За 11 месяцев 2008 года выпадающие доходы Горьковской железной дороги, возникающие вследствие государственного регулирования тарифов в пригородном  железнодорожном сообщении, составили 799 млн. рублей.

На ГЖД действуют договоры об организации пригородных пассажирских перевозок с 9 субъектами Российской Федерации: Нижегородской, Кировской, Свердловской, Рязанской областями и республиками Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Башкортостан и Мордовия. В соответствии с этими договорами стоимость проезда в пригородном железнодорожном транспорте регулируется государством, и производятся частичные компенсации выпадающих вследствие такого регулирования доходов.

С администрациями Владимирской области, Пермского края и Чувашской Республики такие договоры не заключается, убытки, достигшие за 11 месяцев 118 млн. рублей, регионы не компенсируют. Администрации других субъектов Российской Федерации, расположенных в зоне тяготения ГЖД, компенсируют их частично.

Так, в текущем году за 11 месяцев Нижегородская область компенсировала 108,2 млн. рублей убытков, Кировская область – 35,3 млн. рублей, Свердловская – 0,95 млн. рублей, Рязанская область – 0,18 млн. рублей, Республика Татарстан – 112,5 млн. рублей, Марий Эл – 1,9 млн. рублей, Башкортостан – 5,6 млн. рублей, Мордовия – 0,8 млн. рублей. Удмуртская республика в счет погашения убытков от пригородных перевозок финансирует строительство вокзала ст. Ижевск – 50,6 млн. рублей.
В целом из 799 млн. рублей убытков, понесенных Горьковской железной дорогой в процессе организации пригородных перевозок, региональными администрациями компенсированы 316 млн. рублей.

В прошлом году убытки Горьковской железной дороги от организации пригородных перевозок составили 872 млн. рублей, а компенсации из региональных бюджетов – 185 млн. рублей.

ГЖД будет продолжать работу по поэтапному переходу к 2010 году на 100%-й уровень компенсаций выпадающих доходов дороги из региональных бюджетов на основе уже действующих долгосрочных соглашений с администрациями субъектов РФ и соглашений, заключаемых на 2009-2011 годах, сообщила служба по связям с общественностью ГЖД.

***

Пассажирские перевозки в пригородном железнодорожном сообщении являются планово-убыточным видом деятельности, поддерживаемым перекрестным субсидированием за счет финансового результата ОАО "РЖД".

В 2008 году объем выпадающих доходов ОАО "РЖД" ожидается в размере более 34 млрд. рублей (в 2007 году - 27,7 млрд. рублей (без учета компенсаций).

Существующие объёмы финансирования пригородного комплекса позволяют поддерживать инфраструктуру, но не развивать её. Это в ближайшем будущем может привести приведёт к старению инфраструктуры с 68 до 75%.

Одним из важнейших аспектов сотрудничества ОАО "РЖД" с регионами России являются вопросы организации пригородных пассажирских перевозок.

Субъекты РФ, согласно федеральному законодательству, имеют право устанавливать тарифы на пригородные железнодорожные перевозки. В большинстве регионов эта сумма ниже фактической себестоимости перевозок. Поэтому субъекты РФ должны компенсировать железным дорогам те потери, которые они несут от государственного регулирования тарифов.

По итогам 2008 года возмещение потерь ОАО "РЖД" в доходах от регулирования тарифов на пригородные пассажирские перевозки со стороны регионов с учетом выделяемых пригородным компаниям средств ожидается в размере чуть более 2,6 млрд. рублей (в 2007 году – более 2,2 млрд. рублей).

В целях решения вопроса полного возмещения из региональных бюджетов потерь в доходах, связанных с перевозками пассажиров по регулируемым тарифам, в 2009 году ОАО "РЖД" планирует перейти на новую систему договорных отношений с субъектами РФ по обслуживанию пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении.

Принципиально важным для разработки и реализации политики в области транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении является разделение всего объема перевозок на два сегмента – государственный или социальный заказ (выполняемый на основе договора с субъектом Российской Федерации) и коммерческие перевозки.
Социальный заказ, под которым понимается не только перевозка граждан, имеющих льготы на проезд в соответствии с региональным законодательством, но и перевозка всех остальных граждан, осуществляемая по регулируемым тарифам, должен стать основой финансирования расходов компаний, осуществляющих пригородные пассажирские перевозки. При этом государство (субъекты РФ) должно само определять объёмы размеры движения составность и уровень комфорта электропоездов, расписание движения и другие параметры.

Социальный заказ выполняется на основании договоров на осуществление перевозок, заключаемых между перевозчиками и уполномоченными органами субъектов. Тарифы, применяемые в социальном секторе, регулируются государственными органами власти субъектов РФ.

Социальный заказ предполагает возмещение перевозчику за счет соответствующих бюджетов потерь в доходах, возникающих в связи с установлением льгот и преимуществ в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами субъектов, а также в результате государственного регулирования тарифов.

Выбор перевозчика должен осуществляться по результатам открытого конкурса, проводимого уполномоченным органом субъекта федерации. Предметом конкурса является право выполнения социального заказа на одном или нескольких направлениях пригородного сообщения.

Договор на осуществление социальных перевозок должен определять виды, объемные показатели и стандарты качества перевозок, тарифы и порядок их регулирования в период действия договора, ответственность сторон и другое.

Коммерческие перевозки осуществляются по тарифам, устанавливаемым самим перевозчиком.

В настоящее время данный проект обсуждается с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах и с губернаторами в регионах.

Кроме того, с настоящее время совместно с Минтрансом РФ подготовлены изменения в Закон о железнодорожном транспорте, где предусмотрено не право, а обязанность регионов регулировать тариф и выступать заказчиком перевозок. Уже к 2011 году регионы должны обеспечивать полное возмещение выпадающих доходов. С 2009 года субъекты закладывают в свои бюджеты не менее 50% выпадающих доходов, в 2010-м – 75%, в 2011-м – 100%.

***

В начале 2005 года в силу вступил Федеральный закон № 184, по которому организация и финансирование пригородного железнодорожного транспорта должны осуществляться за счет субъектов Федерации.

Дороги выступили с предложением к администрациям регионов принять соответствующий документ, учитывающий вступление в действие статьи №26.3. этого закона (статья относит организацию транспортного обслуживания населения в пригородном и межмуниципальном сообщении к полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации). По документу, региональные власти должны самостоятельно определять график движения поездов (расписание), устанавливать тарифы на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, возмещать перевозчику выпадающие доходы, определять правила допуска на маршрут, включающие технический осмотр транспортных средств, и другие вопросы.

Федеральный закон № 184 позволяет в случае отказа субъекта Федерации компенсировать затраты, понесенные дорогой в результате пригородных перевозок, магистрали так же отказаться от этого вида перевозок вообще либо сократить количество маршрутов.

ОАО "РЖД" и железные дороги, понимая свою социальную ответственность в реализации права граждан на свободу передвижения, на протяжении нескольких лет принимала убытки на себя и одновременно вела переговоры с региональными властями, надеясь на исполнение последним своих обязательств.