«Я купил билет в Даламан за 8,7 тыс. рублей, супруга на неделю позже приобрела билет на тот же рейс за 5 тыс. рублей, тарифы рейсов до Антальи в день вылета упали до 4 тыс. рублей» «Я купил билет в Даламан за 8,7 тысячи рублей, супруга на неделю позже приобрела билет на тот же рейс за 5 тысяч рублей, тарифы рейсов до Антальи в день вылета упали до 4 тысяч рублей» Фото: «БИЗНЕС Online»

Сейчас покупать авиабилеты туда-обратно выходит дороже, чем отдельно

Я считаю себя путешественником, а не туристом. В чем отличие? Путешественник обычно не возвращается в пройденные им места, но иногда бывают исключения. Для меня это турецкая Месопотамия. Впервые часть ее (города Антеп, Мараш, Урфа) я посетил со старшим сыном в феврале 2018 года. Во второй раз в октябре 2020-го побывал в Мардине, Мидьяте, Диярбакыре, Антепе. И в третий раз в октябре этого года решил показать эти места супруге и младшему сыну.

Сейчас покупать авиабилеты туда-обратно выходит дороже, чем отдельно, а цены на чартерные рейсы скачут вверх-вниз вне зависимости от даты вылета. Я купил билет в Даламан за 8,7 тыс. рублей, супруга на неделю позже приобрела билет на тот же рейс за 5 тыс. рублей, тарифы рейсов до Антальи в день вылета упали до 4 тыс. рублей.

Мы выгодно купили билеты в одну сторону, надеясь, что обратно будем возвращаться в начале ноября, когда часть россиян полетят в Турцию, а на билеты в Россию, наоборот, будет спрос меньше и цены упадут. Но этого не произошло. Получилось как в поговорке «вход — рубль, выход — два», а в моем случае даже четыре. Я назвал это «турецкий капкан», или «заходи — не бойся, выходи — не плачь».

Чартерный рейс турецких авиалиний был ночной, в пятичасовом полете предлагали напитки и турецкие бутерброды с сыром. В 7 утра мы приземлились в аэропорту Даламана.

Изначально я планировал сразу поехать в Мардин, но на автобусе это заняло бы почти сутки, а перелеты по Турции значительно подорожали. Если билет на автобус Даламан — Мардин стоит в районе 1 тыс. tl (1 лира ~ 3,5 рубля, курс меняется) т. е. 3,5 тыс. рублей, то цена билета на самолете с пересадками — 28 тыс. рублей. Поэтому решили сначала доехать до Антальи, там переночевать у друзей. Т. к. российские банковские карты не работают в Турции, разменяли немного долларов в аэропорту (по курсу 1 доллар — 27 tl), доехали за час до Фетхие (отсюда рейсов до курортного центра больше, чем из самого Даламана), а из Фетхие в течение 15–20 минут тронулись автобусом до Антальи. Погода радовала жарой в 30 градусов по сравнению с Казанью, из которой мы уезжали при плюс 3. Автобус проезжал по ущельям гор, иногда чуть касаясь берега Средиземного моря.

Судя по ценам в обычных кафе Антальи, этот туристический город и вся провинция стали одними из дорогих в Турции «Судя по ценам в обычных кафе Антальи, этот туристический город и вся провинция стали одними из самых дорогих в Турции» Фото: Martin Siepmann/imageBROKER.com / www.globallookpress.com

«Индекс симита»: заморить червячка за 50 рублей

Отдохнув, вечером вышли прогуляться на многолюдную городскую набережную Антальи. Часто слышалась русская речь. Ужин в кафе для троих взрослых и ребенка состоял из куриного супа, тантуни (популярный турецкий фастфуд из мяса и помидоров), шашлыка из курицы, жареной картошки, овощных закусок и четырех стаканчиков (армуду) чая. Все обошлось в 600 tl (2,1 тыс. рублей).

У турок есть свое подобие индекса биг-мака, это цена симита (бублика) и стаканчика чая, составляющих турецкий завтрак на минималках. Цена симита или погачи (маленькой булочки с начинкой) сейчас составляет 10 tl (35 рублей), чая — 7–10 tl (24,5–35 рублей).

Судя по ценам в обычных кафе Антальи, этот туристический город и вся провинция стали одними из самых дорогих в Турции. Искандер-кебаб (тонко нарезанная баранина-гриль на лаваше, полита острым томатным соусом, топленым маслом из овечьего молока и йогуртом) — 160 tl (560 рублей), шалгам сую (напиток из красной репы, закваски, молотого булгура и черной моркови с добавлением соли) — 25 tl (87,5 рубля), лаваш с начинкой из говядины дюрюм — 110 tl (385 рублей).

