В I квартале 2021 года индекс промышленного производства в Казани вырос на 5,6%. О том, какую помощь город оказывает предпринимательству, как будут решаться транспортные проблемы агломерации, а также за что власти ополчились на самокатчиков и владельцев киосков, рассказал заместитель руководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online».
Ильдар Шакиров: «Ситуация стабильная. Один из основных плюсов экономики Казани — широкая диверсификация»
«Когда случился локдаун, в городе была принята программа оптимизации. Почти на 1,4 миллиарда рублей сократили затраты»
— Ильдар Саитзянович, что происходит с экономикой города? Она от ковида оправилась?
— Экономика города выстояла и продолжает развиваться. За I квартал 2021 года крупными и средними предприятиями Казани отгружено товаров и услуг на 103,3 миллиарда рублей. Индекс промышленного производства вырос на 5,6 процента.
— Какая доля среднего бизнеса в валовом продукте города?
— Треть в валовом продукте, и треть занятых в этом секторе — 180 тысяч человек — работают на предприятиях малого и среднего бизнеса. В объеме поступлений в городской бюджет тоже есть две градации: прямые поступления ЕНВД (единый налог на вмененный доход) и «упрощенка», патенты, и в таком количестве это треть. С учетом НДФЛ и страховых взносов доля МСБ — более 40 процентов.
— Вы можете «среднюю температуру по больнице» вычислить?
— Все плановые назначения в бюджет по итогам полугодия исполнены с небольшим плюсом. Если брать 2020-й по поступлениям в бюджет, то I квартал шел с плюсом в 3 процента.
Во II квартале 2020-го, самом напряженном, когда начался ковид, городская казна просела почти на четверть, на 24 процента.
— В какой позиции просела?
— Просела практически по всем позициям. Все постарались отложить на потом свои не первоочередные затраты. Оставляли только заработную плату и платежи, без которых деятельность могла просто остановиться, а налоги старались попридержать, поэтому минус почти 24 процента. III квартал — это этап восстановления, и к концу года бюджет свои плановые назначения подтянул.
— Полностью выполнен?
— Полностью, но не только за счет опережающих поступлений. Когда случился локдаун и бюджет просел на 24 процента, в городе была принята программа оптимизации. Почти на 1,4 миллиарда рублей сократили затраты на содержание объектов благоустройства, вынужденно отложили планы по капремонту и строительству ряда социальных объектов. Поэтому наши финансисты к концу года бюджет сбалансировали в полном объеме.
«Почти на 1,4 миллиарда рублей сократили затраты на содержание объектов благоустройства, вынужденно отложили планы по капремонту и строительству ряда социальных объектов»
— А промпроизводство в 2020 году все-таки подросло?
— Да, на 1 процент. Крупные промышленные производства в минусе не были в прошлом году, они не останавливались ни на один день.
— МСБ, скорее всего, просел?
— На сегодня данные только за 9 месяцев 2020-го. Минус 20 процентов. По году показатель будет выше, потому что IV квартал у МСБ был неплохим.
— В текущем году экономика вверх идет?
— Ситуация стабильная. Один из основных плюсов экономики Казани — широкая диверсификация. У нас представлены предприятия реального сектора экономики, всем хорошо знакомые и известные во всем мире — авиа- и вертолето-, моторостроение. Стандартный спрос формируют и обеспечивают предприятия ТЭЦ, теплоэнергии, газа, воды, здесь вообще стабильный спрос. Помимо этого, есть широкий IT-сектор и, конечно же, молниеносно приспосабливающийся ко всему малый и средний бизнес, доля которого в экономике Казани около трети.
— Какой бюджет у Казани?
— Наш бюджет на этот год утвержден в объеме 28 миллиардов рублей. Он жестко социально ориентирован, до 80 процентов — это содержание соцучреждений и зарплаты в сфере культуры, образования, спорта. Все остальное — поддержание городских объектов. Схема финансирования в республике такова, что все капитальные затраты, например строительство школ, ремонт дорог и дворов, финансируются по различным программам министерств и ведомств. К примеру, при поддержке республики на дороги Казани средства направляются через «Татглавдортранс». Есть свой фонд по капремонту жилья. Заказчиком капремонта школ, детских садов, больниц является главное инвестиционно-строительное управление РТ. Поэтому напрямую в бюджете Казани, в этих 28 миллиардах рублей, данные затраты не учтены, а направляются дополнительно через различные республиканские программы.
— Это сколько всего получается?
— Величина, соизмеримая с еще одним бюджетом Казани. Только на дороги в этом году направлено почти 12 миллиардов. Помимо капремонта, строится Вознесенский тракт, дорога – дублер Горьковского шоссе, Большое казанское кольцо продолжаем строить.
«Только на дороги в этом году направлено почти 12 миллиардов. Помимо капремонта, строится Вознесенский тракт, дорога – дублер Горьковского шоссе, Большое казанское кольцо продолжаем строить»
«Только 7–8 процентов налогов остается в Казани»
— «Что бы вы сделали, если бы бюджет Казани стал больше в 2–3 раза?» (Александр Братчиков)
— Вспоминаю высказывание Ильсура Раисовича Метшина: объем несделанного всегда больше сделанного. С территории Казани в прошлом году было мобилизовано 175 миллиардов рублей налогов в бюджеты всех уровней, и только 7–8 процентов налогов остается в Казани. Даже если все налогоплательщики столицы РТ станут в 3 раза больше платить, то все равно только 8 процентов от этой суммы останется в городе. И если мы предположим, что в бюджете останется 30 миллиардов рублей, так называемый условный лист ожидания расписан даже на еще бо́льшую сумму.
Что можно было бы сделать? Отстает инфраструктура в поселках, где есть вопросы по дорогам, освещению, строительству соцобъектов. Можно было бы направить дополнительное финансирование на объекты благоустройства. Еще большая проблема — изношенность коммунальной инфраструктуры, сетей, где недофинансирование копится годами. Масса вопросов ждет своего часа.
— «Практически нет информации о старейших предприятиях города — КМПО, КАПО, КВЗ, „Казанькомпрессормаше“. Наверное, у них и названия сегодня другие, и хозяева. Как они выживают, есть ли у них будущее?» (Петров М.Н.)
