Коллекторский бизнес — один из немногих, где на фоне общего экономического спада можно ожидать рост. Кризис обострил проблему невозврата кредитов, что сулит невиданные перспективы для коллекторов, которые зарабатывают как раз на том, что возвращают чужие долги. 
Но есть и другое мнение: кризис – это время концентрации бизнеса и выбивания части игроков с рынка. В первую очередь – небольших региональных коллекторских агентств.
Массовое снижение платежеспособности заемщиков увеличивает затратность коллекторского бизнеса. Взыскивать долги станет гораздо сложнее, и небольшие компании не смогут выдержать конкуренцию с более крупными коллегами.
Как в нынешних условиях чувствуют себя региональные коллекторы? Этот вопрос газета «БИЗНЕС Online» задала генеральному директору ООО "Волжско-камское долговое агентство" Денису Семенову.

Визитная карточка ООО "Волжско-камское долговое агентство"
Основано в 2006 году
Стоимость услуг: 20% от возвращенной суммы
Количество клиентов: около 1000 физических лиц и около 60 организаций

ЗАРАБОТАТЬ НА КРИЗИСЕ

- Денис Алексеевич, есть мнение, что кризис – благоприятное время для коллекторов: финансовая нестабильность влечет за собой проблемы с возвратом долгов. Это так?

- Не совсем. Безусловно, количество должников увеличилось. Банкам стало не хватать свободных средств, в связи с чем они ужесточили меры по выдаче и обслуживанию кредитов. Любая просрочка теперь может стать основанием для требования досрочного возврата кредита. Но большинство людей отказывается платить по долговым обязательствам не по своей воле, а в силу трудных жизненных обстоятельств. Поэтому когда они попадают к нам, не всегда удается заставить их платить. Конечно, у нас есть методы воздействия на неплательщиков, но если у человека денег нет, то ничего не поделаешь.

- На сколько увеличилось количество долгов в вашем портфеле?

- С конца октября увеличение произошло в среднем на 25 процентов.

- Кто является основными поставщиками долгов для вас в последнее время? Банки, которые отдают просроченные потребительские кредиты?

- Не только. Увеличение идет по всем категориям должников – и физическим, и юридическим лицам. Что касается количества банков, обращающихся к нам, то оно не поменялось. Дело в том, что одни банки уже работают с коллекторскими агентствами, а другие имеют собственные службы безопасности. Рынок уже поделен, и у "Волжско-камского долгового агентства" на нем своя ниша. Мы работаем с определенным количеством банков. Конкуренции у нас нет.

- Сколько коллекторских агентств сейчас в Казани?

- Сегодня в Казани работает полтора десятка фирм-коллекторов, 80 процентов из них – представительства федеральных агентств. 

- Считаете ли вы, что самостоятельные региональные коллекторские агентства остро переживают сегодняшний кризис и могут не выжить?

- Я так не считаю. На нашем агентстве кризис никак не отразился, разве что количество долгов, с которыми мы стали работать, увеличилось. Федеральные коллекторские агентства, как правило, работают с крупными банками, имеющими сеть филиалов по всей России. А клиентами региональных коллекторских агентств являются в основном местные банки, предприятия и физические лица в соотношении примерно 50 процентов - банки и 50 - остальные клиенты. Кроме того, мы сотрудничаем с несколькими федеральными агентствами, и представляем их интересы в нашем регионе.

- В связи с повышенным спросом вы будете менять условия работы с клиентами?

- Нет. Повышение цен на наши услуги мы не планируем. 

- Когда вы ожидаете пик неплатежей?

- На мой взгляд, резкое увеличение количества неплатежей придется на февраль.

ПРОБУДИТЬ ЧУВСТВО ДОЛГА

- Вы выкупаете долги?

- Нет, мы работаем только по агентским договорам. Предложения купить долги поступают, но товар это малоликвидный. Продают те долги, которые уже не надеются взыскать. Какой смысл их покупать?

- Услуги коллекторов дорогие?

- Агентское вознаграждение составляет, как правило, 20 процентов от реально возвращенной суммы.

- Какие способы общения с должниками есть в арсенале коллектора?

