IMG_2039.jpg

СТРОИТЕЛИ-РАЗРУШИТЕЛИ И РУКОВОДИТЕЛИ-ПРАГМАТИКИ

Собрание логично было назвать посвященным трехлетию воссоздания (весна 2009 года) в Татарстане республиканского отделения всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ТРО ВООПиК).

Успехи «трехлетки» налицо, заявил в программном выступлении председатель ТРО ВООПиК, директор института истории АН РТ Рафаэль Хакимов. «Самое главное, - поменялась ментальность, взгляды руководителей разных рангов, - уверен он. - Если раньше мы больше выступали с протестными заявлениями и занимались отстаиванием памятников культуры, и у меня даже осталось так в душе, что строители ассоциируются с разрушителями, то сегодня более спокойная обстановка. И протесты общественности, и деятельность интеллигенции, прокуратуры, научных работников, - это все позволило немножечко повернуть руководителей в другую сторону».

Второй плюс. Памятники стали восприниматься, как объект, который приносит прибыль за счет туризма. «Когда говоришь «туризм», начинают прислушиваться, - отметил Хакимов. - Не скажу, что деньги дают, но, по крайней мере, обсуждают эту проблему».

Третье очко в актив – то, что «за это дело взялся сам президент республики». Перешел на светлую сторону силы, словом. Активным участником процесса охраны памятников стала прокуратура. «И не только по указанию сверху», - подчеркнул Хакимов. Депутатские «возгласы интеллигентов» превращаются в плановую работу и систематический контроль. Надежный партнер - общественная палата РТ. «Мэр города тоже повернулся лицом, работает с собственниками», - подметил Хакимов.

«Наша работа на тех же принципах будет продолжаться, - подытожил председатель. - С одной стороны, это конструктивная критика. С другой, - работа вместе с государственными структурами и общественными организациями над конкретными проектами, объектами».

IMG_2053.jpg

А ДОСКИ ГДЕ?

Отдельно Хакимов остановился на успешном ходе восстановления Свияжска и Болгара. Но его оптимизм не поддержал руководитель общества русской культуры РТ Александр Салагаев. По его мнению реставрация-реконструкция Свияжска отошла от концепции, принятой в 2006 году кабмином РТ. «Предполагалось, что это будет малый исторический город, сейчас же фактически возрождается сельское поселение, - пояснил Салагаев. По его мнению, все ограничивается лишь реставрацией, открытием музеев, а городской среды не создается. По мнению Салагаева, нужно строить дома и инфраструктуру для обслуживающих туристов людей, которых, по мировым нормам, должно быть в три-четыре раза больше, чем приезжих. «А что сейчас происходит? – возмущался Салагаев. - Посетили туристы один монастырь, второй, зашли в музей и все – деньги увезли с собой. Там податься некуда туристам. Предлагаю в решение нашего совета записать: обратиться в дирекцию музея-заповедника с предложением о возвращении концепции возрождения Свияжска как малого исторического города. Что-то по типу Городца в Нижегородской области. А сейчас Свияжск возрождается как современная деревня, хотя и с канализацией, водопроводом, газом».

И еще об одном важном моменте упомянул глава общества русской культуры. При подготовке к 1000-летию Казани («При массовом сносе исторических памятников», - напомнил Салагаев) в городе элементарно пропало много мемориальных досок знаменитым казанцам – например, университетским профессорам, Велимиру Хлебникову. Пусть домов, на которых были установлены эти доски, теперь нет, но их можно повесить на новых.

Будем надеяться, что решить вопрос поможет новый проект института истории. Об этом рассказал Хакимов. Надо расширять круг объектов охраны: это не только архитектура, но и историческая среда, и ландшафт. «Ландшафт не только своеобразный, но ландшафт, который дорог человеку, живущему в определенном населенном пункте, - разъяснил суть идеи Хакимов. - Может быть, современные архитекторы по-другому думают, но когда побываешь в каком-нибудь Манхэттене, жить не хочется, а в какой-нибудь спокойной деревне, среди ландшафта родного приобретаешь смысл жизни». Словом, объектов для охраны гораздо больше стандартных списков. Это должен показать новый («Считайте, что сегодня начали») проект по изучению истории всех без исключения населенных пунктов РТ – значимых и не очень, связанных с великими людьми или ими обделенных. «Это трудная работа, предупредил Хакимов, - пока нет аналогов по написанию такой истории, но мы это начали. Конечно, пройдет немало лет, но у нас много энтузиастов, они помогут написать историю даже тех населенных пунктов, которых сегодня уже нет».

IMG_2071.jpg

«И ВЕДЬ СЛОВО-ТО ПРОСТОЕ – «ОХРАНА»

Заместитель председателя ТРО ВООПиК Фарида Забирова рассказала о создаваемой сегодня стратегии развития сохранения историко-культурного наследия. В ней шесть приоритетов. 1. Каждое поселение ценно, каждый дом дорог. 2. Градостроительное регулирование при реконструкции исторического центра. 3. Объектам культурного наследия – доступность и безопасность. 4. Наследие, как основной элемент туристической инфраструктуры. 5 Специальная подготовка кадров для разных видов деятельности по сохранению наследия. 6. Активное привлечение широких масс населения к делу охраны памятников истории и культуры.

