Еще одного памятника истории  лишилась столица Татарстана, которым в советские времена гордились и мимо которого пролегали туристические маршруты. Если специализированный язык сводок о пожаре перевести на обычный житейский, то сгорел деревянный двухэтажный заброшенный дом по улице Муштари,15. Причем при тушении был обнаружен сильно обгоревший труп мужчины.

Однако не криминальная сторона примечательна в произошедшем стихийном бедствии, длившемся два часа: послезавтра исполняется 121 год со дня ареста в этом доме на тогдашней Новокомиссариатской улице исключенного из Казанского университета за участие в революционной сходке студента-первокурсника Владимира Ульянова. Именно здесь он произнес историческую фразу, ставшую обязательным атрибутом любого издания об Октябрьской революции 1917 года. На вопрос жандарма: "Что вы бунтуете, молодой человек? Ведь перед вами стена!", последовал ответ увозимого в пересыльную тюрьму под кремлем 17-летнего юноши: "Стена, да гнилая. Ткни, и развалится!".

Но гнилой оказалась не стена, а память сегодняшних современников.

Правда, в свое время бывший дом Соловьевой был признан памятником федерального значения. Именно на нем, в числе других зданий, в год столетия университетской сходки и была установлена заказанная и изготовленная за кругленькую сумму в Москве внушительных размеров мемориальная доска весом не менее центнера. Уже тогда казалось, что скромный деревянный фасад дома, где размещалась  детская библиотека, с трудом держит на себе мраморную  помпезность. Но держал.

Потом подул ветер других перемен. Дом исключили из реестра памятников, библиотека за невостребованностью прекратила свое существование, и дом перешел в разряд объектов, участь которых начала решаться еще в преддверии 1000-летия Казани и сейчас активно продолжается.

Остались невыясненными только три вопроса: от чего случился пожар; кто ночевал в этот день на втором этаже; куда исчезла красавица мемориальная доска?

Евгений Макаров