— Они не просто живы, все перечисленные предприятия и еще ряд других формируют основу экономики Казани. У нас 6 предприятий генерирует 30 процентов прибыли из всей выпускаемой промышленной продукции — это КМПО, «Вакууммаш», «Казанькомпрессормаш», «Точмаш», вертолетный завод, КАПО. Крупнейшие работодатели и самые большие источники генерации добавленной стоимости, новых продуктов. Все они активно развиваются. Структура собственников у всех разная, практически все входят в те или иные корпорации.
Если говорить о том, как они себя сейчас чувствуют, то КАПО переживает свое возрождение и глубокую модернизацию. Что касается КВЗ, то предприятие законтрактовано на ближайшую перспективу. Для «Казанькомпрессормаша» прошлый год стал вообще рекордным по росту выручки. Когда Ильсур Раисович посещал предприятие, генеральный директор докладывал, что темп роста отгруженной продукции составил 132 процента. А всего с 2014 года они нарастили выручку более чем в 4,5 раза: с 2,8 миллиарда рублей до 12,6 миллиарда. «Пищевка» была на подъеме, «Татхимфармпрепараты»: для кого-то был локдаун, а для них он стал окном возможностей, они кратно выросли по объему выпускаемой продукции. Безусловно, свои трудности есть у каждого предприятия, но в совокупности они все продолжают развиваться.
«Мы первыми в России ввели гранты для самозанятых»
— «Сколько субъектов МСБ обанкротилось из-за коронавирусной самоизоляции? Чем власти Казани и республики помогли предпринимателям?» (Юрий Дмитриев)
— Мер поддержки множество, некоторые из них оказываются на уровне республики, через министерство экономики. Это и гранты, и поддержка экспортоориентированных организаций, обучающие программы. Что касается Казани, то, когда МСБ столкнулся с проблемами, мы старались быть в постоянном диалоге, Ильсур Раисович регулярно проводил круглые столы с предпринимателями, посещал различные производства. Буквально с колес мы разрабатывали меры поддержки. В прошлом году, к примеру, приняли решение, к которому не подступались несколько лет, — удовлетворили просьбу общепита и дали им бесплатные парковки для посетителей. Для рекламщиков отсрочили платежи за аренду рекламных поверхностей. Мэром было принято решение об отмене платы за размещение летних веранд. Абсолютно для всех предпринимателей наложили мораторий на штрафы за нарушение городских правил благоустройства и запретили штрафовать тех, чьи нарушения не несут угрозу жизни и здоровью людей.
Кстати, в прошлом году мы первыми в России ввели гранты для самозанятых. Несмотря на проблемы, из городского бюджета на гранты выделили 12 миллионов рублей, и по 100 тысяч рублей смогли получить 129 человек. Сумма может показаться небольшой, но мы сейчас говорим о тех людях, которые дома либо пекут торты и продают через «Инстаграм», либо изготавливают какие-то изделия и выставляют на Avito. Сумма была определена, исходя из их потребностей на минимальное оборудование, которое поможет им расширить линейку, улучшить качество, увеличить обороты. Объекты всей городской инфраструктуры открыли для самозанятых: парки, скверы, ДК, все городские ярмарки.
Часть мер действует до сих пор. Например, по просьбе рестораторов продлили льготный режим парковок до 1 сентября. Раньше было платно с 7 часов утра до 9 часов вечера 6 дней в неделю, бесплатно по воскресеньям и праздничным дням. Сейчас платно с 7 часов утра до 6 часов вечера пять дней в неделю, суббота и воскресенье — бесплатно.
— Эффект это дает?
— Рестораторы довольны, эффект дает. Городской бюджет, безусловно, недополучает, но для нас интересы предпринимателей выше.
Что касается летних веранд, то на этот год меру продлили и увидели хороший рост: если раньше было 30–40 летних веранд на город, то в этом году нам подали 161 заявление.
В I квартале продолжал действовать мораторий на штрафы. Мы подсчитали: количество вынесенных предпринимателям предупреждений, если бы их заменили даже на минимальные штрафы, потянуло на 117 миллионов рублей. Эта сумма осталась у бизнеса. Программу грантов самозанятых мы решили видоизменить, потому что то, что сделали в Казани в прошлом году, республикой было оценено положительно, и грантовую поддержку решили распространить на всю РТ. В этом году гранты будут выдаваться стартапам, сумма увеличена со 100 тысяч до 300 тысяч рублей.
— Но это все-таки только для самозанятых?
— Нет, это уже в отношении всех предпринимателей, пока таких грантов будет 20.
— Но сумма смешная — 300 тысяч…
— Это же только старт, и за счет подобного мы сможем всколыхнуть и увидеть тех, кто столкнулся с проблемой, когда есть шикарная идея, но не может развиваться дальше. Кого-то поддержим деньгами, кого-то сможем состыковать с городскими предприятиями, они получат заказы, заработают себе имя и репутацию, смогут двигаться дальше. Кого-то состыкуем с республиканскими мерами поддержки.
Вторая мера финансовой поддержки города в этом году — будем выплачивать субсидии тем, кому нужно оформлять сертификаты на свою продукцию. Это те же самые самозанятые, но уже не на начальном этапе развития бизнеса, а на более высоком, которые готовы продавать свою продукцию не только в «Инстаграме», но и поставлять на сбыт в сети, бизнес-партнерам, а для подобных действий нужна сертификация. Есть госпошлины, не самые маленькие, мы их оценили в среднем до 50 тысяч рублей, вот поэтому планируем поддержать таких предпринимателей.
На одной из встреч мэра с бизнесменами прозвучала проблема, и Ильсур Раисович дал поручение организовать первый муниципальный коворкинг. Мы подобрали помещение, сейчас находимся на этапе разработки проекта. Планируем, что в этом году мы также сможем его открыть.
— В целом что происходит с МСБ? Уменьшается их количество или увеличивается в Казани?
— Всего субъектов малого и среднего бизнеса порядка 78 тысяч, из них малых и микропредприятий чуть больше 45 тысяч, индивидуальных предпринимателей — 32 тысячи, средних компаний — порядка 200.
