КОМПЛЕКС БУДЕТ РАБОТАТЬ ПО ДАВАЛЬЧЕСКОЙ СХЕМЕ

Главные новости, которые стали этапными для ТАНЕКО, следующие: 2 декабря нефтеперерабатывающий завод "ТАНЕКО" получил лицензию Ростехнадзора на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов. А еще 29 ноября комплекс НПиНХЗ был включен в число действующих нефтеперерабатывающих предприятий РФ. Распоряжением министерства энергетики РФ в реестре нефтеперерабатывающих заводов статус нефтеперерабатывающего завода изменен со «строящегося» на «введен в эксплуатацию».

Это стало серьезным поводом, чтобы продемонстрировать представителям масс-медиа установку ЭЛОУ-АВТ-7 по первичной переработке нефти, центральную операторную - фактически «мозг» комплекса, лабораторию, очистные сооружения и наливные эстакады.

Далее впечатленных производственной мощью предприятия экскурсантов ждали руководители ТАНЕКО и "Татнефти". Отметим, что до сего момента комплекс "ТАНЕКО" был относительно закрытым для средств массовой информации, руководство компании очень осторожно комментировало положение дел на заводе.

FAR_.jpg
Спикеры пресс-конференции - Фарит Давлетшин, Наиль Маганов и Хамза Багманов, заверили журналистов, что бензиновое топливо республика получит в срок

Итак, вчера с журналистами общались первый заместитель генерального директора ОАО «Татнефть» Наиль Маганов, председатель совета директоров ОАО «ТАНЕКО», начальник управления инвестиций ОАО «Татнефть» Фарит Давлетшин и генеральный директор ОАО «ТАНЕКО» Хамза Багманов. Открывая встречу, Маганов проговорился: «Мы обещали, как только закончим объект (первую очередь комплекса), все расскажем. Мы сняли обет молчания».

Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался: какой объем продукции по всей номенклатуре в 2011 году выпустил комплекс в пересчете на тонны и рубли (напомним, что с момента запуска 26 октября 2010 г. НПЗ работал в тестовом режиме) и каковы перспективы на 2012 год?

«На первых наших установках переработан 1 млн. 760 тыс. тонн нефти, - объяснил Багманов. - Сейчас процесс комплексного опробования на последующих установках продолжается. На установках, на которые получили разрешение и лицензию, мы переходим к стадии коммерческой эксплуатации. Номенклатура соответствует перечню переработки нефти, это в первую очередь прямогонный бензин (используется как сырье в химической промышленности), печное топливо и мазут. Годовая выручка при выходе на стабильную работу в 2012 году составит 15 - 16 млрд. рублей в год».

Как известно, проект финансировался полностью компанией "Татнефть" за счет собственных средств и привлеченных кредитов.

– "Татнефть" приняла решение, – отметил Багманов, – комплекс полностью будет работать по давальческой схеме: то есть сырье подается "Татнефтью" и продукцией распоряжается она же, чтобы обеспечить возврат вложенных ресурсов.

ПРОЕКТНЫЙ СРОК ОКУПАЕМОСТИ – МЕНЕЕ ШЕСТИ ЛЕТ

Давлетшин уточнил, что на сегодняшний день в проект привлечено 212 млрд. рублей. Из них на 2011 год приходится 25 миллиардов. В 2012 год планируется вложить более 20 млрд. рублей, причем уже только за счет средств "Татнефти". Общий объем инвестиций, по словам Давлетшина, предполагается в размере 250 - 280 млрд. рублей. Он отметил, что кредитный портфель компании "Татнефть" в этом году снизился на 7 млрд. рублей и составляет 104 млрд. рублей.

Однако здесь следует, как было рассказано, разделить понятия: данные заемные средства не имеют направленности только на ТАНЕКО, а ориентированы на все проекты компании.

Назвал начальник управления инвестиций и предусмотренный первоначальной проектной документацией срок окупаемости проекта ТАНЕКО по завершении его реализации – 5 лет и 9 месяцев, однако изменение налогового законодательства увеличивает его до 9,5 лет.

IMG_6737.jpg
На сегодняшний день в ТАНЕКО привлечено 212 млрд. рублей. В 2012 году планируется вложить еще более 20 млрд. рублей

В свою очередь Маганов разложил поэтапно следующие вехи развития комплекса: «В 2013 году мы введем гидрокрекинг с производством базовых масел. В 2016 - 2017 году рассчитываем закончить комплекс глубокой переработки. И на этом будем считать строительство первого этапа «семимиллионника» законченным».

Что касается удвоения мощности предприятия переработки до 14 млн. т сырой нефти, то, как пояснил Маганов, «эта тема не снята, компания отслеживает экономическую конъюнктуру, и когда сложатся благоприятные экономические условия, возможно, приступим к реализации этого проекта». Он также сообщил, что продукция первого этапа ТАНЕКО будет отправляться на экспорт. После реализации второго этапа, когда комплекс станет производить топливо Евро-5 (а возможно, если к тому моменту появятся соответствующие стандарты, и Евро-6), «тогда мы будем готовы поставлять для нашей страны продукцию высокого качества и в это же время должны получить автомобильные масла».

«ОН СТОИТ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ДОЛЖЕН СТОИТЬ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался: когда ожидается выход автомобильного топлива с ТАНЕКО? Тем более что о предпочтительных сроках его появления недавно заявил президент РТ Рустам Минниханов. Напомним, что президент буквально неделю назад ознакомился с ходом работ, выполняемых на втором этапе комплексного опробования пускового комплекса 1А1. О чем и сообщил в своем Twitter, оптимистично предположив, что автомобильный бензин республика получит через полтора года.

– Ну, неужели вы думаете, что мы можем поставить под сомнение слова президента? – удивился Багманов. – Все технологии у нас имеются, в проект заложены, площадка подготовлена, инфраструктура имеется. Так что это реальная задача.

По окончании мероприятия спикеры пресс-конференции ответили газете «БИЗНЕС Online» на некоторые вопросы, оставшиеся за кадром. В частности, Маганов отверг все сомнения относительно чрезмерной дороговизны проекта: «Почему такой дорогой проект? Он стоит ровно столько, сколько должен стоить. Это недорогой проект. Его нельзя сравнивать с другими нефтеперерабатывающими заводами. У нас процентов 40 ушло в инфраструктуру, которая на других заводах уже существует. А здесь – в чистом поле целый организм создан. А там - маленькие локальные установки».

Багманов разъяснил казавшуюся нестыковку по цифрам: если 212 млрд. рублей инвестировано в первый этап проекта, то совершенно несоразмерным выглядит стоимость всего проекта – 280 млрд. рублей. Получается, что все остальные этапы оцениваются лишь в треть от первого?

– Инвестировано, профинансировано, освоено – это все совершенно разные параметры, - пояснил Багманов. – Инвестиции всегда считают без НДС, все финансирование считают с НДС, освоено только то, что принято по бухгалтерии. Авансовые средства попадают на приход освоения капвложений только после того, как актами они приняты. Посчитайте: 212 млрд. – это включая НДС, а в целом инвестиции – 286 млрд. на весь «семимиллионник», считается без НДС. Проще из 212 млрд. убрать 20 процентов и сказать, что это проинвестировано сейчас. С другой стороны, в этих цифрах ничего удивительного нет еще по одной причине: на сегодняшнем этапе уже вся инфраструктура построена, так что эти затраты также исключаются.