Из Антальи в Мардин вновь поехали на автобусе. Руководство Турецкой Республики всегда делало акцент на развитии наземных пассажирских перевозок. Но когда в 2020-м цены на внутренние авиаперелеты снизились, люди стали предпочитать самолеты. Многие автобусные фирмы разорились, широкая сеть остановок с инфраструктурой — кафе, мечетями, магазинчиками, туалетами — опустела. Перевозчики в конкурентной борьбе начали переоборудовать автобусы в формат 2+1 (ряд с двумя широкими креслами и ряд с одинарными креслами), с ТВ-монитором у каждого места, бесплатным Wi-Fi. Но после сильного скачка цен за последний год многие пассажиры вновь переориентировались на автобусы, чем кое-кто не преминул воспользоваться. Нам подали автобус 2+2, объяснив, что заявленный более высокого класса шаттл сломался. Ехали медленно, собирая пассажиров по всему побережью турецкого Средиземноморья, только к утру достигли юго-востока Турции. В районе города Урфы на остановке позавтракали в кафе: чечевичный суп — 60 tl (210 рублей), серпме кахвалты табагы (тарелка с ассорти из помидоров, огурцов, яйца, сыра, оливок, варенья, сливочного масла и т. д.) — 110 tl (385 рублей), стакан чая — 20 tl (70 рублей), банка пепси — 30 tl (105 рублей).

Вид на Мардин, внизу церковь Вид на Мардин, внизу церковь

Мардин — город тысячи ступеней

После 20-часовой поездки за 700 tl (2 450 рублей) мы оказались в сказочном городе на склоне горы. Первое поселение крепости относится примерно к 4500 году до н. э., тут пережили завоевательские походы исчезнувших ныне народов: шумеров, вавилонян, хеттов, скифов… Сейчас в городе проживают чуть больше 80 тыс. человек: курды и арабы, в меньшинстве турки и ассирийцы. Здесь я увидел отличный от турецкого, ассирийский символ сглаза: бирюзовый круг с двумя отверстиями посередине.

Мардин, Улу-Джами (Большая, Великая мечеть) Мардин, Улу-Джами (Большая, Великая мечеть)

Мардин находится под защитой ЮНЕСКО, поэтому в исторической его части время как будто застыло в Средневековье. Мощенные камнем узкие улицы убегают под ногами ступенями вверх и вниз, мимо своеобразных мечетей и церквей, которых в этом маленьком городе порядка 10.

Жилой дом в Мардине Жилой дом в Мардине

Возможно, вы слышали об одной из главных достопримечательностей Мардина — полуразрушенной крепости «Орлиное гнездо». Но взглянуть даже на остатки былого великолепия нельзя — на территории находится военная база с мощным радаром НАТО, попасть туда без специального разрешения невозможно. Поэтому мы отправились к подножию крепости, в медресе Зинджирие, основанное в 1385 году эмиром Исой Беем. Вход — 10 лир (35 рублей). Отсюда открывается панорамный вид на город, это «паломническое» место новобрачных.

Уличные музыканты в Мардине Уличные музыканты в Мардине

Что еще стоит посмотреть? Такси за 800 tl (2,8 тыс. рублей) свозило нас в монастырь V века Дейрулзафаран (Шафрановый монастырь) в 5 км от города (билет стоил 80 tl — 280 рублей). Это один из старейших христианских монастырей, основанный на месте древнего зороастрийского храма Солнца, причем и ныне действующий. Поэтому внутри туристам покажут только несколько пустующих помещений, но даже само громадное строение великолепно.

Тюрьма в городе Дара Тюрьма в городе Даре

В паре километров от Мардина можно посмотреть комплекс медресе Касимие XV века. Вход — 10 tl (35 рублей). В 40 км к юго-востоку расположен древний римский город Дара. Здесь можно увидеть древний некрополь, подземную цистерну и подземную тюрьму, а также недавно археологи откопали ворота города. Не будем забывать, что Месопотамия — колыбель человечества, эти места богаты археологическими артефактами. Познакомиться с находками можно в местном историческом музее.

Ночной Мардин Ночной Мардин

Где перекусить? Советую кафе домашней кухни «Султан Софрасы», расположенное на главной туристической улице Джумхуриет. Мы взяли Мардин-кебаб, два плова, два айрана и за все отдали 330 tl (1 155 рублей). В кафе «Хаджи Гази Кебаб» у мечети Шахидие заказывали Мардин-табак (ассорти кухни местных блюд), айран, шалгам сую. Завершить вечер можно за чашечкой крепкого кофе по-ассирийски на террасе какого-нибудь кафе с панорамным видом.