Количество малых и средних практически не изменилось, больше всего падение по индивидуальным предпринимателям — количество ИП сократилось на 3,7 тысячи, на 4 процента. В Казани сейчас 43 тысячи самозанятых, и среди них не только те, кто вышел из тени, но и те, кто оптимизировал свое налогообложение.
«По стратегии развития Казань — полицентричный город»
— «В Казани много технопарков. Но какова их эффективность? По-моему, они работают как обычные офисные центры». (Муниров Ильнур)
— Они между собой сильно различаются, но в стандартном понимании технопарков, бизнес-инкубаторов, технополисов на территории Казани порядка 30. Все они направлены на создание условий для развития МСБ. Самый известный, входящий в тройку лучших по России, — это технополис «Химград». Что он из себя представляет — офисный центр или все-таки реально помогает бизнесу? На сегодняшний день там создано порядка 8 тысяч рабочих мест, число резидентов стремится уже к 300, а по объему совокупной выработки резидентов, расположенных на территории «Химграда», они обогнали «Казаньоргсинтез».
— «Идея», или IT-парк, у них есть какой-то эффект для экономики?
— Считаю, что эффект есть. Там и акселерация на старте, и возможность в одном месте аккумулировать все меры поддержки, и информационное сопровождение, и определенный льготный период для предпринимателей. Когда-то на месте этих технопарков была депрессивная территория, и собственники думали, как ее использовать.
Сегодня заброшенные корпуса восстановлены, объекты недвижимости вовлечены в хозоборот. Все-таки это лучше, нежели бы объекты продолжали деградировать, не говоря о том, что там предприниматели получают хороший старт.
Сегодня есть поручение президента РТ по созданию новых масштабных точек производительных сил в формате бизнес-инкубаторов. Это должно решить две проблемы. Во-первых, создать рабочие места. Во-вторых, максимально снизить маятниковую миграцию в Казань, поскольку располагаться они должны на вылетных магистралях либо вблизи окраин города. К примеру, на территории бывшей промплощадки «Хитон» в Дербышках или на площадках в соседних Лаишевском, Пестречинском, Высокогорском районах. Мы смогли бы трудоустроить там жителей, чтобы избавить их от необходимости сложным транзитом ехать через весь город на работу. По стратегии развития Казань — полицентричный город, чтобы во всех его частях жители могли получить абсолютно все функции: от отдыха до трудоустройства.
— И сколько бюджетных денег в это нужно будет вложить?
— О бюджетных деньгах речи пока не идет. Намерения таковы, что средства на инфраструктуру планируется привлекать за счет федеральных программ и нацпроектов. Остальные затраты должны будут вкладывать либо собственник, либо резиденты.
— А какой смысл резидентам идти в эти точки на окраинах?
— Наличие свободных энергомощностей, доступной инфраструктуры, рабочая сила.
«Безработица есть, но идет к снижению. До локдауна она стандартно фиксировалась на уровне 3–4 тысяч официально зарегистрированных безработных»
«Как перестали платить по максимальной планке, количество безработных снизилось»
— «В каких отраслях городского хозяйства не хватает рабочей силы или есть безработица? Будут ли привлекать мигрантов и в каких отраслях?» (Хайруллин Н.)
— Безработица есть, но идет к снижению. До локдауна она стандартно фиксировалась на уровне 3–4 тысяч официально зарегистрированных безработных. В октябре прошлого года на пике было 33 тысячи безработных.
— Почему такой скачок? Теневой сектор пошел регистрироваться?
— Казань не исключение, у нас тоже есть серый рынок труда.
— Сколько теневая экономика составляет примерно?
— Последний раз статистика проводила исследование год назад, и тогда теневой сектор оценивался в 160 тысяч человек. Есть две градации: первичная и вторичная занятость. Первичная — когда человек нигде официально не трудоустроен, но по факту работает. Вторичная — официально трудоустроен, но отражает либо часть своего заработка, либо в одном месте он работает официально, в другом — неофициально.
— А сколько всего официально работающих?
— Всего экономически активных 510–530 тысяч человек.
— И что с безработицей?
— Когда во время локдауна президентом страны был принят комплекс мер поддержки прямым финансовым стимулированием занятости и поддержки безработных, люди, сохраняя свою занятость в теневом секторе, ринулись в центры занятости вставать на учет как безработные. Для них это была возможность получить финансовую помощь. Кроме того, это важно, потому что полученные средства в любом случае вовлекаются в городскую экономику. Часть граждан, конечно же, потеряли работу, но была весомая доля тех, кто, оставаясь на сером рынке труда, зарегистрировался в качестве безработного. Тогда же в порядке исключения приняли решение, что абсолютно все, кто зарегистрировался, будут получать пособие по максимальной границе, которое составляло один МРОТ. Для этого не нужно было получать никаких лишних справок, достаточно было подать заявление в онлайн-формате через портал «Работа в России», а центр занятости уже сам подтягивал данные из пенсионного фонда, налоговой службы и проверял.
— Какая ситуация сегодня?
— Как перестали платить по максимальной планке, количество безработных снизилось. Не сразу, но на 1 января текущего года число безработных было 17 тысяч, в марте — 14 тысяч, сегодня — 10 тысяч.
— Может, безработица связана с тем, что люди не хотят за 3 копейки работать?
— Она связана с невысоким престижем рабочих профессий. Но все-таки, к счастью, ситуация меняется, здесь и движение WorldSkills способствовало, и растущий уровень оплаты труда у рабочих профессий. У нас сейчас в службе занятости официально заявлено только от работодателей вакансий порядка 19 тысяч, это уже больше, чем количество самих безработных, стоящих на учете. На примере городских отраслей: в общественных перевозках только кондукторов и водителей на сегодняшний день для соблюдения баланса рабочего времени не хватает порядка 1,6 тысячи человек.
— С какой зарплатой?
— Водители — порядка 55–60 тысяч.
«По факту водители работают до 200, и при такой норме получают порядка 60–65 тысяч рублей. Уровень зарплаты кондукторов — 35–40 тысяч, тоже при балансе рабочего времени»
— При 16-часовом рабочем дне?
— Нет, суммарная норма рабочего времени — 164 часа в месяц. По факту водители работают до 200, и при такой норме получают порядка 60–65 тысяч рублей. Уровень зарплаты кондукторов — 35–40 тысяч, тоже при балансе рабочего времени.
