Власти Татарстана прилагают все новые усилия, чтобы разорвать «адово кольцо» застройки вокруг Казани. После старта проектов Вознесенского тракта и дублера Горьковского шоссе настала очередь трассы Казань – Оренбург — часть ее расширят. Некоторые эксперты «БИЗНЕС Online» сомневаются в актуальности проекта и указывают на то, что сегодня жилищная и дорожно-строительная отрасли слабо координируются.
Илдар Мингазов заверил, что ни населенный пункт, ни лесопосадку на другой стороне трассы не заденут. Все работы проведут в существующей полосе отвода, и особых сложностей не предвидится
«Шестиполоска сразу переходит в четырехполоску. Это небезопасно»
Трасса Р239 Казань – Оренбург на границе столицы РТ (так называемый выезд престижа) будет расширена с 4 до 6 полос. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил начальник ФКУ «Волго-Вятскуправавтодор» (территориальное подразделение «Росавтодора») Илдар Мингазов.
Длина участка — 2,8 км, т. е. от границы Казани до развязки с дорогой на Боровое Матюшино. К трассе с обеих сторон добавится по 3,5 метра. Глава ФКУ подчеркнул, что при этом участки ни у кого изыматься не будут — интересы собственников не затрагиваются. Явный намек на соседство с нерядовым по стоимости домов коттеджным поселком «Примавера». Мингазов заверил, что ни населенный пункт, ни лесопосадку на другой стороне трассы не заденут. Все работы проведут в существующей полосе отвода, и особых сложностей не предвидится, хотя по обеим сторонам — большие откосы. Даже известную стелу в виде «М» убирать не придется — специалисты утверждают, что найдут безболезненное решение.
Трассу Р239 на границе Казани называют «выездом престижа»
Сегодня идет проектирование (казанский институт «Спецдорпроект»), заключение Главгосэкспертизы надеются получить в июне 2022 года, а завершить стройку — в 2023-м. Как отмечает Мингазов, говорить о стоимости капремонта пока рано — смета появится после утверждения проектной документации, но это максимум 800 млн рублей.
За миллиард не перевалим: обойдемся минимальными затратами — 750–800 миллионов рублей.
Но зачем расширять не такой уж и перегруженный (во всяком случае по сравнению с мамадышским и дербышкинским направлениями) движением участок? По словам Мингазова, речь об этом зашла после того, как на границе города сделали подземную разворотную петлю, и в результате дорога в этом месте стала 6-полосной. «И получилось, что шестиполоска сразу переходит в четырехполоску, — объяснил начальник ФКУ. — Мы считаем, что это небезопасно, потому и предложили „Росавтодору“ сделать проект расширения данного участка».
Выезд из Казани по трассе Р239 расширят до 6 полос
Впрочем, как полагает руководитель татарстанского отделения федерации автолюбителей России Рамиль Хайруллин, благополучие отрезка только кажущееся. «Утром и вечером, особенно в дачный период, там очень плотный поток, — отметил он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Расширять дороги надо во многих местах Казани, даже если кажется, что острой нужды в этом нет, — достаточно поездить по городу в пиковое время. Сколько в свое время было криков по поводу проспекта Универсиады — дескать, зачем он нужен, и так хорошо. Сейчас же мы видим, насколько правильным было решение».
Кроме того, Мингазов подчеркнул, что расширение данного участка Р239 укладывается в решение проблемы обеспечения транспортной доступности так называемого Лаишевского узла и других новостроек в данном районе.
«Сейчас в большой моде разговоры о комплексном освоении территорий, но…»
Да, по сравнению с Дербышками, Мамадышским трактом и Горьковским шоссе оренбургское направление не самое загруженное, однако это явно ненадолго. Данная полоса пригородов Казани застраивается сверхинтенсивно. «Лаишевский узел» уже сформирован — это жилые комплексы «Южный парк», «Станция Спортивная», «Времена года» (все вместе — на 27 тыс. человек). Но ими дело не ограничивается. К 2028 году появятся Новые Усады на 9,6 тыс. жителей и Новое Столбище — на 28,3 тысячи. Хотя застройщики заверяют, что это будут территории с рабочими местами, детскими садами, школами и т. д., в скорую победу над маятниковой миграцией верится с трудом.
И это только ближайшая округа. К примеру, чуть далее по Р239, по соседству с Малыми и Большими Кабанами, появится жилой комплекс комфорт-класса «Долина Махаон» на 24 тыс. жителей. На подходе россыпь менее масштабных проектов. Коттеджи будут соседствовать с многоэтажками в «Брайт Парке» на 12,8 тыс. человек, что строится неподалеку от Габишево. Не забудем о коттеджных поселках в зоне Р239: «Ковалинский», «Зимняя горка», «Державинские просторы» и др. Кстати, сообщалось, будто частными домами застроят и землю по соседству с вышеупомянутой «Примаверой».
