Новоизбранный президент США Барак Обама озвучил свое намерение выделить $15 млрд. для спасения американского автопрома. Конечно, можно представить себе, что можно поддерживать банкротящиеся финансовые институты на плаву за счет финансовых же вливаний. Однако никакой санации на самом деле от этого не происходит. То есть эти институты не становятся здоровыми.
Для того чтобы любое финансовое учреждение выздоровело, от него нужно отрезать больной кусок. Хотя в результате денежных вливаний эти институты все-таки могут плавать. То есть ставится задача, чтобы все расчеты с кредиторами выполнялись вовремя, потому что как только организация становится неспособна выплачивать долг, она превращается в банкрота. Но как можно таким образом поддерживать на плаву промышленные компании в классическом смысле этого слова (такие как в автомобилестроении) понять просто невозможно. Если бы указанная мера носила разовый и сиюминутный характер, это одно дело. Допустим, если бы американские автомобильные гиганты залезли в долги. Тогда имело бы смысл их погасить. Однако у американских автомобильных компаний проблема не в этом.
Американский автопром как г…но не тонет
Проблема в том, что их машины не продаются по существующим ценам. Выход из ситуации только один — если цены на все остальные товары (включая комплектующие и стоимость рабочей силы) тоже упадут, и американские автомобили дешевле будет производить. При этом должен сохраниться какой-то платежеспособный спрос. Обычно так и происходит. Но лишь во время определенной фазы кризиса. То есть, какие-то предприятия разоряются, какие-то выживают или меняют владельцев, сокращают производство (соответственно, сокращается и спрос). В результате возникает некий новый баланс (на что может уйти от нескольких месяцев до многих лет) и предприятие начинает работать.
Спрашивается, какое отношение имеет вливание денег в таких феерических масштабах к санации американского автопрома? Это просто невозможно понять. На самом деле администрация Обамы придерживается прежней политики – поддерживать все на плаву. Г…но, как известно, не тонет. И пока оно будет плавать, мир будет продолжать жить в этой ситуации. А всякого рода игроки будут "позитивно реагировать" на новости. Например, мне нравится "позитивная реакция" по поводу плана Обамы, который "внушает оптимизм". Дескать, рынки выросли на 70%. А с чего бы это? Пока будет реализовываться план Обамы, они будут расти, а потом упадут в 20 раз больше, чем выросли. Понятно, что речь идет о спекулятивных играх.
Америка идет по пути строительства своей пирамиды ГКО
Те деньги, которые выбрасываются в американскую экономику,— это спекулятивные деньги. Еще раз повторю, если они будут реально оформляться в US treasures (то есть в государственные казначейские облигации США), которые сейчас очень неплохо раскупаются (потому что на фоне бумаг других эмитентов считаются вполне доходными), то рано или поздно привлекательность US treasures начнет страшно падать. Потом придется выплачивать прежде привлекательные проценты, а потом не платить их вовсе. Это — история наших ГКО. Ничем принципиально функционирование этих экономик не отличается друг от друга. Кроме масштабов.
Кстати говоря, экономические процессы гораздо легче изучать на малых масштабах и упрощенных моделях. Дело в том, что американские автомобильные компании неконкурентоспособны на мировом уровне. Как японцам, так и европейцам. Они давно им сильно проигрывают. А в некоторых сегментах рынка даже корейцам и китайцам. Их жизнеспособность определялась только благодаря нечеловеческой покупательной способности американского рынка за счет субсидированного спроса. А последнего больше не будет по-любому.
Во-первых, из-за того, что вы уже не можете субсидировать, или потому, что вы устроили такую инфляцию, что, сколько не субсидируй, своей каждой последующей субсидией вы обесцениваете все предыдущие. Это тоже известная история, она известна на учебной модели под названием "Россия". Нам это объясняли некоторые компетентные люди. А то, что нельзя делать на малых моделях, ровно таким же образом нельзя делать и на больших. Если это делается пропорционально в масштабах, которые превышают разницу между этими моделями.
Если мы сравним объемы денежной эмиссии, которую сейчас устраивает Америка, с масштабами рынка и сопоставим нашу эмиссию, то мы увидим, что в нашем случае это лишь жалкая капля. И вообще, мы имеем гораздо более устойчивые позиции. А раз больше модель, то и больше лаг. Но опять же речь идет о ближайших месяцах. Понятно, что "весеннего обострения" эта система просто не выдержит. Она начнет обваливаться.
То ли это лопнет пузырь американских казначейских облигаций или в виде прямой гиперинфляции, то ли начнется процесс неконтролируемого банкротства. Потому что вы все равно не можете спасти всех. Просто технически не успеете раздать деньги. Конечно, их можно было бы разбрасывать с вертолета. Для этого понадобятся все вертолеты ВВС США, полностью забитые деньгами, а все население выйдет на улицы, чтобы ловить их. Я думаю, что в этот момент рынок вряд ли отреагирует очередным "ралли". Тут уже хватит ума для того, чтобы взяться за голову и выброситься из окна вместо того, чтобы заниматься всякими глупостями.
(КМ.ру, Михаил Леонтьев, 10.12.08)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.