— А в целом какая картина по трудовым ресурсам, в каких еще отраслях кадров не хватает?
— Наиболее востребованы на сегодня врачи и медицинские сестры, инженеры, менеджеры, механики, водители, бетонщики, арматурщики, монтажники, каменщики, штукатуры, швеи.
— По мигрантам квота будет увеличена?
— Вопрос квот — это решение республиканского штаба. К сожалению, этой информацией я не обладаю. Наверное, будет увеличение. Сейчас границы открыты, и на примере перевозчиков идет активная работа по привлечению мигрантов.
— Сколько не хватает рабочей силы? Из Марий Эл привозите или из Узбекистана тайными тропами?
— Из Марий Эл, Кировской области, всех соседей Татарстана. Но и работодатели тоже должны перестроиться, пересмотреть свои технологии производства, где-то оптимизироваться, повысить производительность труда.
— А вот те 10 тысяч безработных, которые на бирже официально стоят, они-то чего хотят — в офисе сидеть или что?
— Большая доля — да, белые воротнички. Часть — студенты, окончившие вузы и ищущие себя. Если говорить о высококвалифицированных кадрах, то есть острая нехватка в здравоохранении: врачи, медсестры. На сегодняшний день 941 открытая вакансия для врачей.
— При какой зарплате?
— Сейчас с «ковидными» надбавками довольно-таки прилично зарабатывают. В 2020 году зарплата была под 83 тысячи рублей, в I квартале — 74 тысячи, но это учитываются только высококвалифицированные кадры — врачи и хирурги.
— Еще каких высококвалифицированных кадров не хватает?
— В образовании 1,4 тысячи вакансий у нас есть. В строительстве 2,4 тысячи вакансий.
«Сейчас врачи с «ковидными» надбавками довольно-таки прилично зарабатывают. В 2020 году зарплата была под 83 тысячи рублей, в I квартале — 74 тысячи, но это учитываются только высококвалифицированные кадры — врачи и хирурги»
«Казань заперта кольцом поселков, не все из которых обеспечены инфраструктурой»
— «Какие предприятия Казани привлекли инвестиции в 2021 году и на какие проекты?» (Дамир)
— Прошлый год — почти 185 миллиардов рублей. Это практически без роста. В 2021-м планируем планку 200 миллиардов покорить, но это тоже не самый запредельный рост.
— А есть новые инвесторы, которые приходят с интересными проектами?
— Самый громкий пример — реализация проекта у «Ривьеры» компанией «Крафт». Да и в целом у нас в строительном секторе есть целая плеяда местных компаний, которые твердо стоят на ногах и привлекают инвестиции в свои проекты.
— Иностранные инвестиции приходят в Казань?
— Да, например, турецкая компания на месте бывшей Шамовской больницы построила отель, а теперь реализуют проект «Ключ Казани», который подразумевает многофункциональный комплекс за памятником Муллануру Вахитову.
Инвестору, конечно, проще построиться в Новой Туре, на территории Зеленодольского муниципального района, и пользоваться там льготами ТОСЭРа или особой экономической зоны.
— Казань в этом смысле такой постиндустриальный город, получается?
— Да. Но я считаю, что мы и не должны рассматривать себя только границами муниципалитета, а нужно мыслить категорией агломерации. Более того, Казанская агломерация простирается даже в какой-то части и за границей Татарстана, ведь по факту агломерация формируется людьми не только по решению органов госуправления.
— Какие-то шаги предпринимаются в плане формализации и структуризации агломерации? И нужно ли это делать?
— Мой личный взгляд — безусловно, нужно. Если бы это было сделано раньше, наверное, мы сегодня могли бы избежать целого ряда проблем.
— На окраинах Казани — в Лаишевском, Высокогорском районах — усиленно строятся ЖК и возникают гигантские пробки…
— Абсолютно все районы застраиваются, и даже Верхний Услон, который ограничен Волгой. И мы получили множество инфраструктурных проблем. Казань заперта кольцом поселков, не все из которых обеспечены транспортной, коммунальной и социальной инфраструктурами. Их жители — жители Казани и, живя в поселках, хотели бы получать такой же комплекс услуг, как непосредственно в городе, но это проблематично. Скоординированное развитие агломерации могло бы более эффективно подойти к размещению точек производительных сил.
— Но что-то делается уже сейчас?
— На уровне республики это делается, один из примеров — проект «Большой Зеленодольск», он уже разрабатывается с учетом интересов и Зеленодольска, и Казани. Схема территориального планирования на уровне республики активно обсуждается.
«Казань заперта кольцом поселков, не все из которых обеспечены транспортной, коммунальной и социальной инфраструктурами»
«Благодаря открытию воссозданного собора Казанской иконы Божией Матери мы получим новые возможности по развитию паломнического туризма»
— «В чем вы видите точки роста экономики Казани?» (А. Жуков)
— Есть хорошее выражение, которое является ответом на этот вопрос: «Для того чтобы оставаться на месте, нужно бежать изо всех сил». Экономика Казани должна продолжать диверсифицироваться, чтобы быть устойчивой ко всем изменениям и развиваться в абсолютно каждом направлении: и промышленность, и сектор IT, и сфера гостеприимства, которая превратилась в полноценную отрасль городской экономики, обеспечивая людей работой, а бюджет новыми поступлениями. Нужно использовать те возможности, которые получила Казань благодаря повышенной узнаваемости после проведения международных событий. IT-сектор должен развиваться, нам нужно встраиваться в процессы смены технологического уклада, ухода от традиционной экономики — не отказа, а ухода — и развития отраслей с высокой добавленной стоимостью. Сектор медуслуг и медицинского туризма, на мой взгляд, может у нас развиваться. Благодаря реконструкции и открытию воссозданного собора Казанской иконы Божией Матери мы получим новые возможности по развитию паломнического туризма.
— А мы вообще готовы к взрывному росту туристического потока с учетом паломников?
— Считаю, что да. У нас почти 250 средств размещения разного сегмента, на любой вкус и кошелек — от хостелов до пятизвездочных гостиниц. Все, что доступно обычному туристу, будет также использоваться паломниками. Общепит тоже готов.