Действующий монастырь Дейрулзафаран в Мардине Действующий монастырь Дейрулзафаран в Мардине

Конец туристического сезона сыграл нам на руку. Двухместный номер с завтраком в отеле в центре нашли без труда — за 1 500 tl (5 250 рублей). В плане еды в Турции, как и принято на Востоке, действует «правило щедрой руки»: завтрак нам приносили на троих (включая ребенка) на террасу с панорамным видом на поля у границы Сирии.

В качестве сувенира можно приобрести мыло ручной работы — его тут варят из натуральных ингредиентов вроде молока ослицы, оливкового масла, серы и т. д. Цена — 20–50 tl (70–175 рублей). Также Мардин известен своими одеколонами: из черной розы, граната (цена — 50 tl, или 175 рублей), выращенным здесь же миндалем, а на базаре продается симпатичная летняя обувь из натуральной кожи ручной работы (450 tl, или 1 575 рублей).

Некрополь в Урфе (сначала языческий, потом раннехристианский) Некрополь в Урфе (сначала языческий, потом раннехристианский)

«Десерт проститутки» в славной Урфе

Когда пошла традиция к исконным названиям городов Турции добавлять прилагательное, Урфа приобрела название Шанлыурфа (шанлы означает «славный», в честь сопротивления ее граждан британским и французским войскам в конце Первой мировой войны). Урфу называют городом пяти пророков, местом рождения Авраама (пророк Ибрагим) и местом, где царь Нимрод кинул Авраама в огонь, но огонь превратился в озеро, а дрова — в рыб. А по историческим данным, Урфа была основана как город под названием Эдесса царем Селевкидов Селевком I Никатором в 303 или 302 году до н. э.

Бывшая церковь, теперь мечеть, рядом с местом сожжения Авраама, Урфа Бывшая церковь, теперь мечеть, рядом с местом сожжения Авраама, Урфа

В Урфу мы доехали за пять часов и 600 tl (2,1 тыс. рублей), но меня влекло дальше, за 40 км, в библейский Харран. Современное поселение в нескольких километрах от изначальных границ справедливо называть поселком, и живут там преимущественно арабы. А когда-то Харран был одним из древнейших городов мира, на границе между месопотамской и анатолийской культурами, так что раскопки тут идут непрерывно. Самое интересное на поверхности — дома из самана, похожие на ульи, которые тысячелетиями здесь строили по неизменной технологии. Они сохраняют прохладу даже в 50-градусный зной.

Старые дома Харрана Старые дома Харрана

Супержаркий климат повлиял и на местную кухню — наверное, она здесь самая острая в Турции. Цены ниже, чем в Анталье и Мардине. Популярный Урфа-джигер-кебаб (из печени), лахмаджун (фарш со специями на лепешке), три айрана, жареный картофель — за все про все отдали 405 tl (1 417,5 рубля).

Священное озеро со священными карпами, место сожжения царем Нимродом Авраама, Урфа Священное озеро со священными карпами, место сожжения царем Нимродом Авраама, Урфа

Совет: в больших городах Турции есть сосьял тесислэр (муниципальные кафе), в которых вкусно, чисто и недорого. Наш обед за 235 tl (822,5 рубля) там включал Урфа-табагы (ассорти местных блюд), долму из перца, два айрана, два чая и шыллык татлысы, что переводится как «десерт проститутки». Нам говорили, что сначала лакомство называлось «шилеки» (на курдском значит «влажный»), но потом вот так трансформировалось. На вкус, однако, все прилично: напоминает наши блины, фаршированные орехами и щедро пропитанные сладким сиропом. За ужином решили шикануть: заказали ассорти из приготовленного на мангале мяса, печени, кебабов, курицы, несколько видов салатов, закуски, айран. Заплатили 940 tl (3 290 рублей).

Урфа-табак (ассорти местной кухни) в муниципальном кафе Урфа-табак (ассорти местной кухни) в муниципальном кафе

Отель в Урфе с видом на Балыклы-Гёл и старую крепость — 900 tl (3 150 рублей) за двухместный номер с завтраком. Прямо с его террасы можно было увидеть множество пещер на склоне горы. Это некрополь, сначала языческий, потом ранних христиан. На стенах пещер сохранились изображения павлинов и кентавров.

