ОБЕЩАНИЕ ДВУХМИЛЛИОННИКА И ПРИГЛАШЕНИЕ НА «ПЕРВОЕ ЛИЦО»

Сегодня в Набережных Челнах ожидается очередной визит премьер-министра. Поводом стало приглашение камазовцев на торжественное мероприятие, посвященное двухмиллионному грузовику.

Владимир Путин бывает в Татарстане так часто в последние годы, что его визиты уже стали в каком-то смысле традиционными. Конкретно в Набережные Челны с начала кризиса он приедет уже в четвертый раз. И четвертый же раз побывает на КАМАЗе. Однако если прошлые визиты можно было связывать с тяжелой ситуацией в автопроме, вызванной резким падением продаж и отсутствием у автогиганта госзаказов, – нынешний визит, хотя и в первую очередь тоже номинально связан с КАМАЗом, но фактически является частью предвыборной кампании главного кандидата в президенты РФ.

Напомним, компания официально пригласила Путина на свое мероприятие еще несколько недель назад, однако до последнего момента не было точно известно, состоится визит или нет. Как объясняли в неофициальных беседах на автогиганте, приедет Путин или нет, зависит прежде всего от него самого, «а приглашение мы ему, как обычно, выслали».

Каких-либо совещаний по автомобильной тематике у Путина в Челнах не запланировано. Торжество по поводу юбилейного «КАМАЗа» устраивается компанией, как замечают на автогиганте, прежде всего «для людей», и даже если премьер вдруг по каким-то форс-мажорным обстоятельствам не приедет, оно так или иначе все равно состоится. Помимо выступлений различных танцевальных коллективов города и певцов запланированы опять же поздравительные речи гендиректора ОАО «КАМАЗ» Сергея Когогина и замгендиректора Юрия Клочкова.

Ровно год назад, 16 февраля 2011-го, на КАМАЗе уже состоялось похожее юбилейное мероприятие – тогда праздновали 35-летие первого грузовика, сошедшего с автосборочного конвейера. Именно тогда Когогин и заявил заводчанам: «Даешь двухмиллионный грузовик в 2011 году!». Гендиректор отметил тогда, что для выполнения «плана» заручился поддержкой главного «производственника» компании - исполнительного директора автогиганта Юрия Клочкова.

Планы были выполнимы, объясняли корреспонденту «БИЗНЕС Online», учитывая, что на тот момент со дня открытия завод выпустил уже «где-то 1 миллион 965 тысяч грузовиков». На КАМАЗе учли, что планы по реализации, в соответствии с бизнес-планом на 2011 год, составляют 35 тысяч машин, и «двухмиллионный грузовик к концу года мы как раз и должны произвести». Точная дата выпуска «двухмиллионника» на автогиганте, к слову, и в этом году не называлась до последнего.

ПУТИН И СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Ряд источников газеты «БИЗНЕС Online» также сообщили, что Путин не ограничится КАМАЗом, а посетит и БСМП - больницу скорой медицинской помощи, и проведет там совещание по вопросам реализации демографической политики на период до 2025 года и региональных программ модернизации здравоохранения. Это будет мероприятие федерального уровня: на нем ожидается присутствие ряда глав российских регионов: известно, что на него едут губернаторы ПФО: Никита Белых (Кировская область), Юрий Берг (Оренбургская область), Сергей Морозов (Ульяновская область) и другие.

Челнинская БСМП, отметим, в последнее время стала одним из «мест паломничества» известных лиц и федеральных министров при их визитах в автоград. Сегодня БСМП представляет собой совсем не ту больницу, какой она была еще несколько лет назад. Решение о строительстве центра высокотехнологичной медицинской помощи на базе БСМП города Набережные Челны было принято еще в 2008 году президентом РТ Минтимером Шаймиевым. БСМП в Набережных Челнах, в соответствии со стратегией развития здравоохранения РТ, определена как зона северо-восточного региона РТ (численностью 1,2 млн. человек) для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Окончание модернизации изначально было запланировано именно на 2011 год – общим объемом инвестиций в рамках федеральной программы по модернизации 53 млн. рублей. В общей сложности создание регионального центра высокотехнологичной помощи обойдется в $119.4 миллионов.

