности прекрасен, разные культуры — это хорошо. Когда количество ребят другой национальности не превышает определенной нормы, другие дети спокойно к этому относятся» Фото: «БИЗНЕС Online»

«У ребенка очень гибкий мозг. Достаточно трех месяцев, чтобы школьник уже начинал говорить!»

Необходимо не запрещать учиться детям, не знающим русского языка, а распределять их равномерно по школам. Чтобы не было «гетто», где живут люди одной национальности. Татарстан достаточно добрый регион. У нас между собой в целом достаточно мягкие, добрые отношения, да и мигрантов не так много. Но и здесь нельзя допускать того, чтобы в одном классе было 10 иностранцев и 10 русских детей. Вот это неправильно, тогда они будут общаться только между собой.

Оптимально, когда в классе не больше 2–3 детей мигрантов. В такой среде ребенок, не знающий языка, очень быстро адаптируется. У ребенка довольно хороший гибкий мозг. Достаточно трех месяцев, чтобы школьник уже начинал говорить!

Есть гениальная идея первого президента РТ Минтимера Шаймиева создавать полилингвальные комплексы. Но, как вы знаете, любую гениальную идею можно легко опорочить одним исполнением. Теперь в этих школах по 30–40 детей в классах. Часть из них бежит к нам. Полилингвальная школа хорошая, когда в классах не больше 25 человек! Здесь так же.

Человек любой национальности прекрасен, разные культуры — это хорошо. Когда количество ребят другой национальности не превышает определенной нормы, другие дети спокойно к этому относятся. Другое дело, когда таких учеников будет 10, тогда они начнут создавать свои сообщества, защищаться, когда их станут обижать, и нападать в ответ. Нам необходима нормальная градостроительная политика, методы размещения в школах. Это вопросы, которые взрослые должны решать между собой, не нападая на детей.

Далеко ходить не надо: меня буквально 10 дней назад сбила машина, за рулем был мигрант. Без сомнения, он был неправ: мужчина на меня наехал, накричал, уехал с места аварии. Это все плохо. Но важнее другое: он не смог припарковаться, потому что перед школой стоят 15 незаконно припаркованных машин. И ГАИ к этому относится равнодушно! Мигранта оштрафуют, накажут, конечно, но, когда нужно сделать так, чтобы дети были в безопасности перед школой, правоохранители не работают! Нельзя путать ненависть к мигрантам, детям, людям другой национальности с плохой работой на местах.

Как можно ребенку запретить ходить в школу? Одно дело — разговор про родителей, почему они отказались от изучения русского языка. Но это вопрос взрослых! «Как можно ребенку запретить ходить в школу? Одно дело — разговор о родителях, почему они отказались от изучения русского языка. Но это вопрос взрослых!» Фото: © Svetlana Vozmilova / Global Look Press / www.globallookpress.com

«Наши политики начинают бороться с детьми: будь то квадробинг, телефоны в школах…»

Самый главный принцип — нельзя идти против ребенка. Это чрезвычайно важно. Это однозначно для любого учителя. Как можно ребенку запретить ходить в школу? Одно дело — разговор о родителях, почему они отказались от изучения русского языка. Но это вопрос взрослых!

А в данном случае наши политики начинают бороться с детьми: будь то квадробинг, телефоны в школах. К детским играм, если мы считаем их опасными, надо относиться профессионально и бережно. Важно, возможно, ограничить бизнес, неподконтрольно производящий товары для квадроберов. И как можно отбирать у детей сотовые? Вопрос же должен ставиться по-другому: как обезопасить их от вредной, опасной, недостоверной информации? В случае с детьми мигрантов нужно думать: как сделать так, чтобы эти ребята пошли в школу и не причиняли вреда другим учащимся?

Мой учитель однажды сказал: «В любом конфликте между взрослым и ребенком я буду рядом с ребенком». Я говорю: «А если он не прав, плохо поступил?». Он мне отвечает: «Так он же маленький, ты будь рядом с ним».