— «Помнится, несколько лет назад много разговоров было о Стратегии-2030. Коронавирус перечеркнул все планы?» (Эльза Зайнуллина)
— В ближайшее время планируем выносить на рассмотрение депутатов Казгордумы изменения в Стратегию развития Казани. Плюс к тому — в прошлом году президентом страны был подписан указ о национальных целях развития России до 2030 года. Какие-то планки по стране повысили, во исполнение указа президента РФ принята программа республики, и это все мы будем также актуализировать в городской стратегии.
«С введением антиковидных ограничений пассажиропоток упал до 15–20 процентов от стандартных значений. Пропорционально же сократить количество автобусов мы не могли»
«Перевозчики переживают не лучшие времена»
— «Я и многие мои знакомые перестали ездить на общественном транспорте из-за боязни заразиться коронавирусом, пользуемся только такси. Как выживает общественный транспорт?» (Дарья)
— Ежедневно на дороги Казани выходит порядка тысячи единиц транспорта. Транспортный комплекс города, именно общественного транспорта, — это порядка 5 тысяч человек, и весь этот огромный комплекс столкнулся с серьезными проблемами, которые обострились во время пандемии. С введением антиковидных ограничений пассажиропоток упал до 15–20 процентов от стандартных значений. Пропорционально же сократить количество автобусов мы не могли. Их, безусловно, стало меньше, но их не выходило менее чем 50 процентов от установленного планом, а пассажиропоток больше месяца держался на уровне 20 процентов от стандарта. Это привело к огромным выпадающим доходам.
Транспортники получают доходы только от билетной выручки, поэтому предприятия, в том числе муниципальные, понесли серьезные убытки по итогам прошлого года, они оцениваются в 300 миллионов рублей.
— Как выживают частники? Они планируют уйти с этого рынка или какая-то помощь им была оказана?
— Перевозчики переживают не лучшие времена. В прошлом году мы потеряли еще две компании. Так, сначала ИП Умарова отдала муниципальным предприятиям маршруты №71 и 70, обслуживающие Константиновку, а затем «Республиканский автовокзал» был вынужден отказаться от обслуживания 90-го маршрута, который мы передали ПАТП №2. Это притом что в прошлом году действовала федеральная программа льготного кредитования.
— «В городе объединили ПАТП-2 и ПАТП-4. Зачем?» (Антихайп)
— Да, такое решение принято, и это вынужденная мера при дефиците средств. На наш взгляд, объединение позволит добиться значительной экономии за счет двух моментов. Первое — стандартно и очевидно — это затраты на административный персонал, оптимизация ремонтных зон, повышение функциональности. И второй большой блок экономии — минимизация холостых пробегов. Два парка, имея обособленные между собой маршруты, должны были отправлять на точки старта автобусы со своей площадки в другой конец города, чтобы начать с раннего утра обслуживать маршруты, ну и, соответственно, вечером они оттуда с этими холостыми пробегами должны были возвращаться. Сейчас все это можно будет скоординировать и оптимально между собой перераспределить. Это экономия и ГСМ, и сокращение непроизводительных затрат рабочего времени водителей, кондукторов.
— «Останутся ли в городе после 2022 года частные перевозчики или будут только муниципальные? Вы за частный бизнес или за муниципальных перевозчиков?» (Антихайп)
— Я за качественные общественные перевозки горожан. На мой взгляд, частники должны остаться, поскольку у них зачастую более эффективная организация труда за счет меньшего масштаба компании. Но у муниципалов своя функция — это гарантии адекватной цены, стабильности перевозок, соблюдения расписания и многое другое.
«Казань, как заказчик городских перевозок общественного транспорта, до последнего будет сдерживать рост тарифа, до тех пор пока не возникнут значительные кассовые разрывы и мы не сможем организационными мероприятиями оптимизировать затраты»
«Казань, как заказчик перевозок общественного транспорта, до последнего будет сдерживать рост тарифа»
— Горожанам стоит ждать повышения платы за проезд?
— Разговоров об этом не идет. Последнее повышение тарифов было в прошлом году. Казань, как заказчик городских перевозок общественного транспорта, до последнего будет сдерживать рост тарифа, до тех пор пока не возникнут значительные кассовые разрывы и мы не сможем организационными мероприятиями оптимизировать затраты. Мы за то, чтобы тариф не повышать. То же самое объединение МУПов на это и направлено, чтобы не решать проблемы за счет пассажиров, а оптимизировать затраты доступными способами.
— Как выходили из положения, когда пассажиропоток упал? Маршруты закрывали?
— Ни одного маршрута в период локдауна перевозчики Казани не закрыли. Уходили перевозчики с маршрутов из Константиновки и с салмачинского направления, но эстафета была передана муниципальным предприятиям. Все маршруты работают. Более того, по просьбе жителей Вишневки открываем новые маршруты, уже объявлен аукцион по определению перевозчика. Будем оптимизировать маршруты в «Салават Купере». Да, вынуждены были сокращать где-то количество подвижного состава на линии и увеличивать интервалы, но кратного снижения не было. Поддержали федеральные меры и спасибо поддержке Ильсура Раисовича и республиканских властей, которые находят возможности поддержать предприятия за счет бюджета, чтобы перекрыть кассовые разрывы.
«В планах — организовать дополнительное транспортное сообщение между центром Казани и жилым комплексом «Салават Купере»
«Метробусы — наиболее быстрый и эффективный вариант», как добраться до «Салават Купере»?
— «Живу в „Салават Купере“. Когда решите вопрос с транспортом здесь?» (Алеся)
— Мы пересмотрели схему 62-го маршрута, которая, думаю, уже до начала учебного года будет реализована. Автобус соединит «Салават Купере – 1» и «Салават Купере – 2», школы между собой. Но это точечное решение. Есть более масштабное — расширение Осиновской улицы, где снос домов для расширения дороги уже начался. В планах — организовать дополнительное транспортное сообщение между центром Казани и жилым комплексом «Салават Купере». Рассматривались различные варианты: это и трамвай, и метробусы — автобусы большой вместимости с выделенной полосой движения, и организация электрички. На мой взгляд, наиболее предпочтительными с точки зрения скорости, стоимости реализации, дальнейшего содержания и эффективности являются метробусы. Концепция готова, затраты оценены, сейчас принимаются решения по выбору одного из трех вариантов, каким видом транспорта это сообщение будет налаживаться.