2000: ПУТИН НЫРЯЕТ В ТАЗ С КАТЫКОМ НА САБАНТУЕ

Напомним о предыдущих визита Путина в нашу республику. Впервые он побывал в Казани в должности президента и встречался с Шаймиевым летом 2000 года. Формальным поводом неожиданного визита стало желание лично принять участие в совещании по ликвидации последствий урагана, пронесшегося над Казанью за несколько дней до этого, и посетить национальный татарский праздник плуга Сабантуй. Праздновал Путин Сабантуй вместе с Шаймиевым и приглашенным на праздник президентом Башкортостана Муртазой Рахимовым. И надолго запомнился тем, как ловил губами в тазике с катыком пятирублевую монетку счастья, участвовал в армрестлинге с женщиной, которую победил, и поцеловал затем ее руку, а еще исполнил с татарскими девушками национальный танец. Неофициальность визита подчеркивала и одежда Путина: спортивные брюки, футболка и тюбетейка.

2005: ПУТИН ИГРАЕТ НА СКАЧКАХ НА ТЫСЯЧЕЛЕТИИ КАЗАНИ

Перед тем как зачастить в Татарстан в должности премьера, Путин приехал в столицу РТ в дни другого юбилейного торжества – по случаю 1000-летия Казани. В июле 2005 года он поздравил Казань с круглой датой (причем по-татарски), заметив, что «история Казани и Татарстана имеет серьезное значение для всех народов стран СНГ». Путин тогда провел в столице РТ заседание Государственного совета с губернаторами, где рассказал про закон о передаче полномочий регионов и необходимости тесного сотрудничества с Общественной палатой (тогда не существовавшей). Путин пообещал, что главы регионов будут активнее привлекаться к разработке федерального бюджета, и хотя многие полномочия будут финансироваться из госбюджета, за их исполнение будут отвечать регионы. Он также отверг предложение о создании региональных инвестиционных фондов, посчитав, что «накачивать федеральными деньгами так называемые региональные фонды - неправильно, они, если их создавать, должны наполняться исключительно финансами региона".

Тогда же Путин провел заседание совета глав государств – участников СНГ. И успел сыграть на тотализаторе во время скачек, проводившихся в рамках празднования 1000-летия Казани. По словам самого Путина, ему удалось как дважды выиграть на тотализаторе, так и дважды проиграть.

2008 ГОД: ПУТИН ТУШИТ «ПОЖАР В АВТОПРОМЕ»

Особо стоит вспомнить визиты Путина в Набережные Челны. Самым знаковым стал его приезд в конце 2008 года - в разгар финансово-экономического кризиса. За полгода до скандала в Пикалево премьер срочно прибыл в один из центров автомобилестроения «тушить пожар» в ручном режиме. Именно в автограде он провел 19 декабря 2008 года совещание по поддержке российского автопрома, который к тому моменту «неожиданно» для генералов автопрома начал "тонуть". Тогда премьер пригласил за свой стол и двух рабочих-камазовцев, которых увидел во время экскурсии (экскурсоводами премьера были тогдашний президент РТ Шаймиев и гендиректор КАМАЗа Когогин) в научно-техническом центре челнинского автогиганта.

Во время своего выступления в Челнах Путин предложил семь основных пунктов по спасению отрасли и щедро залил разгорающийся пожар кризиса в автопроме денежными потоками и госзаказами. В числе прочего на обновление автопарков министерств и ведомств пообещал выделить дополнительно к планировавшимся 15 млрд. рублей еще 12,5 миллиардов. Причем деньги должны были быть равномерно распределены между заводами - чтобы всем досталось. На приобретение грузовиков и спецтехники для дорожных работ - еще 40 млрд. рублей. На закупки по линии обновления парка муниципального транспорта - еще 30 млрд. рублей. Кроме того, через ВЭБ государство пообещало выдать трем автопроизводителям кредиты на общую сумму 17 млрд. рублей на срок не менее пяти лет. Также заводам обещали помочь с размещением облигаций в размере 60 млрд. рублей.

