ПОПАЛИ НА ОГРОМНЫЕ ПЕНИ

Вчера в Арбитражном суде РТ прошло рассмотрение дела по иску ФГУ «Войсковая часть 45807» к ОАО «КАПО им. Горбунова». Истец требует взыскать с казанского предприятия, и так переживающего не лучшие времена, огромные по меркам посткризисного арбитражного производства пени – 1,42 млрд. рублей.

На заседании суда прозвучало, что в деле фигурируют два воздушных судна «специального назначения». Поскольку в суде участвуют военные, а так же принимая во внимание огромный размер неустойки, можно предположить, что речь идет о строительстве на КАПО пары самолетов Ту-214ОН - проекте министерства обороны РФ по международной программе «Открытое небо».

«ЛЕГАЛЬНЫЕ РАЗВЕДЧИКИ» КАЗАНСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Ту-214ОН не зря называют «легальными разведчиками». Машины предназначены для выполнения инспекционных полетов в рамках договора об «Открытом небе» (был принят 24 марта 1992 года в Хельсинки 27 государствами - участниками ОБСЕ). Цель договора - содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля военной деятельности и соблюдения действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого - обеспечить возможность его участникам совершать облеты территорий друг друга. Договор подписали 34 государства. РФ ратифицировала его 26 мая 2001 года.

Ту-214ОН - модификация серийного пассажирского самолета Ту-214. Самолеты оборудованы специальной радиолокационной, электронно-оптической и аэрофотосъемочной аппаратурой, которая позволяет с воздуха ознакомиться с военной инфраструктурой других стран и отслеживать изменения в ней в целях поддержания мира. Разработчиком и интегратором оборудования в рамках опытно-конструкторских работ «Авиационная система наблюдения «Открытое небо» выступает ОАО «Концерн радиостроения «Вега». Самолеты Ту-214ОН заменят самолеты Ту-154М-ЛК1 и Ан-30Б, используемые российской стороной в рамках договора в настоящее время.

Строительство первого Ту-214ОН велось на КАПО с начала 2000-х годов. Его первый полет состоялся 1 июня 2011 года. На начало 2012 года было запланировано приступить к сертификационным испытаниям. В августе 2009 года «Вега» заключила с КАПО контракт на постройку второго самолета.

Стоимость таких бортов неизвестна. Для сравнения, серийные Ту-214, закупленные авиакомпанией «Трансаэро», стоят примерно 1,1 млрд. рублей. Пара Ту-214ПУ (пункт управления) для управделами президента РФ обошлась бюджету в 3,3 млрд. рублей, то есть по 1,65 млрд. за борт. Год назад специальный пассажирский Ту-214 управделами намеревалось купить по цене 1,33 миллиарда. А недавно ФСБ заказала КАПО Ту-214 (видимо, тоже непростой) стоимостью 2,7 млрд. рублей. Учитывая, что Ту-214ОН напичкан всевозможной сложнейшей аппаратурой (см. видео), можно предположить, что стоит он не меньше 2,5 млрд. рублей.

ЗА ПРОСТОЙ НА КАПО ЗАПЛАТИЛ «ТУПОЛЕВ»

Как следует из материалов дела, КАПО заявило ходатайство о привлечении в качестве третьих лиц ОАО «Туполев» и ФГУП «ГосНИИАС». Интересно, что еще в феврале 2010 года войсковая часть №45807 выиграла арбитраж в Москве против ОАО «Туполев» более чем на 150 млн. рублей - за нарушение срока выполнения работ по оборонному госконтракту «на выполнение опытно-конструкторской работы «Фракция-4».

На сайте предприятия «Технологический парк космонавтики «ЛИНКОС» («ТПК «ЛИНКОС») есть упоминание системы «Фракция». Там говорится, что это «специальная интегрированная оптико-электронная система высокого разрешения (ОЭСВР)», которая предназначена для получения цифровых изображений участков земной поверхности в двух спектральных диапазонах (видимом и инфракрасном) при съемке с борта самолета-носителя. ОЭСВР может применяться для наблюдения объектов оператором в реальном масштабе времени… По всей видимости, в материалах дела идет речь об установке этой системы на самолет.

КАПО им. Горбунова было привлечено по тому делу в качестве третьего лица. Однако, как следует из материалов арбитражного производства, казанское предприятие было важнейшим участником рассмотренного в суде спора. Представитель ОАО «Туполев» на суде заявил, что вина в нарушении обязательств по контракту лежит полностью на КАПО, поскольку «Туполев» не мог вовремя завершить работы с «Фракцией» из-за того, что казанское предприятие сорвало сроки строительства самолета.

На тот суд представители «КАПО им. Горбунова» не явились, зато прислали письменный отзыв (содержится в материалах дела – ред.). Краткая выжимка из него дает ответ на вопросы и по нашему «миллиардному делу». В частности, юристы КАПО сообщили, что выполнение работ по контракту зависело от финансирования, которое осуществлялось не в полном объеме. Кроме того, по версии казанского предприятия, сроки исполнения контракта были сорваны из-за того, что «Туполев» постоянно вносил изменения в ранее представленную конструкторскую документацию.