— «Слышала, что между Осиново и „Салават Купере“ собираются проложить ж/д пути и пустить электричку. Если это правда, то опять у нас делается не для людей! Нам не нужен транспорт, который надо ждать час». (Алеся)
— Железнодорожное сообщение действительно имеет несколько существенных недостатков. Во-первых, очень высокий интервал движения. Невозможно пустить электричку каждые пять минут. Во-вторых, от оси движения ж/д транспорта есть охранные зоны, которые разрежут не только массив «Салават Купере», но и другие территории, и организовать переход либо автомобильный переезд через ж/д пути — это огромная проблема. И в-третьих, высокая стоимость строительства железной дороги и дальнейшего ее содержания. Субсидирования огромны и несоизмеримы ни с трамваем, ни с электробусом. Трамвай — это, наверное, промежуточный вариант. Он удобнее, но строительство дольше, дороже, и потом больше затрат на содержание. Метробус, на мой взгляд, наиболее быстрый и эффективный вариант с точки зрения и сроков, и затрат. Мы со своей стороны подготовились и тестировали автобусы большой вместимости в Казани, так называемые гармошки.
— Они чьи, «гармошки», чье производство?
— Мы брали автобус большой вместимости Минского автомобильного завода, сегодня КАМАЗ обещает предоставить свой автобус в тестовую эксплуатацию.
У метробусов намного выше провозная способность, а самая основная задача в «Салават Купере» — обеспечить вывоз в пиковые часы утром.
— А метробусы только в «Салават Купере» пойдут или по всему городу?
— Метробусы планируем организовать на вылетных магистралях: это направление РКБ, Дербышки, Ново-Савиновский район и «Салават Купере». По степени напряжения решили начать с последнего, а вообще, после того как концепция будет реализована, это должна быть единая взаимоувязанная система, позволяющая людям максимально быстро и комфортно добираться из одного конца города в другой.
— Какие-то сроки назначены?
— Мы ждем скорейшего решения вопроса. Научно обоснованная концепция подготовлена московским институтом «РосДорНИИ» по заказу мэрии Казани. В случае принятия решения будет заказана проектно-сметная документация.
— А какие инвестиции на метробусы?
— Мы ожидали принятия решения федеральным центром. Есть вероятность того, что сможем попасть в подраздел федеральной программы «Безопасные и качественные дороги» в части инфраструктурных проектов, если такое решение будет принято. Либо второй вариант — это бюджетные инвестиции.
— Как вам идея с дорогами-эстакадами?
— За последние 10 лет количество автомобилей в Казани увеличилось в 3 раза. По программе «Безопасные и качественные дороги» в улучшение дорог вложены огромные средства, но, на мой взгляд, уровень автомобилизации строительством новых дорог мы никогда не то что не перегоним — даже догнать не сможем.
Мы в первую очередь должны обеспечить безусловный приоритет общественного транспорта в интересах всех горожан. Да, нам необходимо сделать его намного более качественным и удобным с точки зрения доступности, связанности маршрутов, качества сервиса, начиная с вежливости кондуктора и манеры езды водителя, вплоть до того, как он притормаживает на перекрестке, как останавливается на остановке. Мы этим должны заниматься. И такие вопросы решить намного дешевле, чем строить двухэтажные хорды, которые оцениваются в 75 миллиардов рублей. Для того чтобы запустить метробусы, нужно 5 миллиардов. Если 75 миллиардов разделить на метробусы, достроить метро и обеспечить регулярную связанность всех поселков, этих денег нам лет на 20 хватит.
«Метробусы планируем организовать на вылетных магистралях: это направление РКБ, Дербышки, Ново-Савиновский район и «Салават Купере»
«Нужно купить порядка 100 электробусов»
— На 3-м троллейбусном маршруте тестируют электробус. Это как бы «замануха» такая со стороны КАМАЗа? Планы покупать у него электробусы есть вообще?
— Это не «замануха», мы такую работу ведем давно. Было поручение президента РТ — проработать возможность и целесообразность приобретения электробусов. Мы изучали организацию работы в специализированных парках электробусов в Москве, встречались с департаментом транспорта столицы и в плотном диалоге с КАМАЗом. Это суперсовременная машина, намного более удобная и комфортная за счет бесшумности и многих других возможностей. Но она значительно дороже. Если нас поддержит республиканский бюджет, конечно же, мы планируем покупать. Наше видение, что нет смысла приобретать 2, 3, 5, 10 электробусов, потому что нужно разворачивать целую сервисную службу, а она там довольно-таки серьезная, потому что это суперсовременная машина. Надо купить порядка 100 электробусов, это оптимальное соотношение цены затрат и стоимости организации сервисного сопровождения. Мы надеемся, что нас поддержат в рамках республиканских программ либо федеральной программы БКД. Тот электробус, который вышел на линию, — это последняя модификация «КАМАЗа», ровно та машина, которую покупает сейчас Москва, с кондиционером, плавным ходом, низкопольный, со всеми другими сервисами. Мы его планируем тестировать 90 дней, будем делать не только свои выводы, но там размещены ссылки, QR-коды, станем собирать мнение пассажиров, после чего уже появится итоговое заключение.
— Чем отличается электробус от автобуса и троллейбуса?
— Там просто другой принцип тяги — аккумуляторы, которые заряжаются ночью в парке либо подзаряжаются во время движения.
Электробус от КАМАЗа стоит 38 миллионов рублей. Почти точно такой же на вид «НЕФАЗ» — 13 миллионов. Плюсом к стоимости электробуса нужно еще саму электрозарядную инфраструктуру создать. Одна зарядная станция стоит 15–18 миллионов рублей.
По опыту Москвы, чтобы все это работало эффективно, на каждые пять электробусов требуется одна зарядка. То есть к стоимости электробусов еще плюс 3–4 миллиона рублей — электрозарядная инфраструктура. Но это экологический транспорт, отсутствие выбросов, бесшумность, комфорт.
— И этот вопрос тоже прорабатывается и тестируется?