После этого визита на КАМАЗе к Путину должны были относиться не иначе как к спасителю, да и сейчас его рейтинг среди камазовцев, как отмечают источники «БИЗНЕС Online» на автогиганте, «запредельный».

Кстати, тогда же на встрече Путина и Шаймиева решился ключевой вопрос по ценам на сырье для "Казаньоргсинтеза", находившегося тогда в крайне сложной финансовой ситуации.

2009 ГОД: ПУТИН ЭКЗАМЕНУЕТ КАМАЗ

Меньше чем через год - 18 ноября 2009-го - Путин вновь «молнией» посетил Челны и одновременно Нижнекамск – на весь визит ушло несколько часов. В автограде он (вновь с Шаймиевым и Когогиным) побывал по официальному поводу – открытие на КАМАЗе нового предприятия по производству дизельных двигателей СП «КАММИНЗ-КАМА». Однако в действительности его приезд скорее носил экзаменационный характер: через два дня, 20 ноября, прошла специальная правительственная комиссия, на которой Путин дал оценку результатам деятельности автопрома после экстренного совещания в декабре 2008 гора. Разумеется, премьер захотел сам «пощупать» конвейер и лично удостовериться, что госзаказами КАМАЗ был обеспечен не зря. После краткого и «протокольного» общения с рабочими автозавода Путин десантировался в Нижнекамске и провел совещание по проблемам нефтехимии.

2010 ГОД: НОВЫЕ ГОСЗАКАЗЫ И НЕСОСТОЯВШАЯСЯ СВАДЬБА SOLLERS-FIAT

Уже 11 февраля 2010 года Путина вновь ждали в Набережных Челнах. И этот визит тоже прошел в режиме «блиц». За какие-то считанные часы премьер успел, во-первых, поприсутствовать на подписании соглашения между Fiat и Sollers об открытии центра разработки и выпуска авто на базе Fiat-Chrysler (до 500 тыс. машин в год) – как впоследствии выяснилось, выстрел оказался холостым, и сейчас Sollers «дружит» с Ford (на эту «свадьбу» премьера, впрочем, не приглашали). Во-вторых, проконтролировал заключение меморандума о стратегическом сотрудничестве между КАМАЗом и Daimler AG - немцы покупали еще 1% акций КАМАЗа, доводя свой пакет до 11. Напомним, в конце января стало известно уже о намерении немцев увеличить долю в КАМАЗе до контрольной за счет пакета акций, принадлежащей госкорпорации "Ростехнологии". Любопытно, что, узнав о покупке 1% акций КАМАЗа «Даймлером» и 4% Европейским банком реконструкции и развития, Путин не исключил того, что и «Ростехнология» увеличит долю в автогиганте! А сам глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов позже признался, что хотел бы увеличить долю с 38 до 50%, но мешает нехватка денег и соглашение с немцами, «что никто не может покупать контрольный пакет»! Когда Путин с Чемезовым успели изменить свое мнение, неизвестно, однако теперь в заявлениях главы "Ростехнологий" иная риторика. «Нет смысла держать такой пакет», - заявил он недавно.

В-третьих, тогда же в присутствии Путина были подписаны очередные договора на госзаказы министерствам и ведомствам. В 2009 году на прямую закупку грузовиков государство потратило 19 млрд. рублей, еще 6 млрд. КАМАЗ получил через лизинговую компанию. В результате, по словам Путина, государство помогло реализовать до 40% продукции компании. По таким же механизмам 11 февраля подписали контрактов на еще 10 млрд. рублей.

В-четвертых, премьер успел пообщаться с членами спортивной команды «КАМАЗ-Мастер» и лично с Семеном Якубовым. И наконец, в-пятых, позднее состоялась встреча премьера РФ с Шаймиевым.

2011: ПУТИН И ТРАГЕДИЯ «БУЛГАРИИ»

Прошлогодний визит в Татарстан премьера России был уже не юбилейным, не торжественным и даже не рабочим. 14 июля 2011 года Путин приехал в Казань из-за трагедии с «Булгарией». Возложил цветы в память о погибших в кораблекрушении и провел совещание правительственной комиссии. На совещании Путин заявил, что трагедия с "Булгарией" произошла «из-за грубейших нарушений существующих норм и правил»: "У нас в стране привыкли уже ко всякого рода катаклизмам и трагедиям. Само по себе это уже плохо, что для нас это стало каким-то полуобыденном делом. Но то, что произошло 10 июля с "Булгарией", без всякого преувеличения потрясло всю страну. Столько жертв, столько детей погибло! Это ужасно, что нам приходится платить такую дань за безответственность, за безалаберность, за алчность, за грубое нарушение правил технологической безопасности».