Нельзя не учитывать и увеличение (уже идущее и прогнозируемое) пассажиропотока международного аэропорта «Казань» (МАК). При этом предполагается, что воздушные ворота РТ будут уже не только портом, но и аэротрополисом, т. е. своего рода привязанным к МАКу городом — соответствующий мастер-план обещают представить в начале 2022 года.
Словом, увеличение трафика будет нешуточным. Просчитан ли он? «На этот раз считаем все по-серьезному: не просто кто где живет и кто где ездит, а сколько прибавится жителей, машин — с запасом», — заверил недавно министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов. Но, как полагает советник министра строительства и ЖКХ РТ Николай Васильев, транспортникам и строителям надо контактировать плотнее.
«Вопрос в том, что первично, — отметил он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Сначала надо строить дороги, а уже потом, исходя из возможностей логистики, рассчитывать сроки реализации жилья. Город — это организм, и, чтобы он жил, его сложнейший круговорот надо рассматривать целиком. Вместо этого видим кучу инвестиционных проектов, какие-то фирмы начинают осваивать случайно полученные участки — в выделении земли зачастую не видно логики. Сейчас в большой моде разговоры о комплексном освоении территорий. Это когда мы решаем все вопросы жизненного цикла города. Вместо этого под комплексностью подразумевается то, что город объявил реновацию территории, где можно убрать гаражи, ветхую застройку, пригласить туда инвестора и построить побольше жилья. И получается отдельными фрагментами — район Компрессорного, улица Аделя Кутуя, еще где-то. Вот как транспортные потоки не встанут при таком точечном освоении под конкретного инвестора?»
Развязку с дорогой Казань – Боровое Матюшино реконструируют
Что будет с «пробковой» развязкой возле Усад?
Васильев указывает на то, что потенциально есть и инструмент для просчета ситуаций. При подготовке нынешнего генплана Казани был сделан транспортный анализ. Увы, эта математическая модель не учитывает планов прилегающего к столице РТ миграционного пояса, но ее можно надстроить и тогда она будет показывать участки, где надо расшивать территорию.
Надо объединить модель развития транспортной инфраструктуры и планы комплексного развития территорий. Строить дороги нужно, но когда говорят о реконструкции конкретного отрезка, то это все равно что в центре города сделать шестиполосную магистраль, которая упрется в старый перекресток.
Мингазов утверждает, что есть мысли о дальнейшем расширении Р239, но сначала напрашивается реконструкция развязки с дорогой на Боровое Матюшино в районе Усад. Вопрос о модернизации поставлен президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, было его обращение в Федеральное дорожное агентство. Сегодня начали заниматься технико-экономическим обоснованием. Оно должно пройти защиту в «Росавтодоре», минтрансе РФ. Развязка, по словам Мингазова, будет не в усеченной форме, как сейчас, «а на полный клеверный лист». Это означает расширение движения с двух до четырех полос, строительство дополнительных путепровода и съездов — примерно так, как сейчас это делается с развязкой к аэропорту на той же Р239.
Дорога Казань – Боровое Матюшино становится одной из главных дорог «Лаишевского узла», она примет часть трафика между столицей РТ и М12
Актуальности вопросу придает и то, что дорогу Казань – Боровое Матюшино в обозримом будущем тоже расширят. Реконструкция должна завершиться до 2024 года. Данный временной порог красноречив, поскольку именно к этому сроку должны запустить платный автобан М12, в зону влияния которого так или иначе попадут все окрестные дороги, а матюшинская — тем более, поскольку на нее через дублер Оренбургского тракта (отрезок Р239) выльется часть трафика М12.
Напомним, по планам, дублер начинается в месте пересечения Большого казанского кольца и улицы Технической и как раз в районе Усад выходит на пересечение с матюшинской трассой. Далее дорога обходит Столбище, устремляется к Атабаевской трассе, где уже строится самый близкий к Казани съезд с М12. Т. е. потенциально через развязку возле Усад часть потока с автобана попадает как раз на оренбургский заезд в Казань.
Другой поток с М12 будет идти по Р239, от развязки у села Егорьево. К тому времени трассу Казань – Оренбург обещают на протяжении 20 км расширить с двух до четырех полос, а вокруг села Сокуры — построить обход. Таким образом, 6-полосное расширение у Казани — это и часть общей модернизации Р239, и подготовка к тому, чтобы стать главными воротами для М12.
Нагрузка на Р239 увеличится в несколько раз.
В свою очередь, автор ряда транспортных концепций для Казани, экономист Тахир Давлетшин, полагает, что влияние М12 сильно преувеличено. «Сомневаюсь, что с нее и на нее будет такой уж поток, — отметил он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — На М7 ведь большой загруженности нет, основное движение в тех краях идет по Горьковскому шоссе — люди едут в поселки вокруг Казани и в Зеленодольск, а не в Москву». По его мнению, сегодня лаишевское направление — это большая стройка и с ее последствиями Р239 в любом случае не справится, потому надо не зацикливаться на этой трассе, а быстрее прокладывать и модернизировать дороги между ней и Волгой и вспомнить о планах по созданию дороги от Р239 вокруг Казани в сторону Салмачей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 227
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.