— Мы по нему тоже работаем, да. Плюс к тому мы рассматриваем еще и троллейбусы с устройствами автономного хода. У этого электробуса автономность до 60 километров в час при условии полной зарядки. Троллейбус с устройством автономного хода — среднее между троллейбусом и электробусом. То есть троллейбус, который может до 15 километров в час проехать без подзарядки и без контактной сети. Сейчас КАМАЗом создан опытный образец, мы рассчитываем привезти его в Казань для тестирования на маршрутах.
— Эффективность метро возросла в пандемию?
— В среднем в сутки казанским метрополитеном пользуются от 80 тысяч до 90 тысяч пассажиров. В пандемию эффективность метро возросла. Во-первых, регулярность выходов не менялась, количество составов осталось тем же самым. Во-вторых, есть мнение, что в метро безопаснее с точки зрения ковида — вагоны просторнее, поручни и турникеты регулярно обрабатываются. Но даже те самые 100 тысяч пассажиров — это лишь 30 процентов от нормативной мощности метрополитена. Однозначно со строительством второй ветки и повышением зоны охвата популярность будет возрастать.
«Самокат — новый тренд шеринговой экономики, бурно и стремительно развивающийся. Пусть самокатчик — это пешеход, но даже пешеход — полноправный и наделенный обязанностями участник дорожного движения, и к нему санкции могут применяться»
«Запретов на использование электросамокатов в городе нет»
— «В мае – июне исполком подписал соглашения с сервисами аренды электросамокатов, но затем ГИБДД РТ выкатила предписание. Почему действия не согласованы? Исполком обжалует предписание ГИБДД?» (Антихайп)
— Самокат — это новый тренд шеринговой экономики, бурно и стремительно развивающийся. Наша задача непростая, усложняется тремя вещами. Полное отсутствие федерального законодательного регулирования в части деятельности сервисов проката самокатов, поэтому сложно обвинять и говорить о том, что городские службы запустили. Мы не таможенная служба и не шлагбаум, который открывается и закрывается для тех или иных субъектов бизнеса. Законодательно запретов на использование электросамокатов в городе нет. К сожалению, пока самокатчики приравнены к пешеходам и в отношении них нет полного спектра требований, под которые подпадают автомобилисты, мотоциклисты и даже велосипедисты. И в этом отношении намерения ГИБДД и города едины, мы в одной упряжке каждодневно занимаемся тем, чтобы навести в данной отрасли порядок. Мы должны соблюсти баланс интересов и тех, кто активно пользуется самокатами, и остальных участников дорожного движения. А количество уникальных пользователей самокатов уже более 150 тысяч, если верить данным компании-оператора, и число совершенных ими поездок к концу сезона точно превысит миллион. Я считаю, что цифра существенная. Но есть большое количество горожан, которым эти самые самокатчики создают неудобства.
— И возможно, опасность.
— Да, не только неудобства, а даже подвергают риску здоровье, а может, где-то и жизнь горожан. Наезды, столкновения, хаотичные непредсказуемые выезды самокатчиков на дороги под колеса автомобилистов. Мы не намерены с этим мириться, потому в условиях отсутствия федерального регулирования то соглашение, которое мы подписали между исполнительным комитетом и компанией по прокату самокатов, — это первый шаг к тому, чтобы установить четкие и понятные правила игры.
С нетерпением ждем, когда будут внесены изменения в федеральные ПДД и установлены дополнительные нормативы, чтобы исключить оставление самокатов в неположенных местах, исключить их хаотичное передвижение по дорогам, наложить ответственность за неправильную езду по тротуарам. Еженедельно сотрудники исполкома и ГИБДД проводят рейды по контролю размещения самокатов.
За три недели составили порядка 50 протоколов о несоблюдении городских правил благоустройства и изъяли более 60 самокатов, которые были оставлены неправильно, заужали проходы, переезды и создавали помехи в движении не только пешеходам, но и автомобилистам.
Все эти самокаты изъяты на время рассмотрения административных материалов и перемещены на муниципальную площадку. Эту работу по контролю мы будем продолжать, параллельно ведем переговоры и готовы к диалогу с самокатными компаниями, чтобы, еще раз повторюсь, сделать самокат не только удобным для тех, кто его использует, но и безопасным для тех, кто с ними сталкивается на дорогах и тротуарах.
— Если в федеральном законе, в ПДД нет пока про самокатчиков ничего, ГИБДД какую претензию выставила?
— Пусть самокатчик — это пешеход, но даже пешеход — полноправный и наделенный обязанностями участник дорожного движения, и к нему санкции могут применяться.
— То есть к самокатчику требования как к пешеходу?
— Да, так пока определяет федеральный законодатель. И плюсом — оставление в неположенных местах, заужение проходов, проездов, нарушение правил пересечения проезжей части, за неспешивание, маневрирование. Более 500 протоколов составила ГИБДД, причем работа ведется не только в отношении пользователей шеринговых самокатов, а абсолютно всех самокатчиков. Потому что в городе нешеринговых самокатов еще больше, и мы должны и этот вопрос попытаться вместе с ГИБДД отрегулировать.
«Пользуясь тем, что пассажиропоток летом меньше, сверхпланово поставили подвижной состав на ревизию, техническое обслуживание, ремонт, а к сентябрю мы должны все завершить»
«Сходы с рельсов случались по двум причинам: состояние путей и самих трамваев»
— «Почему решили организовать конкурс на должность председателя комитета по транспорту? Неужели нет достойных опытных кандидатур в городе?» (Артур)
— У нас варианты есть, но мы не ограничиваемся кругом тех, кто в нашем поле зрения. Может быть, кого-то упустили из виду. Кроме того, все решения должны приниматься открыто. Хотим увидеть всех и из кандидатов выбрать наиболее достойного.
— «Руководителя метроэлектротранса поменяли. Какие существенные новшества ввел новый? Работа электротранспорта стабилизировалась?» (Сергей)
— Новшества и улучшения позволит определить только время. Пока есть ряд нареканий по техническому состоянию и регулярности движения, поставлена задача все соответствующие вопросы решить. Новый руководитель составил целую программу действий, как, по его видению, улучшить работу городского электротранспорта. Будет объективно учитываться и мнение пассажиров. Надеемся, все успеем реализовать. Пользуясь тем, что пассажиропоток летом меньше, сверхпланово поставили подвижной состав на ревизию, техническое обслуживание, ремонт, а к сентябрю мы должны все завершить. Были нарекания. Сходы с рельсов случались по двум причинам: состояние путей и самих трамваев. Предложения новый руководитель высказал, программу утвердили. Первый этап к осени будет завершен, вот тогда вместе мы и сможем оценить результаты.