- Мы предпочитаем все урегулировать на досудебной стадии. Главная составляющая нашей работы – убеждение. Настойчивый, многократный обзвон, смс-информирование, письма с предупреждениями, личные визиты представителей агентства как по месту жительства, так и по месту работы должника, а также его родственников – вот краткий список мер воздействия. Сотрудники по возврату долгов рассказывают проблемным заемщикам о неприятностях, которые могут на них обрушиться в случае невыполнения обязательств. Но в любом случае коллекторы обязаны действовать в рамках российского законодательства. Коллектор не имеет права грубить или угрожать должнику. Психологическое давление в большинстве случаев срабатывает. Практика показывает, что у большинства неплательщиков при правильно построенном общении с ними здравый смысл все-таки побеждает и начинается возврат долга. 

- А если нет?

- Если человек явно не торопится вернуть долг, то ждать, пока он избавится от своего имущества, нельзя. Мы подаем заявление в суд, и после разбирательства получаем необходимый для принудительного взыскания долга судебный документ. Далее начинается совместная работа с судебными приставами-исполнителями, которым мы оказываем всяческое содействие. Мы сами занимаемся розыском имущества должника, на которое можно было бы обратить взыскание — строго официальными, законными способами. Это одна из самых проблемных задач: для фирмы-коллектора доступ к официальным информационным ресурсам собственности ограничен, а приставы обычно не горят желанием развивать активность в этом направлении – они зачастую перегружены делами и жалобами. Погашение долга иногда растягивается на годы. 

- Наверняка вы берете в работу не все дела. Каковы критерии?

- Конечно, не за каждое дело можно взяться. Есть такие дела, где возможность вернуть деньги совершенно ничтожна. Что касается банков - можем и с 5 тысячами рублей работать, и с миллионами. В случае с частными расписками берем в работу долги не менее 100 тысяч рублей. Дело это трудоемкое и затратное по времени. Кроме того, давность долга не должна превышать срок исковой давности.

- Сколько дел сейчас у вас в работе?

- В настоящий момент у нас на обслуживании около 1000 долговых обязательств физических лиц и 50 – 60 – организаций. В денежном выражении это примерно 50 на 50. Мы работаем с должниками по потребительским кредитам, с долгами по кредитным карточкам, ипотечным кредитам, автокредитованию – все это примерно в равных количествах. Дела с участием юридических лиц по преимуществу из сферы малого бизнеса, в основном - строительство, оптовая торговля.

- Сколько процентов долгов вам удается вернуть?

- Мы такой статистики не ведем, потому что где-то удается вернуть весь долг, где-то часть долга. Но, как правило, "свежие" долги (если перебои с платежами начались не раньше трех месяцев назад), взыскиваются практически полностью. "Старые", от года до трех лет,  куда проблематичнее: 25 процентов возврата считаются весьма приличным показателем.

- Какими документами руководствуется в работе ваша фирма?

- Закона о коллекторской деятельности в России пока нет, и когда он появится, неизвестно. Лицензию на право взыскания долгов  получать не нужно. Мы работаем на правах обычного юридического агентства, руководствующегося требованиями существующих кодексов и нормативных актов.

ВЫБРАТЬ МАНЕРУ ОБЩЕНИЯ

- Как вы пришли в коллекторский бизнес?

- В своё время я работал и в правоохранительных органах, и в службах безопасности предприятий. В 2006 году мы с командой единомышленников, в основном бывших сотрудников налоговой полиции и МВД, решили организовать собственную фирму по сбору долгов. Сама ситуация подтолкнула к этому. Дело пошло. Сейчас деятельность агентства охватывает весь Татарстан, а также близлежащие регионы (Чувашия, Марий Эл, Удмуртия).

- Какие знания и навыки должен иметь человек, чтобы работать коллектором?

- Как правило, это бывшие работники правоохранительных органов, оперативных подразделений, служб безопасности предприятий. Самое главное в нашей работе – умение общаться с людьми, ведь коллектор – это тот же психолог. Необходимо уметь правильно выбрать манеру общения с учетом возрастных, культурных, профессиональных, материальных и иных особенностей должника. Конечно, желательно юридическое образование, потому что требуется знание законов.

- А кому должны сами коллекторы? Вы привлекаете банковские кредиты в своей работе?

- Я против привлечения кредитов. Мы никому не должны. Работаем только по схеме – сколько заработали, столько получили.

Визитная карточка
Денис Семенов
Родился в 1977 году в Казани
Окончил юридический факультет ЧГУ им. Ульянова
Работал в Управлении Федеральной службы налоговой полиции России по РТ, в Управлении Госнаркоконтроля России по РТ.

Жанна Печенко