Урфа, две колонны, откуда якобы сбросил в огонь Авраама царь Нимрод Урфа, две колонны, откуда якобы сбросил в огонь Авраама царь Нимрод

Навстречу 100-летию Турецкой Республики

Проехали мы и через Мараш, который в древности являлся столицей сиро-хеттского царства Гургум. Во времена Римской и Византийской империй город назывался Цезария Германикея. А в наши дни Мараш стал печально известен по всему миру как один из наиболее пострадавших при землетрясении 2023 года. О трагедии напоминают мечети с полуобрушенными минаретами и разбитые дома на исторических улицах, в том числе кондитерская «Яшар Пастанеси», где появилось знаменитое мороженое Мараш.

Утренний город Мараш Утренний город Мараш

Но жизнь продолжается, за печалью приходит светлая полоса. Праздник в честь 100-летия Турецкой Республики мы встретили в Антепе, в торговом центре, который буквально бурлил людьми. Весь ТЦ был украшен шарами под цвет турецкого красного флага и многочисленными портретами Ататюрка, играла торжественная музыка.

Антеп — прежнее название Газиантепа, но в народе оно до сих пор в ходу. Он является вероятным местом расположения эллинистического города Антиохия-ад-Таурум (Антиохия в горах Тавр). Этот город мало известен российским туристам, но любители турецких сериалов могли его видеть, к примеру, в кадрах «Зимородка».

У самих турок Антеп считается Меккой турецкой кухни. Здесь готовят, пожалуй, лучшую в стране баклаву. Рекомендую попробовать также десерт Катмер — в тонкое тесто кладут дробленые фисташки, каймак и запекают в духовке. Получается сытный природный афродизиак.

Католическая церковь на улице Истикляль (Стамбульский Арбат) в Стамбуле Католическая церковь на улице Истикляль (Стамбульский Арбат) в Стамбуле

Стамбул: проверка на дорогах

Расстояние по прямой от Антепа до Стамбула — 1 146 км, цена билета — 950 tl (3 325 рублей). Т. к. маршрут проходил через Анкару и другие города Турции, поездка затянулась на 17 часов. При въезде в крупные города страны стоят пункты полиции, которые проверяют документы пассажиров. Особый контроль при въезде в приграничные с Сирией города, потому что оттуда идет основной поток нелегальных беженцев в Турцию. К примеру, при въезде в Урфу стюард автобуса собрал документы всех пассажиров и передал на проверку полиции. Мои документы проверили уже при покупке автобусных билетов в Мардине, даже посмотрели дату въезда в Турцию. На дистанции Антеп — Стамбул полицейская проверка была 3 раза.

Ставрида, Стамбул, район Каракёй Ставрида, Стамбул, район Каракёй

На Стамбул оставалось полтора дня — прогулку по городу и шопинг с целью запастись подарками на следующее утро я начал с завтрака в кафе в Кадыкёй: су бореги (водяной пирог с начинкой из брынзы) и два чая. В кондитерской «Каракёй Гюллюоглу» за кило классической баклавы с фисташками пришлось выложить 670 tl (2 345 рублей). В Сиирт Пазары (Рынок Сиирта) возле мэрии Стамбула я обычно покупаю овечье-козий сыр, который созревает 6 месяцев под землей в глиняных сосудах, — 300 tl (1 050 рублей) за килограмм. Везут его из самых восточных районов Турции, что на границе с Ираном. Ужин также был здесь: две порции кебаба из баранины, которую запекают в тандыре, и катмер на десерт.

Антиизраильские настроения в Стамбуле Антиизраильские настроения в Стамбуле

Резюмируя траты: цены в Турции за год значительно выросли, что неудивительно с реальной (неофициальной) инфляцией выше 100%. Проезд в автобусе в Стамбуле стал 15 tl (52,5 рубля), в метробусе — 19 tl (66,5 рубля). Цена килограмма мяса в мясных лавках начинается с 300 tl (1 050 рублей), турецкий батон — 8 tl (28 рублей), мешок сахара в бюджетной сети магазинов А101 — 135 tl (94,5 рубля за 1 кг), упаковка макарон — 11 tl (38,5 рубля за 500 г), рис — 21 tl (73,5 рубля за 1 кг), молоко 3,5% — 26 tl (91 рубль за 1 л), масло сливочное — 240 tl (840 рублей за 1 кг).

Возвращение домой: махачкалинские сюрпризы

Обратно летели через столицу Дагестана и, прочитав новости о событиях в аэропорту Махачкалы, конечно, встревожились. Слава богу, все рейсы вылетели по расписанию. На паспортном контроле в Махачкале каждого прилетевшего из Стамбула держали долго с опросами, но эксцессов не было. В здании аэровокзала и вокруг было тихо, правда, бросалось в глаза обилие представителей силовых структур. Но окончательно расслабились, увидев посадочные огни родного аэропорта им. Габдуллы Тукая. Все, мы дома!

Хайрат Джеляль