В Совете Федерации прошел круглый стол по теме «Доктрина многополярного мира против глобализма и трансгуманизма: задачи информационной политики» В Совете Федерации прошел круглый стол по теме «Доктрина многополярного мира против глобализма и трансгуманизма: задачи информационной политики» Фото: council.gov.ru

«Политика трансгуманизма приведет к тому, что мир превратится в антиутопию»

«На место христианства приходят новые либеральные догмы. Это новая социальная религия. Ее проводники проповедуют культуру отмены, практику политической травли противников. Это новая инквизиция», — с такой характеристикой происходящего в мире выступал накануне в Совете Федерации председатель комиссии по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков. Он открывал круглый стол по теме «Доктрина многополярного мира против глобализма и трансгуманизма: задачи информационной политики», куда, по его словам, пригласили представителей двух направлений интеллектуальной мысли: «физиков» и «лириков». Сам парламентарий, разумеется, представлял лагерь «лириков».

Пушков долго рассуждал, что основой переломного исторического момента стала технологическая и информационная революция. По его словам, Запад отказывается от христианства, гуманизма и демократии в пользу новой социальной религии, трансгуманизма и тотального контроля. Политика трансгуманизма приведет к тому, что мир превратится в антиутопию, высказал свои опасения сенатор.

Пушков долго рассуждал, что основой переломного исторического момента стала технологическая и информационная революция Пушков долго рассуждал, что основой переломного исторического момента стала технологическая и информационная революция Фото: council.gov.ru

Слово от «физиков» взял президент национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, брат председателя совета директоров банка «Россия» и совладельца страховой компании «СОГАЗ» миллиардера Юрия Ковальчука и дядя председателя Счетной палаты РФ Бориса Ковальчука. «Модель технологического мира, которая сегодня работает, — это модель расширенного производства: произвел, выбрасывай, покупай новое. Ее запустило изголодавшееся человечество после Великой Отечественной войны. И фактически она была направлена на удовлетворение нужд „золотого миллиарда“. И в этом случае ресурсов хватило бы на бесконечно большой срок, — объяснял спикер. — Но как только одна страна, такая как Индия, выйдет на уровень потребления энергии, равный потреблению США, в мире наступит ресурсный коллапс. На глазах Запада Китай и Индия пересели с велосипедов на автомобили, показалось дно». Распад Советского Союза привел к тому, что ялтинско-потсдамское (двуполярное) мироустройство закончилось, начал формироваться многополярный мир. «Мне было очевидно, что устойчивость для американцев — существование Советского Союза», — вспоминал события 30-летней давности Ковальчук.

После распада СССР Запад жил иллюзиями собственной исключительности, тогда как Россия за это время возродила свою инфраструктуру для крупных научных проектов, убеждал присутствующих президент Курчатовского института, заверяя, что через несколько лет отечественные исследовательские установки станут лучшими в мире. Так, по его словам, уже сейчас у нас самая чистая в мире энергетика. «Никто не топит газом: они углем топят, а мы — газом. Кроме газа, у нас гидроэлектростанции и атомные. У нас выбросов нет! Второе — у нас самая большая площадь лесов. Это означает, что мы поглощаем углекислый газ — нам его не хватает. Они нам платить должны за то, что мы „чистим“ планету, а нам назначают квоты», — сокрушался Ковальчук.

Еще один ресурс, который становится яблоком раздора в современном мире, — электричество. «Цифровизация — это деление мира на богатых и бедных. На богатых энергетически и тех, кто может купить ее (энергиюприм. ред.). По их сказкам, в мир цифровизации войдет не так много стран. <…> Бойня идет из-за чего? Глобально за доступ к ресурсам. Военная колонизация сменилась технологическим порабощением. О нас они споткнулись».

Официальный представитель МИД Мария Захарова поставила в вину Западу то, что он сконцентрировался на изгнании из информационной среды науки, занялся подменой понятий и решает наделить искусственный интеллект правами Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова поставила в вину Западу то, что он сконцентрировался на изгнании из информационной среды науки, занялся подменой понятий и решает наделить искусственный интеллект правами Фото: council.gov.ru

«Мы по-прежнему являемся цифровой колонией»

Президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская была менее оптимистична по поводу того, насколько Россия технологически независима и все импортозамещает. «В области информационных технологий мы по-прежнему являемся цифровой колонией», — сделала неутешительный вывод спикер. Многие компании по-прежнему продолжают использовать импортное. Это объясняется тем, что заменить все оборудование и ПО на отечественное — сложная задача, тем более если нужно обеспечить непрерывность производства. Касперская указала на отсутствие системного подхода в импортозамещении технологии: «Есть один центр компетенции по импортозамещению индустриальному, второй — базовых систем: операционных, управления данными, информационной безопасности. И каждый центр все развивает самостоятельно…» Кроме того, Россия по-прежнему зависима от Open Source, что Касперская тоже считает частью «цифровой колонии».