БЕЗ ВИЗИТОВ В ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЦЕНТРЫ НЕВОЗМОЖНО ПОНЯТЬ, КАК РАЗВИВАЕТСЯ СТРАНА

Визит премьера в Набережные Челны для газеты «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Алексей Пахомов - генеральный директор ассоциации промышленных предприятий РТ:

- Владимира Путина все приглашают, а не только КАМАЗ. Ну, а почему бы ему не приехать на крупное предприятие? Он же был в Кемерово, где проходила встреча с горняками. Вы же видите – премьер разбирается то с одной проблемой, то с другой. А разве у нашего автопрома нет проблем? Это же рабочие встречи, там не звучит никаких лозунгов. Не может же руководитель правительства на время предвыборной кампании, на полтора-два месяца, никуда не ездить и остановить работу.

Леонид Штейнберг - генеральный директор ООО «Кама-Тракс» (Набережные Челны):

- Владимир Путин выбрал КАМАЗ, потому что много помогал в становлении этого предприятия после кризиса, и надо отдать должное, что помогал реально, деньгами. Практически под его руководством шел и госзаказ по коммунальной технике министерства обороны, МЧС. Он конкретный человек, который помогал нашему президенту Минниханову разруливать проблемы КАМАЗа. Поэтому он здесь. Хочет посмотреть результат от вложенных денег, а люди должны сказать спасибо. Многие же приезжают, многие говорят, а он приезжает и конкретно делает. А у него портфель не резиновый. К тому же сейчас состоится выпуск двухмиллионного КАМАЗа.

В Челнах Путин посетит не только КАМАЗ, но и больницу скорой медицинской помощи, модернизированную по федеральной программе. Сегодня это очень приличный медицинский центр, который напичкан современной медицинской аппаратурой, а многие медицинские работники прошли стажировку в Германии и других европейских странах.

Елена Машкова - директор Камского центра бизнес-технологий "Развитие", профессор кафедры управления Института управления (Набережные Челны):

- Владимир Путин активно использует такую хорошую площадку, как Набережные Челны, для своей агитационной программы. Он выстраивает очень грамотную политику. Набережные Челны - это уникальный город, промышленный гигант, таких городов мало в России. Позитивным информационным поводом для приезда Путина послужили выпуск двухмиллионного КАМАЗа, а также памятная дата - 16 февраля был выпущен первый грузовик. Сейчас Челны активно развиваются, строятся дороги, город обустраивают. Также я замечаю элементы зарождающегося патриотизма, например, многие студенты уезжают из Челнов, но получают хорошую профессию и возвращаются, работают уже в родном городе.

Ильдар Файзрахманов - региональный директор компании «Магна Интернешнл» в ПФО (Набережные Челны):

- У КАМАЗа есть планы на развитие, в том числе в рамках объединения с Daimler. Поэтому, наверно, в Набережных Челнах с участием Владимира Путина будут обсуждаться какие-то планы, и КАМАЗу в ближайшее время придется менять свою структуру, свое видение на дальнейшее развитие.

В целом визиты в такие промышленные центры, как Закамский регион, дают четкую картину того, что происходит в отрасли. Без них невозможно понять, куда движется страна и как развиваются наши предприятия, которые влияют на конкурентоспособность страны в целом, как нам развивать экономику, используя такие активы, как КАМАЗ.

Николай Абруков - и.о. ректора КНИТУ (КАИ):

- Очень хорошо, что премьер-министр страны демонстрирует активный интерес к промышленности. Жителям Набережных Челнов этот визит должен лишний раз показать, насколько активно развивается город, помочь взглянуть на себя со стороны, придать некий оптимизм. Тем более что повод очень хороший - выпуск двухмиллионного КАМАЗа.