Переходя на конкретику, Забирова из очевидных задач выделила спасение Старо-Татарской и Адмиралтейской слобод. Между прочим, она сообщила, что уже готов проект реставрации дома Фукса, сегодня эти документы находятся на экспертизе.

Здесь, как обычно, с особым мнением выступил архитектор-градостроитель и краевед Сергей Саначин. «Давайте проведем совещание на тему: «Что такое Татарская слобода», - огорошил он. По мнению Саначина, процесс восстановления слободы надо «вывести из монополии архитекторов», сделать общественное рассмотрение и получить предложения еще и от жителей, социологов, экономистов. «Надо понять, что такое Татарская слобода, чтобы как-то двигаться дальше. А то некоторые места в слободе я уже не отличаю от Азино. То же самое – по Адмиралтейской слободе. Надо провести хорошее рассмотрение начальной концепции возрождения, прежде чем к этому приступят архитекторы - не с них надо начинать».

Далее речь Саначина и вовсе пошла вразрез с настроем большинства собравшихся: «Я считаю, что системы охраны исторического наследия, вообще-то говоря, не существует в России. Есть борьба за отдельные объекты, но как системная проблема она почему-то не обсуждается. Может быть, инициировать на федеральном уровне, по инициативе Казани, конференцию по реформе системы охраны наследия? Потому что все, о чем мы говорим, в том числе, и сегодня, - это пропаганда наследия, реставрация, а не охрана. И ведь слово-то простое – «охрана». Стоит охранник и охраняет. Но если ограбили банк, то это уже не охранник. У нас - то же самое. Но не буду углубляться в детали. Предложение такое: системно рассмотреть, - может быть, на федеральном уровне, а если не согласятся, то на уровне Татарстана, – реформу охраны нашего наследия».

IMG_2095.jpg

СОВЕТСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ И ЭТИКА АРХИТЕКТОРОВ

«БИЗНЕС Online» попросила экспертов «поставить оценку» прошлогодней деятельности ТРО ВООПиК.

Ольга Авксентьева - начальник отдела охраны памятников управления архитектуры и градостроительства Казани:

- Пятерку можно поставить за то, что к теме сохранения культурного наследия, которая так долго обсуждалась, привлечено особое внимание. Это, безусловно, положительное. А отрицательным я бы назвала стратегию, о которой сегодня рассказали. Нужно не только говорить, нужно помогать разрабатывать очень серьезные документы. И побольше переходить от общих слов к делу.

Николай Васильев - начальник управления архитектуры и градостроительства министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ:

- Я бы не стал оценивать плюсы и минусы, потому что эта тема не имеет предела - то, что мы хотим в области сохранения наследия, несопоставимо с тем, что можем. Но, в том числе, и поэтому, по сравнению с прошедшими годами, за 2011-й можно ставить сплошные плюсы - по отношению к тому, о чем мы раньше мечтали. Ведь, по большому счету, изменился сам менталитет общества.

О недостатках. Мы все продолжаем, в какой-то степени, оставаться в Советском Союзе – и по менталитету, и по тому, как мы охраняем. Наверное, пора что-то переосмыслить, иначе мы старыми подходами оторвемся от абсолютно нового сегодня общества. Вот это пора заметить. Надо менять подходы, ориентируясь на то, что есть сегодня. Без этого мы ничего не сохраним, и нас перестанут понимать.

Александр Салагаев – руководитель общества русской культуры РТ:

- Надо отдать должное, Старо-Татарской слободой реально занимались, студентов подключили, грант выиграли, добились спасения ряда точечных объектов, вроде дома Фукса. Ряд вопросов подняли в Адмиралтейской слободе, в частности, по дому Алафузова.

А неудовлетворительные вещи – это то же возрождение Свияжска, который восстанавливается как современное село. Другой минус – специфика развития охраны наследия в республике. В Чистополе – активная организация, а больше в Татарстане нигде ничего нет. Хакимов, пользуясь своими связями, мог бы создать отделения в Елабуге, Бугульме, Мензелинске, Лаишево и так далее.

Рафаэль Валеев - проректор Казанского государственного университета культуры и искусств по научной работе:

- Пятерку бы поставил за то, что удалось изменить общественное мнение. Во многом, это произошло благодаря мероприятиям ВООПиК. Начал меняться климат. Этот процесс я называю ледоходом. Можно об этом говорить, как о большом результате. По России такого движения нет. Если посмотреть по истории охраны наследия в России,то самые большие успехи были тогда, когда общественники и государство работали рука об руку. Сейчас такое движение началось. И это самое главное.

Удалось сдвинуть и большую проблему, которая называется концепцией дальнейшего развития. Почему это необходимо? Через 70 лет вновь появляются собственники, и они, конечно, по большей части, не заинтересованы в сохранении наследия. Поэтому очень важно выработать правила игры.

И есть еще одна важная задача – формирования этики архитекторов. Они все-таки должны научиться работать в этой исторической среде. Пока они себя самовыражают, а не выражают город.