Вторая (уже давно наболевшая) тема — нехватка кадров в сфере IT. По ее мнению, их могло бы хватить, если бы айтишники не бежали за границу. «До сих пор мы выпускаем наибольшее количество инженеров в год. И на самом деле стране могло бы их хватить, если бы значительная их часть не отправлялась за рубеж <…> В голове наших граждан Запад по-прежнему — это ступень вверх», — разочаровано констатировала Касперская. Но не только в Европу и Америку готовы ехать светлые умы. «Многие начали ехать в Китай. А китайцы стали делать многое, чтобы „высасывать“ наши мозги», — предупредила она.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова поставила в вину Западу то, что он сконцентрировался на изгнании из информационной среды науки, занялся подменой понятий и решает наделить искусственный интеллект (ИИ) правами. «До этого невозможно было манипулировать тематикой ИИ, рассказывать о том, что это человек будущего, новый субъект отношений. Ученые бы вернули дискуссию в нужное русло», — заявила она. России, по ее мнению, необходим собственный искусственный интеллект, воспитанный на российских ценностях, поскольку «очевидно, что разработки, основанные на западных массивах данных, на их морально-этических нормах, лишены научной базы».

«Основное, чем конкурирует тот же YouTube, — это совершенно великолепные, чрезвычайно продвинутые технологии, в которые вложены гигантские деньги, потому что он поддерживался государством» «Основное, чем конкурирует тот же YouTube, — это совершенно великолепные, чрезвычайно продвинутые технологии, в которые вложены гигантские деньги, потому что он поддерживался государством» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Чтобы мы показали всю свою мощь, нужно, чтобы нас побили!..»

Член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества, IT-предприниматель Игорь Ашманов предложил начинать с малого — с видеохостингов: «Это очень важная вещь в отношении информационной политики, потому что бо́льшая часть нашего населения все воспринимает через видосики». По его словам, заявления российских видеосервисов, рапортующих об увеличении аудитории после замедления YouTube, «фальшивые». Помимо серверов, слабо выдерживающих наплыв пользователей, новые хостинги не могут порадовать и контентом. «Мы медийная колония до сих пор! У нас и голливудские фильмы по-прежнему доминируют в показах и через интернет, и в кинотеатрах», — отметил Ашманов.

Бессмысленным спикер назвал конкуренцию российских видеосервисов между собой: «Основное, чем конкурирует тот же YouTube, — это совершенно великолепные, чрезвычайно продвинутые технологии, в которые вложены гигантские деньги, потому что он поддерживался государством». Это, по мнению Ашманова, и мешает выйти российским видеосервисам на новый уровень. «Считается, что данные ресурсы должны быть окупаемы. Это демонстрирует общее отношение нашего государства к технологической базе. Мы не можем разрабатывать операционную систему частными руками. Такое невозможно», — объяснял предприниматель.

От информационного противостояния участники плавно перешли к противостоянию идеологическому. Президент фонда изучения исторической перспективы Наталия Нарочницкая заявила, что если в сфере экономики, товаров и технологии западному миру может быть больше интересен Китай, то Россия для него «мировоззренческий враг номер один». «Мы выросли из того же апостольского христианства. Великая европейская культура, скажем, герой Шиллера и персонаж Достоевского, мучительно переживающий понятие чести, достоинства, добра, зла, грани между грехом и добродетелью, — это люди одной христианской религиозно-философской системы ценностей!» — отметила она.

РФ, по мнению историка, может претендовать на мировое лидерство, потому что она воспроизводит планету. «Мы редуцированная копия мира, с ее великими перепадами в культуре! Вечная мерзлота и пустыня, бешеное богатство и средневековый быт на огромной части нашей страны!» Поэтому Нарочницкая полагает, что России надо не соревноваться за лидерство в какой-то из сфер, а искать свою исключительность: «Я все время прихожу к выводу, что для того, чтобы мы показали всю свою мощь и силу, как Илья Муромец, который лежал на печи, нам нужно, чтобы нас побили очень сильно! Иначе [мы] какой-то коллективный Емелюшка!»