— Были проблемы только по трамваям или по метро тоже?
— По метро у нас подобных проблем, к счастью, нет. Это стратегический объект, к которому традиционно приковано большее внимание. Но все усилия направлены и на трамваи, и на троллейбусы, и на метро.
«Доля местных торговых сетей составляет около 6 процентов. У нас осталось, насколько я помню, 59 магазинов сети «Эдельвейс», 16 «Бахетле», есть более мелкие операторы стрит-ретейла»
«Доля местных торговых сетей составляет около 6 процентов»
— «Зачем Казани так много торговых центров? По торговым площадям мы впереди планеты всей?» (Ильхам)
— Мы не впереди планеты всей даже в масштабах России. Если бы спросом центры не пользовались, их не продолжали бы открывать. Открытию любого ТЦ — это же деньги инвесторов — предшествуют серьезнейшие маркетинговые исследования. И они подтверждают, что емкость рынка пока есть. Постановлением кабмина РТ установлен минимальный порог обеспечения торговыми площадями. Он на уровне 887 квадратных метров. Но по индексу обеспеченности качественными торговыми площадями мы даже в пятерку не попадаем. Нас опережают, например, Екатеринбург и Уфа.
— «В Казани федеральные торговые сети заполонили все. Что делается для сохранения местных торговых сетей?» (Алексей Тимофеев)
— Контроль доли присутствия на рынке возложен на федеральную антимонопольную службу, и она жестко контролирует. Более того, в этом отношении у нас, в Татарстане, намного более выигрышная позиция: на рынке представлены местные торговые сети, и они находятся на хорошем уровне.
— Какую долю рынка занимают местные сети?
— Доля местных торговых сетей составляет около 6 процентов. У нас осталось, насколько я помню, 59 магазинов сети «Эдельвейс», 16 «Бахетле», есть более мелкие операторы стрит-ретейла — это «Августина», «Элина», кроме того, присутствуют производители хлебобулочной продукции — 40 магазинов хлебозавода №3, 6 магазинов «Булко». Да, им очень сложно конкурировать с федеральными сетями, потому что другие обороты, иная цена закупок, другие условия от поставщиков.
— «Зачем Казань не первый год ведет борьбу с торговыми палатками? Населению они удобны тем, что рядом с домом, и цены там порой ниже». (Анна Павловна)
— У нас масса жалоб от жителей! Располагаясь под окнами, рядом с домами, палатки создают где-то антисанитарию, где-то банальные неудобства в трафике, потому что их незаконно устанавливают на тротуары, пешеходные тропинки, создают шум, подключаются к сетям домов и незаконно потребляют электричество.
Только за последние четыре года мы больше 1,5 тысячи киосков снесли, в этом году уже больше 200 и намерены эту работу завершить окончательно.
Мы ведем борьбу и с лоточной торговлей, и с киосками, потому что не соблюдаются элементарные требования по санитарному благополучию. Кроме того, в большинстве своем это нелегальный бизнес, который нигде не зарегистрирован и налоговому учету не подлежит.
Факты незаконного подключения к сетям — это как минимум недобросовестная конкуренция с теми же предпринимателями, которые приобрели помещение, создают условия доступной среды для своих клиентов, тратят деньги, в том числе на соблюдение «ковидных» ограничений.
— Но они же как грибы после дождя: в одном месте вы убрали, отвернулись, а они опять там возникли. Это же, по-моему, бесконечная борьба.
— Во-первых, мы не только боремся с незаконными торговыми точками, а создаем возможности тем предпринимателям, которые хотят работать законно. Под организацию нестационарной торговли передано четыре подземных пешеходных перехода. Например, только в переходе на перекрестке Ямашева – Амирхана более 600 квадратных метров. Это уже, условно, больше 30 киосков. Такие же объекты торговли созданы на станциях метрополитена. Мы организовали городские ярмарки, работающие в каждодневном формате. Все это обеспечит возможность трудиться инициативным горожанам и приобрести качественную продукцию казанцам. Поэтому, наверное, неправильно говорить, что мы боремся с ларьками, мы убираем незаконные. Для тех, кто хочет работать легально, созданы цивилизованные правила и возможности. Мы узаконили порядка 500 объектов нестационарной торговли, заключили соответствующие договоры, они привели свой внешний вид к установленным в городе требованиям, соблюдают все правила.
— «Планируется ли ограничить доступ в кафе, рестораны и ТЦ из-за ковида? Будут ли ограничивать невакцинированных в доступе?» (Белоусов Е.)
— Все эти решения принимаются на уровне республиканского оперативного штаба. Все зависит от эпидемиологической обстановки. Если все будут соблюдать предписанные ограничения — носить маски, пользоваться антисептиками, соблюдать социальную дистанцию, — это позволит нам снизить уровень заболеваемости, не закрыть ни один объект и максимально быстро снять ограничения. Решение принимает не город, но в процессе участвуем все мы.
— Ильдар Саитзянович, спасибо за обстоятельный разговор.
Шакиров Ильдар Саитзянович родился 7 апреля 1984 года в Буинске. Окончил Казанский государственный университет по специальности «менеджер» (2006), по специальности «юрист» (2009).
2006–2007 — ведущий специалист, специалист первой категории отдела формирования земельных участков комитета земельных и имущественных отношений исполкома Казани.
2007–2010 — заместитель начальника, начальник отдела экономического развития администрации Вахитовского района Казани.
2011 — начальник отдела экономического развития администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани.
2011–2013 — заместитель председателя комитета экономического развития аппарата исполкома Казани.
2014–2016 — председатель комитета экономического развития аппарата исполкома Казани.
2016–2017 — первый заместитель главы администрации Вахитовского и Приволжского районов Казани.
С 8 сентября 2017 года по настоящее время — заместитель руководителя исполкома Казани.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 221
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.